Судебная ветвь власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная ветвь власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Задачи судопроизводства в арбитражных судах" АПК РФ"Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что по смыслу статьи 2 АПК РФ арбитражный суд не вправе подменять функции уполномоченного органа (ФНС России), в компетенции которого в силу закона находится внесение сведений о юридических лицах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в противном случае это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением" КАС РФ"Поскольку по смыслу статей 3, 4, 226, 227 КАС РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда, на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу о возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления о формировании земельного участка под многоквартирным домом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первые шаги на пути приватизации российского правосудия?
(Сорокин В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)В отношении полномочий судебной ветви власти Конституция РФ, по ее буквальному тексту, отдает судам монополию на отправление правосудия. Тем не менее возрастающая нагрузка на суды побуждает законодателя к изъятию наиболее простых споров из их первичной компетенции и передачу таких дел в обязательном порядке на разрешение квалифицированных частных лиц. Такое явление в западной юридической литературе именуется приватизацией правосудия. В РФ первые примеры подобных ситуаций можно обнаружить в деятельности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и арбитражного управляющего, чью компетенцию по установлению обоснованности требований кредиторов в банкротных делах предлагает расширить ВС РФ. На указанных лиц фактически возлагаются обязанности по официально-властному разрешению частноправового спора, что и позволяет поставить вопрос о делегировании им правосудного функционала. Заявленный вопрос заставляет обратиться к общим доктринальным подходам к содержательному определению деятельности по отправлению правосудия. Автор детально исследует процедурные правила деятельности обозначенных лиц, отмечает пробелы и недочеты законодательного регулирования, а также отыскивает принципиальные отличия от иных форм несудебной защиты гражданских прав. В статье анализируются свойства решений, принимаемых по результатам рассмотрения спора, их качества сопоставляются с признаками законной силы, которая согласно классическим подходам является атрибутом исключительно судебного акта. Автор резюмирует, что государство может переложить выполнение своих функций на других лиц только с сохранением такого же уровня гарантий, что и при отправлении правосудия в государственных судах. Иное бы влекло фактическое создание ситуационно-чрезвычайных "судов" по тем категориям дел, где излишняя нагрузка ординарных государственных судов была бы нежелательной.
(Сорокин В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)В отношении полномочий судебной ветви власти Конституция РФ, по ее буквальному тексту, отдает судам монополию на отправление правосудия. Тем не менее возрастающая нагрузка на суды побуждает законодателя к изъятию наиболее простых споров из их первичной компетенции и передачу таких дел в обязательном порядке на разрешение квалифицированных частных лиц. Такое явление в западной юридической литературе именуется приватизацией правосудия. В РФ первые примеры подобных ситуаций можно обнаружить в деятельности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и арбитражного управляющего, чью компетенцию по установлению обоснованности требований кредиторов в банкротных делах предлагает расширить ВС РФ. На указанных лиц фактически возлагаются обязанности по официально-властному разрешению частноправового спора, что и позволяет поставить вопрос о делегировании им правосудного функционала. Заявленный вопрос заставляет обратиться к общим доктринальным подходам к содержательному определению деятельности по отправлению правосудия. Автор детально исследует процедурные правила деятельности обозначенных лиц, отмечает пробелы и недочеты законодательного регулирования, а также отыскивает принципиальные отличия от иных форм несудебной защиты гражданских прав. В статье анализируются свойства решений, принимаемых по результатам рассмотрения спора, их качества сопоставляются с признаками законной силы, которая согласно классическим подходам является атрибутом исключительно судебного акта. Автор резюмирует, что государство может переложить выполнение своих функций на других лиц только с сохранением такого же уровня гарантий, что и при отправлении правосудия в государственных судах. Иное бы влекло фактическое создание ситуационно-чрезвычайных "судов" по тем категориям дел, где излишняя нагрузка ординарных государственных судов была бы нежелательной.
Статья: Понятие и виды судебного контроля
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебная власть является независимой ветвью власти, имеющей свои принципы и направления деятельности. Судебная власть предполагает рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных видов дел, итогом которого служит принятие судебного решения. Однако в ряде случаев суд является контролирующим органом, наделенным полномочиями по ревизии нормативных и ненормативных актов, а при наличии соответствующих предписаний процессуального закона - органом, осуществляющим согласование проведения тех или иных процессуальных действий.
