Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Учет рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом изложенного судом... прохождение истцом инструктажа правомерно расценено как обязательное условие допуска истца к службе, относится к подготовке работника к исполнению должностных обязанностей, поскольку судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в силу специфики службы обязан обеспечивать общественный порядок в зданиях, помещениях судов, осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлять иную деятельность, связанную с обеспечением безопасности при исполнении служебных обязанностей, что также установлено должностной инструкцией, в связи с чем невключение времени прохождения инструктажа в период фактически отработанного времени, не является нарушением части 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку является условием надлежащего исполнения служебных обязанностей..."
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом изложенного судом... прохождение истцом инструктажа правомерно расценено как обязательное условие допуска истца к службе, относится к подготовке работника к исполнению должностных обязанностей, поскольку судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в силу специфики службы обязан обеспечивать общественный порядок в зданиях, помещениях судов, осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлять иную деятельность, связанную с обеспечением безопасности при исполнении служебных обязанностей, что также установлено должностной инструкцией, в связи с чем невключение времени прохождения инструктажа в период фактически отработанного времени, не является нарушением части 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку является условием надлежащего исполнения служебных обязанностей..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов в современных условиях
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, судебный пристав, судебная система.
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, судебный пристав, судебная система.
Статья: Актуальные вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)<7> Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 98.
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)<7> Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 98.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)- меры административно-правового принуждения могут выступать в качестве дополнительных в ходе обеспечения установленного порядка применения мер административно-процессуального принуждения в рамках административного производства или административного судопроизводства и поэтому имеют административно-процессуальное значение. Например, в ходе обеспечения исполнения определения о приводе в соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ, применяемой в качестве меры административно-процессуального принуждения по обеспечению исполнения установленного ст. 29.7 КоАП РФ порядка рассмотрения дел в случае неявки без уважительных причин при надлежащем извещении, судебные приставы-исполнители в соответствии с п. 12 Приказа Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164 "Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов" <13> имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 15 - 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <14>, применять физическую силу, специальные средства, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. По общему правилу применение физической силы и специальных средств осуществляется в качестве самостоятельных мер административно-правового принуждения за рамками административного производства или административного судопроизводства. Однако в том случае, когда данные меры применяются публичной администрацией в рамках административного производства или административного судопроизводства по разрешению административных дел в соответствии с КоАП РФ и КАС РФ и обеспечивают установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения в виде привода, они являются дополнительными мерами административно-правового принуждения, имеющими административно-процессуальное значение. Наряду с этим обязательное дактилоскопирование как мера административно-правового принуждения также имеет двойственный характер применения: самостоятельный и дополнительный, имеющий административно-процессуальное значение. С одной стороны, в случаях обязательной дактилоскопической регистрации, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <15>, например, в отношении граждан, претендующих на получение удостоверения частного охранника и др., применение данной меры административно-правового принуждения носит самостоятельный характер за рамками административного производства или административного судопроизводства. С другой стороны, данная мера является дополнительной мерой административно-правового принуждения, имеющей административно-процессуальное значение, поскольку применяется в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в том числе подлежащих административному задержанию, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста (п. 19 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции") <16>, и обеспечивает установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения. В данном случае представляется, что обязательное дактилоскопирование является мерой административно-правового принуждения, имеющей материальные основания и установленный ст. 11 Федерального закона N 128 порядок применения, но в силу специфики ее применения в ходе административного производства или административного судопроизводства проявляется ее процессуальное значение, поскольку является составной частью (фрагментом) применения мер административно-процессуального принуждения;
