Субсидиарная ответственность членов ТСЖ
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность членов ТСЖ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 147 "Правление товарищества собственников жилья" ЖК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд, частично удовлетворяя требование общества о привлечении солидарно контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, пояснил, что по смыслу частей 2 и 3 статьи 147 ЖК РФ полномочия председателя ограничены 2 годами, на которые избирается правление. Также не может быть председателем ТСЖ лицо, не являющееся собственником помещения в доме (домах), которым управляет ТСЖ, поскольку согласно части 1 статьи 143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает только у собственника помещения в доме.
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд, частично удовлетворяя требование общества о привлечении солидарно контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, пояснил, что по смыслу частей 2 и 3 статьи 147 ЖК РФ полномочия председателя ограничены 2 годами, на которые избирается правление. Также не может быть председателем ТСЖ лицо, не являющееся собственником помещения в доме (домах), которым управляет ТСЖ, поскольку согласно части 1 статьи 143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает только у собственника помещения в доме.
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 135 "Товарищество собственников жилья" ЖК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд, удовлетворяя требование конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей должника, указал, что по смыслу статьи 135 во взаимосвязи со статьями 137, 161 и 162 ЖК РФ действующим законодательством разграничены понятия управляющей компании, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и товарищества собственников жилья, которое представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники, и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд, удовлетворяя требование конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей должника, указал, что по смыслу статьи 135 во взаимосвязи со статьями 137, 161 и 162 ЖК РФ действующим законодательством разграничены понятия управляющей компании, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и товарищества собственников жилья, которое представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники, и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты банкротства ТСЖ
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 5)Ключевые слова: банкротство ТСЖ, член ТСЖ, субсидиарная ответственность председателя, правления.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 5)Ключевые слова: банкротство ТСЖ, член ТСЖ, субсидиарная ответственность председателя, правления.
Статья: Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в деле о банкротстве ТСЖ: практические аспекты
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 6)Во-вторых, само по себе наличие презумпций (вины, причинно-следственной связи и т.д.), указанных в ст. 61.10, 61.11 Закона о банкротстве, не имеет какого-либо констатирующего значения. Они лишь указывают на определенное распределение бремени доказывания между участниками спора, что не исключает ни право ответчика на опровержение приведенных заявителем доводов, ни обязанности суда исследовать и устанавливать наличие всей совокупности элементов, необходимых для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности. Например, по одному из дел <14> было отказано в привлечении председателя и членов правления ТСЖ к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по основанию неисполнения обязанности по передаче документов. Суды мотивировали это отсутствием доказательств получения должником средств с собственников жилья и их вывода контролирующими лицами, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что в данном случае не имеется оснований полагать, что именно непередача (передача с нарушением срока) конкурсному управляющему документации не позволила принять меры по формированию конкурсной массы, достигнуть цели конкурсного производства.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 6)Во-вторых, само по себе наличие презумпций (вины, причинно-следственной связи и т.д.), указанных в ст. 61.10, 61.11 Закона о банкротстве, не имеет какого-либо констатирующего значения. Они лишь указывают на определенное распределение бремени доказывания между участниками спора, что не исключает ни право ответчика на опровержение приведенных заявителем доводов, ни обязанности суда исследовать и устанавливать наличие всей совокупности элементов, необходимых для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности. Например, по одному из дел <14> было отказано в привлечении председателя и членов правления ТСЖ к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по основанию неисполнения обязанности по передаче документов. Суды мотивировали это отсутствием доказательств получения должником средств с собственников жилья и их вывода контролирующими лицами, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что в данном случае не имеется оснований полагать, что именно непередача (передача с нарушением срока) конкурсному управляющему документации не позволила принять меры по формированию конкурсной массы, достигнуть цели конкурсного производства.
Нормативные акты
Решение Калининградского УФАС России от 21.05.2014 по делу N Т-40/2014
Нарушение: п. 21 разд. 3 Приказа Министерства ЖКХ и ТЭК Калининградской области от 05.12.2012 N 31 "Об утверждении порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов".
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать.Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, компенсационный фонд СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов и осуществляет выплаты в результате наступления субсидиарной ответственности.
Нарушение: п. 21 разд. 3 Приказа Министерства ЖКХ и ТЭК Калининградской области от 05.12.2012 N 31 "Об утверждении порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов".
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать.Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, компенсационный фонд СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов и осуществляет выплаты в результате наступления субсидиарной ответственности.
Решение Калининградского УФАС России от 21.05.2014 по делу N Т-41/2014
Нарушение: п. 21 разд. 3 Приказа Министерства ЖКХ и ТЭК Калининградской области от 05.12.2012 N 31 "Об утверждении порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов".