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебная власть является независимой ветвью власти, имеющей свои принципы и направления деятельности. Судебная власть предполагает рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных видов дел, итогом которого служит принятие судебного решения. Однако в ряде случаев суд является контролирующим органом, наделенным полномочиями по ревизии нормативных и ненормативных актов, а при наличии соответствующих предписаний процессуального закона - органом, осуществляющим согласование проведения тех или иных процессуальных действий.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Правовые позиции Комитета. Комитет напоминает, что в соответствии с п. f) ст. 2 и п. a) ст. 5 Конвенции государства-участники обязаны принимать необходимые меры с целью изменения или отмены не только законов и существующих правил, но также обычаев и практики, дискриминирующих женщин, включая случаи, когда в государствах-участниках существуют множественные юридические системы, в которых применение норм права о личном статусе к отдельным лицам варьируется в зависимости от факторов их идентичности, таких как этническая или религиозная принадлежность <1>. Комитет... напоминает, что ответственность государств-участников за выполнение ими своих обязательств в соответствии со ст. 2 наступает в результате действий или бездействия, исходящих от всех ветвей государственной власти, включая судебную <2>. Государства-участники также обязаны, в соответствии с п. 1 ст. 16, принимать все необходимые меры по искоренению дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся замужества и семейных отношений <3>. Комитет напоминает о своей Общей рекомендации N 29 по экономическим последствиям вступления в брак, семейных отношений и их расторжения, основанной на принципах, подробно изложенных в Общей рекомендации N 21, и обязывающей государства-участники ликвидировать дискриминацию в отношении женщин при вступлении в брак, нахождении в браке и при его расторжении в случае развода или смерти, как предусмотрено ст. 16 Конвенции <4>. Государства-участники обязаны принимать законы о наследовании по закону, отвечающие принципам Конвенции и обеспечивающие равное отношение к наследникам мужского и женского пола <5>. В связи с этим Комитет напоминает, что в Общей рекомендации N 29 особо отмечается, что государства-участники обязаны обеспечивать соблюдение запрета на лишение вдовы/вдовца наследства <6> (п. 7.2 Мнений).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Правовые позиции Комитета. Комитет напоминает, что в соответствии с п. f) ст. 2 и п. a) ст. 5 Конвенции государства-участники обязаны принимать необходимые меры с целью изменения или отмены не только законов и существующих правил, но также обычаев и практики, дискриминирующих женщин, включая случаи, когда в государствах-участниках существуют множественные юридические системы, в которых применение норм права о личном статусе к отдельным лицам варьируется в зависимости от факторов их идентичности, таких как этническая или религиозная принадлежность <1>. Комитет... напоминает, что ответственность государств-участников за выполнение ими своих обязательств в соответствии со ст. 2 наступает в результате действий или бездействия, исходящих от всех ветвей государственной власти, включая судебную <2>. Государства-участники также обязаны, в соответствии с п. 1 ст. 16, принимать все необходимые меры по искоренению дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся замужества и семейных отношений <3>. Комитет напоминает о своей Общей рекомендации N 29 по экономическим последствиям вступления в брак, семейных отношений и их расторжения, основанной на принципах, подробно изложенных в Общей рекомендации N 21, и обязывающей государства-участники ликвидировать дискриминацию в отношении женщин при вступлении в брак, нахождении в браке и при его расторжении в случае развода или смерти, как предусмотрено ст. 16 Конвенции <4>. Государства-участники обязаны принимать законы о наследовании по закону, отвечающие принципам Конвенции и обеспечивающие равное отношение к наследникам мужского и женского пола <5>. В связи с этим Комитет напоминает, что в Общей рекомендации N 29 особо отмечается, что государства-участники обязаны обеспечивать соблюдение запрета на лишение вдовы/вдовца наследства <6> (п. 7.2 Мнений).
