Существенные условия договора оказания услуг по 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенные условия договора оказания услуг по 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение порядка оплаты по контракту
(КонсультантПлюс, 2025)...УМП... сообщило ПАО... о невозможности подписания дополнительного соглашения, в связи с тем что... УМП... осуществляет закупки в рамках Федерального закона... N 44-ФЗ... Согласно закону... N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
(КонсультантПлюс, 2025)...УМП... сообщило ПАО... о невозможности подписания дополнительного соглашения, в связи с тем что... УМП... осуществляет закупки в рамках Федерального закона... N 44-ФЗ... Согласно закону... N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности в судебном порядке: некоторые проблемы правоприменения
(Снытникова Н.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)<20> Потава Е.В. Последствия расторжения гражданско-правового договора в России: некоторые аспекты правового регулирования // Юридический факт. 2019. N 76. С. 4; Трешкина А.А. Проблемы регулирования договорной работы по Федеральному закону N 44-ФЗ // Молодой ученый. 2020. N 50. С. 329.
(Снытникова Н.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)<20> Потава Е.В. Последствия расторжения гражданско-правового договора в России: некоторые аспекты правового регулирования // Юридический факт. 2019. N 76. С. 4; Трешкина А.А. Проблемы регулирования договорной работы по Федеральному закону N 44-ФЗ // Молодой ученый. 2020. N 50. С. 329.
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, место оказания услуг является существенным условием контракта, заключенного по результатам конкурентной закупки. Оно должно быть указано в извещении о закупке, а значит, и в контракте (ч. 1 ст. 34, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Это условие названо законом необходимым для данного вида договоров (п. 1 ст. 432 ГК РФ). По общему правилу изменить его нельзя (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, место оказания услуг является существенным условием контракта, заключенного по результатам конкурентной закупки. Оно должно быть указано в извещении о закупке, а значит, и в контракте (ч. 1 ст. 34, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Это условие названо законом необходимым для данного вида договоров (п. 1 ст. 432 ГК РФ). По общему правилу изменить его нельзя (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">Кроме того, согласно части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">Кроме того, согласно части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Статья: Налоговые последствия участия физических лиц в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Нормами НК РФ легально установлено, что вознаграждение по договору возмездного оказания услуг или подряда облагается НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). В действующей редакции ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрена обязанность заказчика при заключении контракта с физическим лицом в такой контракт включить обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. В данном случае заказчик обязан уплатить в бюджет за физическое лицо НДФЛ, а также все необходимые страховые взносы, удерживаемые из цены контракта, заключенного по итогам конкурентных процедур. Однако при заключении договора с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем заказчик на свой выбор может самостоятельно заплатить сборы и обязательные платежи в бюджет в отношении физического лица, что соотносится с первоначальной редакцией ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая не обязывала заказчика уменьшать цену договора на страховые взносы, оставляя последнему дискрецию выбора: все полностью удержать из цены договора либо уменьшить цену договора на размер подоходного налога, а страховые взносы отнести на дополнительные издержки заказчика.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Нормами НК РФ легально установлено, что вознаграждение по договору возмездного оказания услуг или подряда облагается НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). В действующей редакции ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрена обязанность заказчика при заключении контракта с физическим лицом в такой контракт включить обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. В данном случае заказчик обязан уплатить в бюджет за физическое лицо НДФЛ, а также все необходимые страховые взносы, удерживаемые из цены контракта, заключенного по итогам конкурентных процедур. Однако при заключении договора с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем заказчик на свой выбор может самостоятельно заплатить сборы и обязательные платежи в бюджет в отношении физического лица, что соотносится с первоначальной редакцией ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая не обязывала заказчика уменьшать цену договора на страховые взносы, оставляя последнему дискрецию выбора: все полностью удержать из цены договора либо уменьшить цену договора на размер подоходного налога, а страховые взносы отнести на дополнительные издержки заказчика.
Вопрос: Можно ли выставить штраф за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, поставщику, систематически не предоставляющему акты сдачи-приемки товара и допускающему ошибки в товарных накладных (указывает неверные номера договоров, цены, единицы измерения и т.д.)?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример 2. Предоставление исполнителем заказчику первичных учетных документов по договору не может считаться основополагающим обязательством договора возмездного оказания услуг. В договоре отсутствует ответственность исполнителя в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждый факт непредоставления или нарушения сроков предоставления первичных учетных документов (счета-фактуры, актов об оказанных услугах и товарных накладных). Кроме того, договором не установлены с достаточной степенью определенности сроки предоставления указанных документов. Обязанность по предоставлению первичных учетных документов не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку в договоре не предусмотрен штраф за нарушения, указанные заказчиком, штраф взысканию не подлежит <3>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример 2. Предоставление исполнителем заказчику первичных учетных документов по договору не может считаться основополагающим обязательством договора возмездного оказания услуг. В договоре отсутствует ответственность исполнителя в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждый факт непредоставления или нарушения сроков предоставления первичных учетных документов (счета-фактуры, актов об оказанных услугах и товарных накладных). Кроме того, договором не установлены с достаточной степенью определенности сроки предоставления указанных документов. Обязанность по предоставлению первичных учетных документов не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку в договоре не предусмотрен штраф за нарушения, указанные заказчиком, штраф взысканию не подлежит <3>.
