Существенный недостаток услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенный недостаток услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недостатки услуг
(КонсультантПлюс, 2025)2. Существенные недостатки услуг
(КонсультантПлюс, 2025)2. Существенные недостатки услуг
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора оказания услуг по инициативе заказчика
(КонсультантПлюс, 2025)Признается существенным недостатком результата оказанных услуг по оценке имущества несоответствие подготовленного исполнителем отчета об оценке федеральному законодательству и стандартам (даже если услуги приняты заказчиком без замечаний), и на этом основании расторгается договор по иску заказчика
(КонсультантПлюс, 2025)Признается существенным недостатком результата оказанных услуг по оценке имущества несоответствие подготовленного исполнителем отчета об оценке федеральному законодательству и стандартам (даже если услуги приняты заказчиком без замечаний), и на этом основании расторгается договор по иску заказчика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что делать заказчику, если исполнитель оказал услуги ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Если же в договоре такого условия нет, существенность недостатков оказанных услуг придется определять в конкретном случае с учетом характера допущенного исполнителем нарушения, вида услуги, ее содержания и др. Дело в том, что в гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг нет норм о существенных недостатках услуг. Положения же о подряде, которые исходя из ст. 783 ГК РФ могут применяться к возмездному оказанию услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, упоминают существенность недостатков результата работ (например, в п. 3 ст. 723 ГК РФ), но не раскрывают ее содержательно.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же в договоре такого условия нет, существенность недостатков оказанных услуг придется определять в конкретном случае с учетом характера допущенного исполнителем нарушения, вида услуги, ее содержания и др. Дело в том, что в гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг нет норм о существенных недостатках услуг. Положения же о подряде, которые исходя из ст. 783 ГК РФ могут применяться к возмездному оказанию услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, упоминают существенность недостатков результата работ (например, в п. 3 ст. 723 ГК РФ), но не раскрывают ее содержательно.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Легальное определение недостатка и существенного недостатка платных образовательных услуг дано в абз. 4, 7 п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)Легальное определение недостатка и существенного недостатка платных образовательных услуг дано в абз. 4, 7 п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг.
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
(ред. от 24.06.2025)Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статья: Спор о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При выявлении существенных недостатков работы (услуги) потребитель может предъявить исполнителю требование об их безвозмездном устранении, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование можно предъявить, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного на нее срока службы или в течение 10 лет со дня принятия работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен (п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При выявлении существенных недостатков работы (услуги) потребитель может предъявить исполнителю требование об их безвозмездном устранении, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование можно предъявить, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного на нее срока службы или в течение 10 лет со дня принятия работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен (п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
Ситуация: Можно ли вернуть полную стоимость авиа- или железнодорожного билета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перечень случаев, дающих пассажиру право на отказ от воздушной перевозки с возвратом уплаченной провозной платы, не является исчерпывающим и не исключает возможность такого отказа в случае иных существенных недостатков услуги перевозки (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 N 49-КГ20-7-К6).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перечень случаев, дающих пассажиру право на отказ от воздушной перевозки с возвратом уплаченной провозной платы, не является исчерпывающим и не исключает возможность такого отказа в случае иных существенных недостатков услуги перевозки (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 N 49-КГ20-7-К6).
Готовое решение: Как расторгнуть договор об оказании услуг путем одностороннего отказа
(КонсультантПлюс, 2025)недостатки оказанных услуг являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)недостатки оказанных услуг являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)На самом деле ст. 29 ЗоЗПП позволяет потребителю отказаться от договора возмездного оказания услуг в случае, когда в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)На самом деле ст. 29 ЗоЗПП позволяет потребителю отказаться от договора возмездного оказания услуг в случае, когда в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Ситуация: Как доказывать факт продажи некачественных товаров, выполнения работ или оказания услуг с недостатками?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если выявлен существенный недостаток товара (работы, услуги) и потребитель предъявляет требование о безвозмездном их устранении изготовителю (исполнителю, импортеру).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если выявлен существенный недостаток товара (работы, услуги) и потребитель предъявляет требование о безвозмездном их устранении изготовителю (исполнителю, импортеру).
Ситуация: Что делать потребителю при ненадлежащем качестве выполненных работ или оказанных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)при выявлении существенных недостатков работы (услуги) и предъявлении требования о безвозмездном их устранении. Такое требование можно заявить при обнаружении недостатков по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)при выявлении существенных недостатков работы (услуги) и предъявлении требования о безвозмездном их устранении. Такое требование можно заявить при обнаружении недостатков по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.
Готовое решение: Как организовать оказание платных образовательных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик, например, может отказаться от исполнения договора, если вы в установленный договором срок не устранили недостатки платных образовательных услуг, а также если заказчик выявил существенные недостатки таких услуг (п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик, например, может отказаться от исполнения договора, если вы в установленный договором срок не устранили недостатки платных образовательных услуг, а также если заказчик выявил существенные недостатки таких услуг (п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг).
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)1. О расторжении договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ, или о признании договора расторгнутым в тех случаях, когда возможен односторонний отказ от договора. Односторонний отказ потребителя финансовых услуг от договора возможен, например, при непредоставлении полной и достоверной информации об услуге (п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей), при нарушении сроков оказания услуги (п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей), при обнаружении недостатков и существенных недостатков оказанной услуги (п. 1 и 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей), в отношении договора банковского счета (п. 1 ст. 859 ГК РФ), при отсутствии у исполнителя лицензии или обязательного членства в саморегулируемой организации (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ). При этом, как уже отмечалось, когда возможен односторонний отказ от договора (расторжение договора в одностороннем порядке), при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется (абз. 2 п. 29, посл. абз. п. 33 Постановления от 22.06.2021 N 18).
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)1. О расторжении договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ, или о признании договора расторгнутым в тех случаях, когда возможен односторонний отказ от договора. Односторонний отказ потребителя финансовых услуг от договора возможен, например, при непредоставлении полной и достоверной информации об услуге (п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей), при нарушении сроков оказания услуги (п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей), при обнаружении недостатков и существенных недостатков оказанной услуги (п. 1 и 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей), в отношении договора банковского счета (п. 1 ст. 859 ГК РФ), при отсутствии у исполнителя лицензии или обязательного членства в саморегулируемой организации (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ). При этом, как уже отмечалось, когда возможен односторонний отказ от договора (расторжение договора в одностороннем порядке), при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется (абз. 2 п. 29, посл. абз. п. 33 Постановления от 22.06.2021 N 18).
Ситуация: Что делать в случае ненадлежащего оказания платных образовательных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Под существенным недостатком платных образовательных услуг понимается неустранимый недостаток; недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Под существенным недостатком платных образовательных услуг понимается неустранимый недостаток; недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
Ситуация: Каковы сроки предъявления претензии для защиты прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении существенных недостатков работы (услуги) потребитель может предъявить исполнителю требование о безвозмездном их устранении, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование можно предъявить, если такие недостатки обнаружены и по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного на нее срока службы или в течение 10 лет со дня принятия работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен (п. 6 ст. 29 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении существенных недостатков работы (услуги) потребитель может предъявить исполнителю требование о безвозмездном их устранении, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование можно предъявить, если такие недостатки обнаружены и по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного на нее срока службы или в течение 10 лет со дня принятия работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен (п. 6 ст. 29 Закона N 2300-1).