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать.Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, компенсационный фонд СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов и осуществляет выплаты в результате наступления субсидиарной ответственности.
Нарушение: п. 21 разд. 3 Приказа Министерства ЖКХ и ТЭК Калининградской области от 05.12.2012 N 31 "Об утверждении порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов".
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать.Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, компенсационный фонд СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов и осуществляет выплаты в результате наступления субсидиарной ответственности.
Статья: Изменение в налогообложении товариществ собственников жилья
(Ломтев Г.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 7)Тем не менее некоторые различия, которые существуют между товариществами собственников жилья и жилищно - строительными кооперативами на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, не устранены. Товарищества собственников жилья имеют особую организационно - правовую форму и не относятся к потребительским кооперативам. Поэтому члены ТСЖ солидарно не несут субсидиарную ответственность по его обязательствам как члены жилищно - строительного кооператива (п.4 ст.116 гл.4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Члены товарищества собственников жилья также не могут распределять между его членами доходы, полученные от предпринимательской деятельности, что допускается для членов потребительского кооператива согласно п.5 той же статьи ГК РФ. Полученный доход используется в товариществе для оплаты общих расходов, предусмотренных принятой сметой, или направляется в специальные фонды и расходуется на осуществление уставных целей.
(Ломтев Г.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 7)Тем не менее некоторые различия, которые существуют между товариществами собственников жилья и жилищно - строительными кооперативами на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, не устранены. Товарищества собственников жилья имеют особую организационно - правовую форму и не относятся к потребительским кооперативам. Поэтому члены ТСЖ солидарно не несут субсидиарную ответственность по его обязательствам как члены жилищно - строительного кооператива (п.4 ст.116 гл.4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Члены товарищества собственников жилья также не могут распределять между его членами доходы, полученные от предпринимательской деятельности, что допускается для членов потребительского кооператива согласно п.5 той же статьи ГК РФ. Полученный доход используется в товариществе для оплаты общих расходов, предусмотренных принятой сметой, или направляется в специальные фонды и расходуется на осуществление уставных целей.
"Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. О.А. Городова)
("Проспект", 2012)3. Товарищества собственников жилья, являющиеся членами ассоциации (союза), сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) товариществ не отвечает по обязательствам своих членов. Товарищества, входящие в ассоциацию (союз), несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза).
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. О.А. Городова)
("Проспект", 2012)3. Товарищества собственников жилья, являющиеся членами ассоциации (союза), сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) товариществ не отвечает по обязательствам своих членов. Товарищества, входящие в ассоциацию (союз), несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза).
Статья: Управление многоквартирным домом: за и против
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Среди законодателей высказывается инициатива внести изменения, которые определяли бы, что члены ТСЖ должны нести субсидиарную солидарную ответственность за долги товарищества по оплате содержания, ремонта и обслуживанию общего имущества, что не соответствует конституционным нормам и приведет, скорее всего, к ликвидации такой формы управления, как ТСЖ. Потому что установление порядка, когда члены ТСЖ обязаны будут гасить образовавшуюся задолженность за услуги по управлению, содержанию и обслуживанию, а затем в судебном порядке обращаться к виновным в таком долге с иском о взыскании уплаченной суммы, не представляется рациональным и приемлемым для собственников помещений МКД, что и приведет к тому, что граждане будут отказываться от реализации такого способа управления.
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Среди законодателей высказывается инициатива внести изменения, которые определяли бы, что члены ТСЖ должны нести субсидиарную солидарную ответственность за долги товарищества по оплате содержания, ремонта и обслуживанию общего имущества, что не соответствует конституционным нормам и приведет, скорее всего, к ликвидации такой формы управления, как ТСЖ. Потому что установление порядка, когда члены ТСЖ обязаны будут гасить образовавшуюся задолженность за услуги по управлению, содержанию и обслуживанию, а затем в судебном порядке обращаться к виновным в таком долге с иском о взыскании уплаченной суммы, не представляется рациональным и приемлемым для собственников помещений МКД, что и приведет к тому, что граждане будут отказываться от реализации такого способа управления.
Статья: Реформа Гражданского кодекса в части кооперации в сфере жилищных отношений: что нового покажет нам она?
(Сапрыгина О.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2012, N 2)2. В ТСЖ нет субсидиарной ответственности членов товарищества по долгам последнего, в отличие от кооперативов, где члены субсидиарно несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива. Согласно п. 6 ст. 135 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества. Надо заметить, что на конгрессе МКА, состоявшемся, как было сказано выше, в Манчестере в 1995 г., в числе кооперативных ценностей была указана солидарность.