Статья: Проблема квалификации вреда здоровью человека при нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов
(Постная О.В., Исаев Г.О.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3)Важной составляющей правильной квалификации деяния на начальном этапе является взаимодействие законодательной и судебной ветвей власти, их взаимосвязь. Так, создавая нормы права, устанавливая санкции в УК РФ, законодатель должен ответственно подходить к оценке нормативных новелл, осознавая, что от его правильной и грамотной работы по созданию нормы права зависит дальнейшая правоприменительная практика и в определенной части не только его авторитет, но и авторитет всей судебной власти государства.
(Постная О.В., Исаев Г.О.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3)Важной составляющей правильной квалификации деяния на начальном этапе является взаимодействие законодательной и судебной ветвей власти, их взаимосвязь. Так, создавая нормы права, устанавливая санкции в УК РФ, законодатель должен ответственно подходить к оценке нормативных новелл, осознавая, что от его правильной и грамотной работы по созданию нормы права зависит дальнейшая правоприменительная практика и в определенной части не только его авторитет, но и авторитет всей судебной власти государства.
Статья: Классическое понимание принципа разделения властей и современное государственное устройство: необходимо ли теоретическое переосмысление?
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Как было отмечено выше, классическое понимание принципа разделения властей исходит из наличия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Указанные ветви власти, безусловно, являются основополагающими, однако усложнение государственного устройства приводит к появлению и последующему усилению роли и в определенной степени обособлению на практике ветвей власти, явно выходящих за пределы описанной триады.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Как было отмечено выше, классическое понимание принципа разделения властей исходит из наличия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Указанные ветви власти, безусловно, являются основополагающими, однако усложнение государственного устройства приводит к появлению и последующему усилению роли и в определенной степени обособлению на практике ветвей власти, явно выходящих за пределы описанной триады.
Статья: Примирение в условиях цифровизации судебной деятельности
(Фомина М.Н.)
("Российский судья", 2024, N 9)Упомянутая Стратегия является основой для реализации многих государственных концепций, в том числе развития электронного правосудия. Информационные технологии на службе судебной ветви власти обеспечивают качественную оптимизацию судебных процедур, а также увеличивают порог доступа граждан к правосудию.
(Фомина М.Н.)
("Российский судья", 2024, N 9)Упомянутая Стратегия является основой для реализации многих государственных концепций, в том числе развития электронного правосудия. Информационные технологии на службе судебной ветви власти обеспечивают качественную оптимизацию судебных процедур, а также увеличивают порог доступа граждан к правосудию.
Статья: О справедливости и гуманизации современного уголовного правосудия
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2025, N 5)Еще в далеком 2002 г., когда в стране процветали организованные преступные группировки, теневая экономика, теневая политика, теневая юстиция, а средства массовой информации принадлежали олигархам, Президент нашей страны В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации впервые отважился поставить перед законодательной и судебной ветвями власти задачу гуманизации уголовного законодательства, изменения судебной практики, заявив: "Нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний... за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие... По действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие более гуманные меры наказания. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы... должно стать широкой судебной практикой. Наша главная цель - и об этом мы много раз говорили - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости" <1>.
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2025, N 5)Еще в далеком 2002 г., когда в стране процветали организованные преступные группировки, теневая экономика, теневая политика, теневая юстиция, а средства массовой информации принадлежали олигархам, Президент нашей страны В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации впервые отважился поставить перед законодательной и судебной ветвями власти задачу гуманизации уголовного законодательства, изменения судебной практики, заявив: "Нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний... за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие... По действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие более гуманные меры наказания. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы... должно стать широкой судебной практикой. Наша главная цель - и об этом мы много раз говорили - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости" <1>.
Статья: К вопросу о содержании категории "насилие" в нормах Особенной части Уголовного кодекса РФ
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 11)Анализ актов Верховного Суда РФ позволяет сделать вывод, что проблема определения насилия и выделения категории насильственных преступлений является действительной, и ее необходимо разрешать на законотворческом уровне. 15 июня 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление, в соответствии с которым предлагается дополнить ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ пунктами 27.1 и 27.2, которые вводят понятия преступлений насильственного и ненасильственного характера, т.е. совершенных с применением насилия или угрозой его применения либо же без таковых <3>. При этом, учитывая, что по состоянию на апрель 2024 года подобных изменений в УПК РФ не содержится, напрашивается вывод, что органы законодательной власти, по всей видимости, не ставят в качестве приоритета дефиницию категории "насилие" в уголовном законодательстве, и этот вопрос приходится решать усилиями представителей судебной ветви власти. Вместе с тем от правильности квалификации действий лица в качестве насильственных зависит решение суда и справедливость приговора.
