Тарифное регулирование естественных монополий
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифное регулирование естественных монополий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.2 "Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)" Федерального закона "Об электроэнергетике"СТАТЬЯ 23.2 "ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов): сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Особенности правового регулирования естественных монополий
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Особенности правового регулирования естественных монополий
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ)
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 23.2. Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 23.2. Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)
Ситуация: Как гражданину подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также, в частности, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и законодательства о рекламе (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также, в частности, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и законодательства о рекламе (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Рассмотрены вопросы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами. Приведены общие положения о юридической ответственности, раскрыто содержание ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Выделены виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. На основе анализа правоприменительной практики отмечено, что в рассматриваемой сфере общественных отношений имеются особенности субъектного состава, объекта и содержания правоотношения. Также существует специальное нормативное правовое регулирование в сфере снабжения электроэнергией, газоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами, теплоснабжения. В целом примеры правоприменительной практики свидетельствуют о том, что недобросовестная конкуренция и экономическая деятельность, направленная на монополизацию в сфере снабжения энергоресурсами, связаны с несоблюдением требований законодательства о тарифном регулировании, о естественных монополиях, о госзакупках. В каждой сфере снабжения энергоресурсами к нарушителям требований антимонопольного законодательства наряду с общими положениями об ответственности в соответствии со ст. 37 Закона о защите конкуренции применяются также нормы отраслевого законодательства. Приведены примеры применения таких норм в разных сферах снабжения энергоресурсами (в сфере снабжения электрической энергией, газоснабжения, теплоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами). В целом анализ правоприменительной практики показал, что целесообразно в специальные законы, регламентирующие отношения в сфере снабжения энергоресурсами, включить нормы, в которых определены основания и условия наступления юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Рассмотрены вопросы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами. Приведены общие положения о юридической ответственности, раскрыто содержание ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Выделены виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. На основе анализа правоприменительной практики отмечено, что в рассматриваемой сфере общественных отношений имеются особенности субъектного состава, объекта и содержания правоотношения. Также существует специальное нормативное правовое регулирование в сфере снабжения электроэнергией, газоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами, теплоснабжения. В целом примеры правоприменительной практики свидетельствуют о том, что недобросовестная конкуренция и экономическая деятельность, направленная на монополизацию в сфере снабжения энергоресурсами, связаны с несоблюдением требований законодательства о тарифном регулировании, о естественных монополиях, о госзакупках. В каждой сфере снабжения энергоресурсами к нарушителям требований антимонопольного законодательства наряду с общими положениями об ответственности в соответствии со ст. 37 Закона о защите конкуренции применяются также нормы отраслевого законодательства. Приведены примеры применения таких норм в разных сферах снабжения энергоресурсами (в сфере снабжения электрической энергией, газоснабжения, теплоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами). В целом анализ правоприменительной практики показал, что целесообразно в специальные законы, регламентирующие отношения в сфере снабжения энергоресурсами, включить нормы, в которых определены основания и условия наступления юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в сфере рекламы, по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в сфере рекламы, по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ N 336, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) в соответствии с требованиями Федеральных законов N 248-ФЗ и 294-ФЗ специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора), проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, а также государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) (п. 11 Постановления Правительства РФ N 336).
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ N 336, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) в соответствии с требованиями Федеральных законов N 248-ФЗ и 294-ФЗ специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора), проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, а также государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) (п. 11 Постановления Правительства РФ N 336).
Готовое решение: Как определяется и устанавливается цена договора
(КонсультантПлюс, 2025)Цена может устанавливаться или регулироваться государственными или муниципальными органами власти. Это возможно в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Обратите внимание, что регулирование цены возможно только на основании федерального закона (см. Позицию ВС РФ). Например, ценовое регулирование предусмотрено для субъектов естественных монополий (ст. ст. 4 и 6 Закона о естественных монополиях), в электроэнергетике (п. 2 ст. 20, ст. 23 Закона об электроэнергетике).
(КонсультантПлюс, 2025)Цена может устанавливаться или регулироваться государственными или муниципальными органами власти. Это возможно в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Обратите внимание, что регулирование цены возможно только на основании федерального закона (см. Позицию ВС РФ). Например, ценовое регулирование предусмотрено для субъектов естественных монополий (ст. ст. 4 и 6 Закона о естественных монополиях), в электроэнергетике (п. 2 ст. 20, ст. 23 Закона об электроэнергетике).
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<99> Грушко А.М. Модели оценки результатов тарифного регулирования естественных монополий: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. С 17.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<99> Грушко А.М. Модели оценки результатов тарифного регулирования естественных монополий: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. С 17.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. В связи с этим Приказом ФАС России от 30 июня 2022 г. N 490/22 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. В связи с этим Приказом ФАС России от 30 июня 2022 г. N 490/22 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.