(Сапрыгина О.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2012, N 2)2. В ТСЖ нет субсидиарной ответственности членов товарищества по долгам последнего, в отличие от кооперативов, где члены субсидиарно несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива. Согласно п. 6 ст. 135 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества. Надо заметить, что на конгрессе МКА, состоявшемся, как было сказано выше, в Манчестере в 1995 г., в числе кооперативных ценностей была указана солидарность.
Статья: Организационно-правовая форма территориальных общественных самоуправлений
(Худолей К.М., Худолей Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2017, N 3)Как нам представляется, природе территориальных общественных самоуправлений в полной мере не соответствуют организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Например, создание ТОС в форме учреждения недопустимо в силу субсидиарной ответственности собственника имущества - учредителя данной организации, который является собственником имущества, переданного организации на праве оперативного управления. Учреждение ТОС в форме некоммерческого партнерства, казачьего общества и товарищества собственников жилья невозможно в связи с наличием членства в подобных организациях, а автономной некоммерческой организации и иных видов некоммерческих организаций - по уставным целям деятельности. Также нельзя создавать территориальные общественные самоуправления в форме общин коренных малочисленных народов, поскольку последние - формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, имеют членство (коллективное или индивидуальное) и могут представлять собой объединения граждан не только по соседско-территориальному, но и по кровнородственному признаку, а для ТОС это нехарактерно. Поэтому даже в районах компактного и дисперсного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации создание общин коренных малочисленных народов вместо ТОС не может выступить адекватной заменой последних. В силу указанных причин Конституционный Суд Республики Саха (Якутия), рассматривая дело о толковании отдельных положений Конституции Республики Саха (Якутия) о национальных административно-территориальных образованиях, указал, что коренные малочисленные народы, компактно проживающие в кочевых общинах, могут реализовать право на самоуправление в составе муниципального образования, входя в него, как и остальные жители административно-территориальной единицы (наслег, село), путем выбора территориального общественного самоуправления по волеизъявлению населения кочевой общины <1>.
(Худолей К.М., Худолей Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2017, N 3)Как нам представляется, природе территориальных общественных самоуправлений в полной мере не соответствуют организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Например, создание ТОС в форме учреждения недопустимо в силу субсидиарной ответственности собственника имущества - учредителя данной организации, который является собственником имущества, переданного организации на праве оперативного управления. Учреждение ТОС в форме некоммерческого партнерства, казачьего общества и товарищества собственников жилья невозможно в связи с наличием членства в подобных организациях, а автономной некоммерческой организации и иных видов некоммерческих организаций - по уставным целям деятельности. Также нельзя создавать территориальные общественные самоуправления в форме общин коренных малочисленных народов, поскольку последние - формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, имеют членство (коллективное или индивидуальное) и могут представлять собой объединения граждан не только по соседско-территориальному, но и по кровнородственному признаку, а для ТОС это нехарактерно. Поэтому даже в районах компактного и дисперсного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации создание общин коренных малочисленных народов вместо ТОС не может выступить адекватной заменой последних. В силу указанных причин Конституционный Суд Республики Саха (Якутия), рассматривая дело о толковании отдельных положений Конституции Республики Саха (Якутия) о национальных административно-территориальных образованиях, указал, что коренные малочисленные народы, компактно проживающие в кочевых общинах, могут реализовать право на самоуправление в составе муниципального образования, входя в него, как и остальные жители административно-территориальной единицы (наслег, село), путем выбора территориального общественного самоуправления по волеизъявлению населения кочевой общины <1>.
"Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: Учебник"
(том 1)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)Специфической разновидностью некоммерческих организаций являются некоммерческие товарищества. Высшим (волеобразующим) органом некоммерческого товарищества является общее собрание его участников (собрание уполномоченных), правомочное решать любой вопрос, отнесенный к компетенции коллегиального исполнительного органа. Ряд вопросов деятельности некоммерческого товарищества составляют исключительную компетенцию общего собрания. Исполнительными (волеизъявляющими) органами товарищества являются правление (коллегиальный орган) и его председатель (единоличный орган). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов товарищества (председателя, правления) осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор) не является органом товарищества. В отличие от кооператива члены некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам. Однако они могут быть обязаны к внесению дополнительных взносов, которые фактически становятся формой их ограниченной субсидиарной ответственности по долгам некоммерческого товарищества.