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 11)Анализ актов Верховного Суда РФ позволяет сделать вывод, что проблема определения насилия и выделения категории насильственных преступлений является действительной, и ее необходимо разрешать на законотворческом уровне. 15 июня 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление, в соответствии с которым предлагается дополнить ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ пунктами 27.1 и 27.2, которые вводят понятия преступлений насильственного и ненасильственного характера, т.е. совершенных с применением насилия или угрозой его применения либо же без таковых <3>. При этом, учитывая, что по состоянию на апрель 2024 года подобных изменений в УПК РФ не содержится, напрашивается вывод, что органы законодательной власти, по всей видимости, не ставят в качестве приоритета дефиницию категории "насилие" в уголовном законодательстве, и этот вопрос приходится решать усилиями представителей судебной ветви власти. Вместе с тем от правильности квалификации действий лица в качестве насильственных зависит решение суда и справедливость приговора.
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Институт наставничества органичен и для судебной ветви власти. Единого нормативного правового акта не существует <30>. Как правило, нормативные акты, планы, графики, регулирующие организацию института наставничества в отношении вновь назначенных судей, разрабатываются на локальном уровне, в каждом конкретном суде. В большинстве судов наставничество реализуется непосредственно под руководством председателей судов.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Институт наставничества органичен и для судебной ветви власти. Единого нормативного правового акта не существует <30>. Как правило, нормативные акты, планы, графики, регулирующие организацию института наставничества в отношении вновь назначенных судей, разрабатываются на локальном уровне, в каждом конкретном суде. В большинстве судов наставничество реализуется непосредственно под руководством председателей судов.
Статья: К вопросу о допустимости иска о понуждении к принятию нормативного правового акта
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Ключевые слова: бездействие правотворческих органов, административное судопроизводство, судебный нормоконтроль, соотношение законодательной и судебной ветвей власти, судебное вмешательство в правотворческую деятельность.
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Ключевые слова: бездействие правотворческих органов, административное судопроизводство, судебный нормоконтроль, соотношение законодательной и судебной ветвей власти, судебное вмешательство в правотворческую деятельность.
Статья: Оплата труда, гарантии и компенсации как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 9)Специфика специального регулирования оплаты труда судей проявляется прежде всего в конституционно-правовой гарантии финансирования судов только из федерального бюджета, направленной на обеспечение полного и независимого отправления правосудия <1>. Данная гарантия реализуется Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <2>, предписывающим недопустимость снижения финансирования судебной власти без согласия компетентных органов судейского сообщества и устанавливающим право судов производить списание в безакцептном порядке денежных средств с казначейских счетов в случае непоступления финансирования в установленный законом срок. Указанные гарантии обеспечивают независимость судебной власти в системе разделения властей и возможность стабильного, бесперебойного отправления правосудия, они обусловлены особой публично-правовой значимостью судебной ветви власти в системе государственного устройства. Данные публично-правовые гарантии финансирования судебной власти, в свою очередь, выступают правообразующими для специальных трудоправовых гарантий в сфере оплаты труда судей. Таким образом, уникальная специфика профессиональной деятельности судьи, характеризуемая особым публично-правовым статусом данного специального субъекта права и публично-правовой природой отправления правосудия как обязательного элемента его трудовой функции, диктует необходимость усиления общих положений ТК РФ об оплате труда - дополнительными гарантиями в отношении судей, как особо значимой и ценной для общества и государства категории работников.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 9)Специфика специального регулирования оплаты труда судей проявляется прежде всего в конституционно-правовой гарантии финансирования судов только из федерального бюджета, направленной на обеспечение полного и независимого отправления правосудия <1>. Данная гарантия реализуется Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <2>, предписывающим недопустимость снижения финансирования судебной власти без согласия компетентных органов судейского сообщества и устанавливающим право судов производить списание в безакцептном порядке денежных средств с казначейских счетов в случае непоступления финансирования в установленный законом срок. Указанные гарантии обеспечивают независимость судебной власти в системе разделения властей и возможность стабильного, бесперебойного отправления правосудия, они обусловлены особой публично-правовой значимостью судебной ветви власти в системе государственного устройства. Данные публично-правовые гарантии финансирования судебной власти, в свою очередь, выступают правообразующими для специальных трудоправовых гарантий в сфере оплаты труда судей. Таким образом, уникальная специфика профессиональной деятельности судьи, характеризуемая особым публично-правовым статусом данного специального субъекта права и публично-правовой природой отправления правосудия как обязательного элемента его трудовой функции, диктует необходимость усиления общих положений ТК РФ об оплате труда - дополнительными гарантиями в отношении судей, как особо значимой и ценной для общества и государства категории работников.
