Субсидиарная ответственность учредителя казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность учредителя казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Учредитель казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)...иск о взыскании задолженности предъявлен только к основному должнику - войсковой части, выводов относительно необходимости привлечения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ [учредитель - ред.] к субсидиарной ответственности в судебных актах не содержится, следовательно, оснований считать, что ими непосредственно затронуты права и обязанности указанного лица как субсидиарного должника в данном случае не имеется...
(КонсультантПлюс, 2025)...иск о взыскании задолженности предъявлен только к основному должнику - войсковой части, выводов относительно необходимости привлечения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ [учредитель - ред.] к субсидиарной ответственности в судебных актах не содержится, следовательно, оснований считать, что ими непосредственно затронуты права и обязанности указанного лица как субсидиарного должника в данном случае не имеется...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Такие юридические лица в отечественном правопорядке разделяются: а) на унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения на публичное имущество, которые несут неограниченную ответственность перед кредиторами вплоть до банкротства (будучи при этом ограниченными в совершении многих сделок, которые к тому же не участвовавший в них учредитель вправе оспаривать <23>); б) учреждения с правом оперативного управления публичным имуществом, в свою очередь, разделенные на три вида (казенные, бюджетные и автономные) с имущественной ответственностью по долгам, ограниченной денежными средствами и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ) и без возможности банкротства <24>. Такая ограниченная самостоятельная ответственность в отсутствие неограниченной субсидиарной ответственности учредителей не позволяет отождествлять публичные учреждения (кроме казенных) с классическими "юридическими лицами публичного права".
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Такие юридические лица в отечественном правопорядке разделяются: а) на унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения на публичное имущество, которые несут неограниченную ответственность перед кредиторами вплоть до банкротства (будучи при этом ограниченными в совершении многих сделок, которые к тому же не участвовавший в них учредитель вправе оспаривать <23>); б) учреждения с правом оперативного управления публичным имуществом, в свою очередь, разделенные на три вида (казенные, бюджетные и автономные) с имущественной ответственностью по долгам, ограниченной денежными средствами и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ) и без возможности банкротства <24>. Такая ограниченная самостоятельная ответственность в отсутствие неограниченной субсидиарной ответственности учредителей не позволяет отождествлять публичные учреждения (кроме казенных) с классическими "юридическими лицами публичного права".
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Казенные предприятия, учреждения (как организации, субсидиарную ответственность по обязательствам которых несет учредитель-собственник), публично-правовые компании, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны несостоятельными (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 65 ГК).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Казенные предприятия, учреждения (как организации, субсидиарную ответственность по обязательствам которых несет учредитель-собственник), публично-правовые компании, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны несостоятельными (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 65 ГК).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
"ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм"
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")Государственное казенное учреждение субъекта Российской Федерации отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ГК РФ, ст. 123.22).
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")Государственное казенное учреждение субъекта Российской Федерации отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ГК РФ, ст. 123.22).
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, учредитель - публично-правовое образование полностью отвечает как собственник имущества лишь по долгам казенного учреждения при условии недостаточности у последнего денежных средств в его распоряжении (субсидиарная ответственность). Это подтверждается и судебной практикой <3>, при этом, как отмечает Верховный Суд РФ, кредитор в случае необходимости может обратиться в суд и одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и субсидиарному должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета <4>. Как показывает анализ судебных актов, если иск подан к самому казенному учреждению, то должником обычно признается именно оно (а не два субъекта или напрямую учредитель), но в решении оговаривается дальнейшее привлечение к ответственности учредителя (за счет средств бюджета) в случае недостаточности средств.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, учредитель - публично-правовое образование полностью отвечает как собственник имущества лишь по долгам казенного учреждения при условии недостаточности у последнего денежных средств в его распоряжении (субсидиарная ответственность). Это подтверждается и судебной практикой <3>, при этом, как отмечает Верховный Суд РФ, кредитор в случае необходимости может обратиться в суд и одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и субсидиарному должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета <4>. Как показывает анализ судебных актов, если иск подан к самому казенному учреждению, то должником обычно признается именно оно (а не два субъекта или напрямую учредитель), но в решении оговаривается дальнейшее привлечение к ответственности учредителя (за счет средств бюджета) в случае недостаточности средств.
Статья: Немотивированный отказ госзаказчика от заключения допсоглашения является нарушением
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)Относительно взыскания в субсидиарном порядке с обоих ответчиков суд первой инстанции исходил из следующего. Облкомприроды осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, а согласно нормам бюджетного законодательства кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. ГКУ - федеральное казенное учреждение, учредителем которого является Облкомприроды согласно информационной выписке из ЕГРЮЛ. Следовательно, предъявление иска одновременно к основному должнику и субсидиарному должнику не противоречит закону.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)Относительно взыскания в субсидиарном порядке с обоих ответчиков суд первой инстанции исходил из следующего. Облкомприроды осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, а согласно нормам бюджетного законодательства кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. ГКУ - федеральное казенное учреждение, учредителем которого является Облкомприроды согласно информационной выписке из ЕГРЮЛ. Следовательно, предъявление иска одновременно к основному должнику и субсидиарному должнику не противоречит закону.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Согласно действующему правовому регулированию субсидиарная ответственность публично-правовых образований наступает в случаях, предусмотренных законом, по обязательствам бюджетных, казенных и автономных учреждений (п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ) и казенных предприятий (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Взыскание в данном случае предполагается не за счет средств органа-учредителя, а непосредственно за счет публично-правового образования, так как в бюджете средства для этого были закреплены не за органом, а за учреждением, т.е. у органа они просто отсутствуют.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Согласно действующему правовому регулированию субсидиарная ответственность публично-правовых образований наступает в случаях, предусмотренных законом, по обязательствам бюджетных, казенных и автономных учреждений (п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ) и казенных предприятий (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Взыскание в данном случае предполагается не за счет средств органа-учредителя, а непосредственно за счет публично-правового образования, так как в бюджете средства для этого были закреплены не за органом, а за учреждением, т.е. у органа они просто отсутствуют.