Ситуация: Как по соглашению сторон расторгнуть частично исполненный контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки). Сведения о таких поставщиках включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2, 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). О существенных нарушениях договора поставки см. Готовое решение.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки). Сведения о таких поставщиках включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2, 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). О существенных нарушениях договора поставки см. Готовое решение.
Вопрос: Существуют ли случаи, когда заказчик вправе не направлять в контрольный орган информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, для включения в РНП?
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Приведем также пример из судебной практики, который показывает отсутствие оснований для включения в РНП в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта со ссылкой на норму ГК РФ, не увязывающую такие действия с нарушением существенных условий контракта исполнителем.
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Приведем также пример из судебной практики, который показывает отсутствие оснований для включения в РНП в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта со ссылкой на норму ГК РФ, не увязывающую такие действия с нарушением существенных условий контракта исполнителем.
Готовое решение: Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения корректировку реализации
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь поставщиком в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, то изменения условий договора (контракта) продажи (поставки) произведите по соглашению сторон в соответствии с требованиями ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в которой, в частности, определены основания для изменения существенных условий договора (контракта) по соглашению сторон (п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь поставщиком в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, то изменения условий договора (контракта) продажи (поставки) произведите по соглашению сторон в соответствии с требованиями ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в которой, в частности, определены основания для изменения существенных условий договора (контракта) по соглашению сторон (п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Сроки действия государственных (муниципальных) контрактов и исполнения контрактных обязательств: к вопросу о межотраслевых связях бюджетного права
(Белов В.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Анализ Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) <5> показывает, что сроки поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) выступают как обязательное условие государственных и муниципальных контрактов, т.е. могут рассматриваться в качестве существенного условия последних (ст. 24, 25, 33, 42 и др.).
(Белов В.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Анализ Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) <5> показывает, что сроки поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) выступают как обязательное условие государственных и муниципальных контрактов, т.е. могут рассматриваться в качестве существенного условия последних (ст. 24, 25, 33, 42 и др.).
Вопрос: Об оформлении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) при приемке товаров, работ, услуг по договору, размещенному в реестре контрактов на ЕИС.
(Письмо Минфина России от 09.09.2024 N 02-07-08/85671)В соответствии с пунктом 64.19 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н (далее - Методические указания), Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) (далее - Акт приемки (ф. 0510452)) применяется, в случае если информация о договоре, в соответствии с которым осуществляется поставка товаров, работ, услуг, не размещается в реестре контрактов на единой информационной системе в сфере закупок и указанным договором предусмотрено осуществление приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, включая актирование расхождений, выявленных в результате приемки.
(Письмо Минфина России от 09.09.2024 N 02-07-08/85671)В соответствии с пунктом 64.19 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н (далее - Методические указания), Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) (далее - Акт приемки (ф. 0510452)) применяется, в случае если информация о договоре, в соответствии с которым осуществляется поставка товаров, работ, услуг, не размещается в реестре контрактов на единой информационной системе в сфере закупок и указанным договором предусмотрено осуществление приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, включая актирование расхождений, выявленных в результате приемки.
Готовое решение: Какой порядок закупки услуг ОСАГО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте также исключение из общего правила. Если проводите закупку малого объема или иную закупку у единственного поставщика, указанную в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, контракт может не содержать ряд обязательных условий, в том числе порядок приемки по контракту.
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте также исключение из общего правила. Если проводите закупку малого объема или иную закупку у единственного поставщика, указанную в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, контракт может не содержать ряд обязательных условий, в том числе порядок приемки по контракту.
Готовое решение: Государственный, муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Включайте в проект государственного, муниципального контракта все существенные условия, предусмотренные для такого вида договоров Гражданским кодексом РФ, а также обязательные условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ. Вы вправе предусмотреть дополнительные условия, которые помогут уточнить порядок исполнения контракта, возможность его изменения и расторжения.
(КонсультантПлюс, 2025)Включайте в проект государственного, муниципального контракта все существенные условия, предусмотренные для такого вида договоров Гражданским кодексом РФ, а также обязательные условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ. Вы вправе предусмотреть дополнительные условия, которые помогут уточнить порядок исполнения контракта, возможность его изменения и расторжения.
Вопрос: Заказчик - бюджетное учреждение. Обязан ли такой заказчик указывать в контракте условие, предусмотренное ч. 5 ст. 78.1 БК РФ?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Ответ: Изменение существенных условий контракта допускается исключительно в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом согласно ч. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и/или сроков оплаты и/или объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Ответ: Изменение существенных условий контракта допускается исключительно в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом согласно ч. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и/или сроков оплаты и/или объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.