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)- меры административно-правового принуждения могут выступать в качестве дополнительных в ходе обеспечения установленного порядка применения мер административно-процессуального принуждения в рамках административного производства или административного судопроизводства и поэтому имеют административно-процессуальное значение. Например, в ходе обеспечения исполнения определения о приводе в соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ, применяемой в качестве меры административно-процессуального принуждения по обеспечению исполнения установленного ст. 29.7 КоАП РФ порядка рассмотрения дел в случае неявки без уважительных причин при надлежащем извещении, судебные приставы-исполнители в соответствии с п. 12 Приказа Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164 "Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов" <13> имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 15 - 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <14>, применять физическую силу, специальные средства, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. По общему правилу применение физической силы и специальных средств осуществляется в качестве самостоятельных мер административно-правового принуждения за рамками административного производства или административного судопроизводства. Однако в том случае, когда данные меры применяются публичной администрацией в рамках административного производства или административного судопроизводства по разрешению административных дел в соответствии с КоАП РФ и КАС РФ и обеспечивают установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения в виде привода, они являются дополнительными мерами административно-правового принуждения, имеющими административно-процессуальное значение. Наряду с этим обязательное дактилоскопирование как мера административно-правового принуждения также имеет двойственный характер применения: самостоятельный и дополнительный, имеющий административно-процессуальное значение. С одной стороны, в случаях обязательной дактилоскопической регистрации, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <15>, например, в отношении граждан, претендующих на получение удостоверения частного охранника и др., применение данной меры административно-правового принуждения носит самостоятельный характер за рамками административного производства или административного судопроизводства. С другой стороны, данная мера является дополнительной мерой административно-правового принуждения, имеющей административно-процессуальное значение, поскольку применяется в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в том числе подлежащих административному задержанию, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста (п. 19 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции") <16>, и обеспечивает установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения. В данном случае представляется, что обязательное дактилоскопирование является мерой административно-правового принуждения, имеющей материальные основания и установленный ст. 11 Федерального закона N 128 порядок применения, но в силу специфики ее применения в ходе административного производства или административного судопроизводства проявляется ее процессуальное значение, поскольку является составной частью (фрагментом) применения мер административно-процессуального принуждения;
Статья: Организация и обеспечение безопасности судебной деятельности в новых эпидемиологических условиях
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Отдельной строкой необходимо упомянуть организацию пропускного и внутриобъектового режима в зданиях судов в целях предотвращения нарушения правил личной и общественной гигиены. Именно на данном этапе, по существу, находится передний край борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, поскольку надлежащее соблюдение контрольно-пропускного режима позволяет отсечь потенциальных распространителей инфекции. В связи с чем входные группы судов должны быть обеспечены бесконтактными термометрами, диспенсерами с кожными антисептиками, медицинскими масками и перчатками. Немаловажно обеспечить плотное взаимодействие с подразделением судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), а также иных лиц, несущих охрану здания суда, в целях организации измерения температуры тела посетителей, выявления лиц с признаками ОРВИ, контроля соблюдения масочно-перчаточного режима и выполнения иных антикоронавирусных мер.
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Отдельной строкой необходимо упомянуть организацию пропускного и внутриобъектового режима в зданиях судов в целях предотвращения нарушения правил личной и общественной гигиены. Именно на данном этапе, по существу, находится передний край борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, поскольку надлежащее соблюдение контрольно-пропускного режима позволяет отсечь потенциальных распространителей инфекции. В связи с чем входные группы судов должны быть обеспечены бесконтактными термометрами, диспенсерами с кожными антисептиками, медицинскими масками и перчатками. Немаловажно обеспечить плотное взаимодействие с подразделением судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), а также иных лиц, несущих охрану здания суда, в целях организации измерения температуры тела посетителей, выявления лиц с признаками ОРВИ, контроля соблюдения масочно-перчаточного режима и выполнения иных антикоронавирусных мер.
Статья: Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)Существуют и другие процессуальные нарушения, предполагающие ответственность эксперта: за разглашение данных предварительного расследования (в соответствии со ст. 310 УК РФ "Разглашение данных предварительного расследования"), за незаконное получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (в соответствии с одноименной ст. 183 УК РФ), за нарушения порядка в судебном заседании (в соответствии со ст. 258 УПК РФ "Меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании", ст. 17.3 КоАП РФ "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов", ст. 159 ГПК РФ "Меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании"), в случае невыполнения требования суда о завершении экспертизы в установленный срок, а также при отказе от проведения экспертизы, если стороны отказались от ее предварительной оплаты (в соответствии со ст. 85 ГПК РФ "Обязанности и права эксперта"), и др.
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)Существуют и другие процессуальные нарушения, предполагающие ответственность эксперта: за разглашение данных предварительного расследования (в соответствии со ст. 310 УК РФ "Разглашение данных предварительного расследования"), за незаконное получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (в соответствии с одноименной ст. 183 УК РФ), за нарушения порядка в судебном заседании (в соответствии со ст. 258 УПК РФ "Меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании", ст. 17.3 КоАП РФ "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов", ст. 159 ГПК РФ "Меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании"), в случае невыполнения требования суда о завершении экспертизы в установленный срок, а также при отказе от проведения экспертизы, если стороны отказались от ее предварительной оплаты (в соответствии со ст. 85 ГПК РФ "Обязанности и права эксперта"), и др.