Статья: Судейский активизм и судебная сдержанность в теории эволютивного подхода к праву
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Рассматривая различные мнения относительно судебного активизма, встречаешься с самыми разными позициями. Некоторые исследователи считают, что активизм проявляется в судебном вмешательстве в политику в форме законотворчества, когда судья выходит за пределы простого проявления креативности и увлекается законотворчеством, устанавливая новые правила по поддержанию социального, политического, экономического регулирования вопреки воле других ветвей власти. Возникает вопрос о сущности и диапазоне судебной власти, особенно для органов конституционного контроля. Судьи, оценивая норму, и так вовлекаются в политическую сферу: они могут ее аннулировать, предложить собственный вариант регулирования, т.е. все указанные действия производятся в соответствии с предоставленными им полномочиями. Временное регулирование представляет собой некоторую форму фактического совпадения судебного активизма и судебного законотворчества. Между тем судьи могут вмешиваться в названные сферы и простым толкованием нормы. Следовательно, тенденции развития права и их фактический результат демонстрируют изменения в разделении и балансе властей и свидетельствуют о многогранности судебной ветви власти.
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Рассматривая различные мнения относительно судебного активизма, встречаешься с самыми разными позициями. Некоторые исследователи считают, что активизм проявляется в судебном вмешательстве в политику в форме законотворчества, когда судья выходит за пределы простого проявления креативности и увлекается законотворчеством, устанавливая новые правила по поддержанию социального, политического, экономического регулирования вопреки воле других ветвей власти. Возникает вопрос о сущности и диапазоне судебной власти, особенно для органов конституционного контроля. Судьи, оценивая норму, и так вовлекаются в политическую сферу: они могут ее аннулировать, предложить собственный вариант регулирования, т.е. все указанные действия производятся в соответствии с предоставленными им полномочиями. Временное регулирование представляет собой некоторую форму фактического совпадения судебного активизма и судебного законотворчества. Между тем судьи могут вмешиваться в названные сферы и простым толкованием нормы. Следовательно, тенденции развития права и их фактический результат демонстрируют изменения в разделении и балансе властей и свидетельствуют о многогранности судебной ветви власти.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В.М. Лебедев, цитируя политическое эссе А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея "Федералист" относительно слабости судебной ветви власти по отношению к законодательной и исполнительной, которая "не имеет никакого влияния ни на меч, ни на казну, не касается ни силы, ни богатства общества... а выносит только суждения и в конечном счете зависит от помощи исполнительной власти для претворения их в жизнь", соглашается с точкой зрения, согласно которой сила судебной власти должна быть закреплена верховенством закона <1>. Он указывает на то, что в России судопроизводство строится на основе кодифицированных актов, принятых парламентом, в отличие от системы прецедентного права, которая определяет особенности деятельности судов и принимаемые ими решения в странах общего права <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В.М. Лебедев, цитируя политическое эссе А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея "Федералист" относительно слабости судебной ветви власти по отношению к законодательной и исполнительной, которая "не имеет никакого влияния ни на меч, ни на казну, не касается ни силы, ни богатства общества... а выносит только суждения и в конечном счете зависит от помощи исполнительной власти для претворения их в жизнь", соглашается с точкой зрения, согласно которой сила судебной власти должна быть закреплена верховенством закона <1>. Он указывает на то, что в России судопроизводство строится на основе кодифицированных актов, принятых парламентом, в отличие от системы прецедентного права, которая определяет особенности деятельности судов и принимаемые ими решения в странах общего права <2>.