(том 1)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)Специфической разновидностью некоммерческих организаций являются некоммерческие товарищества. Высшим (волеобразующим) органом некоммерческого товарищества является общее собрание его участников (собрание уполномоченных), правомочное решать любой вопрос, отнесенный к компетенции коллегиального исполнительного органа. Ряд вопросов деятельности некоммерческого товарищества составляют исключительную компетенцию общего собрания. Исполнительными (волеизъявляющими) органами товарищества являются правление (коллегиальный орган) и его председатель (единоличный орган). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов товарищества (председателя, правления) осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор) не является органом товарищества. В отличие от кооператива члены некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам. Однако они могут быть обязаны к внесению дополнительных взносов, которые фактически становятся формой их ограниченной субсидиарной ответственности по долгам некоммерческого товарищества.
"Управление многоквартирным домом: Практическое пособие"
(Тихомиров М.Ю.)
("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2011)Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).
(Тихомиров М.Ю.)
("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2011)Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).
Статья: ТСЖ: за ошибки управляющих платят жильцы (ответственность жильцов по долгам ТСЖ)
(Кабанов О.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)Что касается взысканий, то ситуация может усугубляться по мере накопления долгов в течение нескольких месяцев вплоть до банкротства. До недавнего времени обанкротить ТСЖ было невозможно, так как пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 1 прежней редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" содержали закрытый перечень некоммерческих организаций, подлежащих банкротству, - ТСЖ в нем не значилось. Действующая редакция Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" распространяет свое действие на все юридические лица, за исключением политических партий и религиозных организаций. И согласно части 2 пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 4 статьи 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае банкротства ТСЖ, ставшего должником по вине своих членов, на них может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если собственного имущества товарищества будет недостаточно.
(Кабанов О.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)Что касается взысканий, то ситуация может усугубляться по мере накопления долгов в течение нескольких месяцев вплоть до банкротства. До недавнего времени обанкротить ТСЖ было невозможно, так как пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 1 прежней редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" содержали закрытый перечень некоммерческих организаций, подлежащих банкротству, - ТСЖ в нем не значилось. Действующая редакция Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" распространяет свое действие на все юридические лица, за исключением политических партий и религиозных организаций. И согласно части 2 пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 4 статьи 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае банкротства ТСЖ, ставшего должником по вине своих членов, на них может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если собственного имущества товарищества будет недостаточно.
"Юридический справочник по жилищным вопросам"
(Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю.)
(под ред. М.Ю. Тихомирова)
("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2011)Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза).
(Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю.)
(под ред. М.Ю. Тихомирова)
("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2011)Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза).
Статья: Ликвидация ТСЖ по решению собрания
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 2)Следует обратить особое внимание, что сокрытие и невключение в промежуточный баланс кредиторской задолженности, о которой известно ликвидационной комиссии или членам ТСЖ, незаконны. Кредитор оспорит запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации в связи с ликвидацией по причине нарушения установленного законом порядка ликвидации (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11) и потребует уплатить долги. Соблазн не учитывать задолженность при составлении ликвидационного баланса есть только тогда, когда такая задолженность не может быть покрыта за счет имеющегося имущества ТСЖ и препятствует завершению процедуры добровольной ликвидации. Дело в том, что при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица в течение 10 дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков (п. 3 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ)). Если этого не сделать, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) должны будут возместить убытки, причиненные в результате нарушения, а также будут нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам ТСЖ, возникшим после истечения указанных выше 10 дней (п. п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ). Вместе с тем необходимо понимать, что и сама процедура банкротства (пусть для ликвидируемого должника она проводится по упрощенной схеме - только конкурсное производство) требует немалых затрат, в первую очередь расходов на оплату услуг арбитражного управляющего (размер вознаграждения исчисляется по правилам ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). По окончании конкурсного производства требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (п. 9 ст. 142 того же Закона).
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 2)Следует обратить особое внимание, что сокрытие и невключение в промежуточный баланс кредиторской задолженности, о которой известно ликвидационной комиссии или членам ТСЖ, незаконны. Кредитор оспорит запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации в связи с ликвидацией по причине нарушения установленного законом порядка ликвидации (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11) и потребует уплатить долги. Соблазн не учитывать задолженность при составлении ликвидационного баланса есть только тогда, когда такая задолженность не может быть покрыта за счет имеющегося имущества ТСЖ и препятствует завершению процедуры добровольной ликвидации. Дело в том, что при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица в течение 10 дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков (п. 3 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ)). Если этого не сделать, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) должны будут возместить убытки, причиненные в результате нарушения, а также будут нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам ТСЖ, возникшим после истечения указанных выше 10 дней (п. п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ). Вместе с тем необходимо понимать, что и сама процедура банкротства (пусть для ликвидируемого должника она проводится по упрощенной схеме - только конкурсное производство) требует немалых затрат, в первую очередь расходов на оплату услуг арбитражного управляющего (размер вознаграждения исчисляется по правилам ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). По окончании конкурсного производства требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (п. 9 ст. 142 того же Закона).