Статья: Процессуальная ответственность в арбитражном процессе и некоторые вопросы ее эффективности
(Соловых С.Ж.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Анализ постановлений, принятых по ст. 17.3 КоАП РФ, указывает, что неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов может проявляться: в отказе по требованию судебного пристава прекратить неуважительные высказывания о сотрудниках суда <10>, нецензурные выражения <11>, осуществлении фотокопирования материалов дела без разрешения председателя суда, курении в не предназначенном для этого места, вносе в здание суда запрещенных предметов и впоследствии обнаруженных, нахождении в состоянии алкогольного опьянения и в других действиях, нарушающих установленные правила поведения в суде <12>.
(Соловых С.Ж.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Анализ постановлений, принятых по ст. 17.3 КоАП РФ, указывает, что неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов может проявляться: в отказе по требованию судебного пристава прекратить неуважительные высказывания о сотрудниках суда <10>, нецензурные выражения <11>, осуществлении фотокопирования материалов дела без разрешения председателя суда, курении в не предназначенном для этого места, вносе в здание суда запрещенных предметов и впоследствии обнаруженных, нахождении в состоянии алкогольного опьянения и в других действиях, нарушающих установленные правила поведения в суде <12>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Привод свидетеля (обвиняемого и др.) по определению суда по общему правилу осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Однако закон не запрещает судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обращаться к органу внутренних дел за содействием в осуществлении привода.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Привод свидетеля (обвиняемого и др.) по определению суда по общему правилу осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Однако закон не запрещает судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обращаться к органу внутренних дел за содействием в осуществлении привода.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ диспозиции ч. 2 ст. 294 УК РФ позволяет заключить, что в ней отсутствует указание на таких потерпевших, как судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) и судебный пристав-исполнитель, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также другими законами, подзаконными и локальными актами.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ диспозиции ч. 2 ст. 294 УК РФ позволяет заключить, что в ней отсутствует указание на таких потерпевших, как судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) и судебный пристав-исполнитель, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также другими законами, подзаконными и локальными актами.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением судебных актов Федеральной службой судебных приставов
(Хорев А.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяются только на деяние (действие или бездействие) судебного пристава по осуществлению безопасности в зале суда, но никак не затрагивают постановления суда, так как деятельность судов не является предметом прокурорского надзора. Поэтому прокурор не вправе проверять постановления и распоряжения суда, исполнение которых вменяется органу принудительного исполнения. Предмет прокурорского надзора за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) - деяния судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов: обеспечение безопасности суда, судей и других участников процесса, исполнение распоряжений председательствующего судьи по поддержанию общественного порядка в зале суда, осуществление охраны зданий и помещений суда, использование ими оружия и физической силы, исполнение приводов лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда.
(Хорев А.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяются только на деяние (действие или бездействие) судебного пристава по осуществлению безопасности в зале суда, но никак не затрагивают постановления суда, так как деятельность судов не является предметом прокурорского надзора. Поэтому прокурор не вправе проверять постановления и распоряжения суда, исполнение которых вменяется органу принудительного исполнения. Предмет прокурорского надзора за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) - деяния судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов: обеспечение безопасности суда, судей и других участников процесса, исполнение распоряжений председательствующего судьи по поддержанию общественного порядка в зале суда, осуществление охраны зданий и помещений суда, использование ими оружия и физической силы, исполнение приводов лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда.
Статья: Порядок вызова свидетеля в суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения РФ - на основании постановления или определения суда. В первом случае должностные лица руководствуются Инструкцией о порядке осуществления привода, утв. Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438, а во втором - Порядком осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утв. Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения РФ - на основании постановления или определения суда. В первом случае должностные лица руководствуются Инструкцией о порядке осуществления привода, утв. Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438, а во втором - Порядком осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утв. Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164.
Статья: К вопросу о направлениях воздействия экстраординарных (кризисных) ситуаций на судебную систему
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)<13> Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Федеральной службой судебных приставов были разработаны Методические рекомендации по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, согласованные Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 9 февраля 2023 г. N 5. Методические рекомендации размещены в СПС "КонсультантПлюс" с пометкой "Проект". Ссылки на указанные рекомендации используются при проведении учебных занятий с сотрудниками судов. См. подробнее: URL: https://vk.com/usd.tula?w=wall-224806783_482&ysclid=m6hqzcgxs5654455900 (дата обращения: 29.01.2025).
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)<13> Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Федеральной службой судебных приставов были разработаны Методические рекомендации по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, согласованные Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 9 февраля 2023 г. N 5. Методические рекомендации размещены в СПС "КонсультантПлюс" с пометкой "Проект". Ссылки на указанные рекомендации используются при проведении учебных занятий с сотрудниками судов. См. подробнее: URL: https://vk.com/usd.tula?w=wall-224806783_482&ysclid=m6hqzcgxs5654455900 (дата обращения: 29.01.2025).