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- автономным. Это учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного таким учреждением за счет средств, выделенных учредителем;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- автономным. Это учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного таким учреждением за счет средств, выделенных учредителем;
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Изложенное выше как раз ярко иллюстрируется правилом, которое установил законодатель о регулировании ответственности учреждения. В соответствии с новыми правилами учреждение может нести ответственность по своим обязательствам, в первую очередь, только денежными средствами, которые имеются в распоряжении этого юридического лица, но может также реализовать бремя ответственности путем обращения взыскания на иное имущество и только в случаях, прямо предусмотренных законом. При таком изложении, казалось бы, потенциальный взыскатель не сможет реализовать свои требования к казенному учреждению, но законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника казенного учреждения в случае, если денежных средств и имущества учреждения недостаточно для погашения предъявленных требований. Кроме этого, законодателем определены случаи субсидиарной ответственности, которые предусмотрены пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Изложенное выше как раз ярко иллюстрируется правилом, которое установил законодатель о регулировании ответственности учреждения. В соответствии с новыми правилами учреждение может нести ответственность по своим обязательствам, в первую очередь, только денежными средствами, которые имеются в распоряжении этого юридического лица, но может также реализовать бремя ответственности путем обращения взыскания на иное имущество и только в случаях, прямо предусмотренных законом. При таком изложении, казалось бы, потенциальный взыскатель не сможет реализовать свои требования к казенному учреждению, но законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника казенного учреждения в случае, если денежных средств и имущества учреждения недостаточно для погашения предъявленных требований. Кроме этого, законодателем определены случаи субсидиарной ответственности, которые предусмотрены пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В отличие от этого казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами, а бюджетные и автономные учреждения - также и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 и п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ). При недостатке указанного имущества возникает субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений (исключающая банкротство последних). Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений субсидиарно отвечают только по их обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. По остальным обязательствам этих учреждений субсидиарная ответственность их учредителей-собственников фактически исключается, а ряд находящихся у таких учреждений видов имущества забронирован от взыскания кредиторов, хотя и обанкротиться учреждения не могут (п. 1 ст. 65 ГК РФ). С учетом установленного законом ограничения имущества, на которое может быть обращено взыскание кредиторов автономных и бюджетных учреждений, можно говорить об их необоснованно привилегированном положении в гражданском (имущественном) обороте <543>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В отличие от этого казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами, а бюджетные и автономные учреждения - также и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 и п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ). При недостатке указанного имущества возникает субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений (исключающая банкротство последних). Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений субсидиарно отвечают только по их обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. По остальным обязательствам этих учреждений субсидиарная ответственность их учредителей-собственников фактически исключается, а ряд находящихся у таких учреждений видов имущества забронирован от взыскания кредиторов, хотя и обанкротиться учреждения не могут (п. 1 ст. 65 ГК РФ). С учетом установленного законом ограничения имущества, на которое может быть обращено взыскание кредиторов автономных и бюджетных учреждений, можно говорить об их необоснованно привилегированном положении в гражданском (имущественном) обороте <543>.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Данные актуальные разъяснения касаются субсидиарной ответственности собственника имущества казенного учреждения, но они по аналогии подлежат применению ко всем аналогичным случаям, когда собственник имущества организации, участник, учредитель, полный товарищ несет в силу прямого указания в законе субсидиарную ответственность по долгам организации при недостаточности ее имущества (вне связи с каким-либо неправомерным поведением со своей стороны, а, скорее, как законный обеспечитель обязательств такой организации).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Данные актуальные разъяснения касаются субсидиарной ответственности собственника имущества казенного учреждения, но они по аналогии подлежат применению ко всем аналогичным случаям, когда собственник имущества организации, участник, учредитель, полный товарищ несет в силу прямого указания в законе субсидиарную ответственность по долгам организации при недостаточности ее имущества (вне связи с каким-либо неправомерным поведением со своей стороны, а, скорее, как законный обеспечитель обязательств такой организации).
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Статья: Комментарии к статьям 48, 50 Гражданского кодекса РФ
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Требование оплаты минимальной стоимости имущества некоммерческой организации не распространяется на казенные и частные учреждения, поскольку по всем их обязательствам их учредители несут неограниченную субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ).
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Требование оплаты минимальной стоимости имущества некоммерческой организации не распространяется на казенные и частные учреждения, поскольку по всем их обязательствам их учредители несут неограниченную субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ).