Субъекты юридической ответственности за коррупционные правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты юридической ответственности за коррупционные правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предусмотренную ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность сообщать о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы несут юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, государственное бюджетное учреждение было обоснованно признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предусмотренную ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность сообщать о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы несут юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, государственное бюджетное учреждение было обоснованно признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предусмотренную ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность сообщать о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы несут юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, государственное бюджетное учреждение было обоснованно признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предусмотренную ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность сообщать о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы несут юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, государственное бюджетное учреждение было обоснованно признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме граждан (должностных лиц), субъектами коррупционных правонарушений, за которые ответственность установлена КоАП РФ, могут являться и юридические лица.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме граждан (должностных лиц), субъектами коррупционных правонарушений, за которые ответственность установлена КоАП РФ, могут являться и юридические лица.
Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за коррупцию
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Бочкарев Сергей Александрович, заместитель начальника Главного управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Бочкарев Сергей Александрович, заместитель начальника Главного управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья: Система внутреннего контроля (комплаенс) в предупреждении коррупционных преступлений (зарубежный опыт)
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Таким образом, программа комплаенса, ее охват, форма и контекст, в частности соответствующая настройка ее параметров к кодексу этики, проверке соответствия и адекватному реагированию в случае нарушения, способствует изучению роли комплаенса в отношении уголовной и административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Таким образом, программа комплаенса, ее охват, форма и контекст, в частности соответствующая настройка ее параметров к кодексу этики, проверке соответствия и адекватному реагированию в случае нарушения, способствует изучению роли комплаенса в отношении уголовной и административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданско-правовая ответственность предполагает обязанность лица, виновного в нарушении антикоррупционных норм, возместить причиненные таким нарушением убытки. Так, например, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий госорганов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета. Вместе с тем РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими причиненного вреда имеют право регресса к лицу (в том числе к сотруднику), в связи с незаконными действиями которого произведено указанное возмещение (ст. ст. 16, 1069, п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданско-правовая ответственность предполагает обязанность лица, виновного в нарушении антикоррупционных норм, возместить причиненные таким нарушением убытки. Так, например, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий госорганов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета. Вместе с тем РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими причиненного вреда имеют право регресса к лицу (в том числе к сотруднику), в связи с незаконными действиями которого произведено указанное возмещение (ст. ст. 16, 1069, п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
Статья: Сравнительно-правовой анализ отраслевых принципов экологического права в фокусе конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип ответственности государственных органов власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях выражается через привлечение к установленным в нормах законов видов юридической ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений, за коррупционные преступления, совершаемые должностными лицами. Корреляция данного принципа происходит с правом на возмещение вреда (ущерба), совершенного экологическими правонарушениями.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип ответственности государственных органов власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях выражается через привлечение к установленным в нормах законов видов юридической ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений, за коррупционные преступления, совершаемые должностными лицами. Корреляция данного принципа происходит с правом на возмещение вреда (ущерба), совершенного экологическими правонарушениями.
Статья: Об уголовной ответственности юридических лиц в Республике Узбекистан
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Давая положительную оценку законопроекту, эксперты ОЭСР отмечали: "Предложенные положения об установлении уголовной ответственности юридических лиц в Узбекистане следует приветствовать. В случае их принятия Узбекистан приблизится к соответствию международным стандартам, которые требуют наличия ответственности юридических лиц за совершение ряда уголовных правонарушений, в том числе коррупционных преступлений и отмывания денег... Положения законопроекта во многом соответствуют международным стандартам и передовой практике. В проекте предлагается, не признавая юридические лица субъектом преступлений, предусмотреть в Уголовном кодексе Республики Узбекистан возможность применения к ним "мер правового воздействия". Таким образом, предлагается установить так называемую квазиуголовную ответственность юридических лиц, что в целом является приемлемым способом установления корпоративной ответственности, который используется и в других странах (Латвия, Швеция, Азербайджан, Украина)" <20>.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Давая положительную оценку законопроекту, эксперты ОЭСР отмечали: "Предложенные положения об установлении уголовной ответственности юридических лиц в Узбекистане следует приветствовать. В случае их принятия Узбекистан приблизится к соответствию международным стандартам, которые требуют наличия ответственности юридических лиц за совершение ряда уголовных правонарушений, в том числе коррупционных преступлений и отмывания денег... Положения законопроекта во многом соответствуют международным стандартам и передовой практике. В проекте предлагается, не признавая юридические лица субъектом преступлений, предусмотреть в Уголовном кодексе Республики Узбекистан возможность применения к ним "мер правового воздействия". Таким образом, предлагается установить так называемую квазиуголовную ответственность юридических лиц, что в целом является приемлемым способом установления корпоративной ответственности, который используется и в других странах (Латвия, Швеция, Азербайджан, Украина)" <20>.
Статья: Литовское законодательство об уголовной ответственности юридических лиц
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 1)<15> См.: Римкус В. Ответственность юридических лиц за коррупцию в Литве // Криминализация коррупции: Ответственность юридических лиц за коррупцию. Конфискация инструментов и доходов от коррупции. Взаимная правовая помощь в делах, связанных с коррупцией. Материалы семинара для экспертов стран Восточной Европы и Центральной Азии 26 - 28 марта 2007 года. Алматы, 2007. С. 38.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 1)<15> См.: Римкус В. Ответственность юридических лиц за коррупцию в Литве // Криминализация коррупции: Ответственность юридических лиц за коррупцию. Конфискация инструментов и доходов от коррупции. Взаимная правовая помощь в делах, связанных с коррупцией. Материалы семинара для экспертов стран Восточной Европы и Центральной Азии 26 - 28 марта 2007 года. Алматы, 2007. С. 38.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Остановимся несколько подробнее на том, что именно попадает в поле зрения правоприменителей при изучении вопроса ответственности за коррупционные правонарушения.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Остановимся несколько подробнее на том, что именно попадает в поле зрения правоприменителей при изучении вопроса ответственности за коррупционные правонарушения.
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Так, у дисциплинарного проступка и коррупционного правонарушения общий родовой объект - служебная дисциплина (для военнослужащих - воинская дисциплина), обеспечивающая интересы государственной службы. Поскольку дисциплинарная ответственность в служебном праве не является формализованной, выделить видовую составляющую объекта дисциплинарного проступка можно не всегда. В то же время коррупционные правонарушения отличаются видовым объектом состава; это обусловлено тем, что дисциплинарная ответственность за их совершение имеет дополнительное нормативное основание - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также иные законодательные акты, в которых названы их конкретные составы.
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Так, у дисциплинарного проступка и коррупционного правонарушения общий родовой объект - служебная дисциплина (для военнослужащих - воинская дисциплина), обеспечивающая интересы государственной службы. Поскольку дисциплинарная ответственность в служебном праве не является формализованной, выделить видовую составляющую объекта дисциплинарного проступка можно не всегда. В то же время коррупционные правонарушения отличаются видовым объектом состава; это обусловлено тем, что дисциплинарная ответственность за их совершение имеет дополнительное нормативное основание - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также иные законодательные акты, в которых названы их конкретные составы.
Статья: Федеральный закон "О противодействии коррупции": ретроспектива изменений и перспективы совершенствования
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Кроме того, поскольку никакой набор инструментов по предупреждению коррупции не гарантирует в полном объеме исключение влияния человеческого фактора и возможного в связи с этим наступления негативных последствий в виде совершения работником организации коррупционного правонарушения, возможно предусмотреть внесение изменений в ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), направленных на освобождение юридического лица от административной ответственности или снижение размера наказания в случае принятия такой организацией всего комплекса мер по предупреждению коррупции <18>.
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Кроме того, поскольку никакой набор инструментов по предупреждению коррупции не гарантирует в полном объеме исключение влияния человеческого фактора и возможного в связи с этим наступления негативных последствий в виде совершения работником организации коррупционного правонарушения, возможно предусмотреть внесение изменений в ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), направленных на освобождение юридического лица от административной ответственности или снижение размера наказания в случае принятия такой организацией всего комплекса мер по предупреждению коррупции <18>.
Статья: Проблемы определения субъекта ответственности в виде судебного штрафа в арбитражном процессе
(Зайков Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Аналогичная ситуация, но в более широком масштабе, давно существует в административном праве: возможность привлечения к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно административное правонарушение предусмотрена частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ. Данная норма всегда оценивалась неоднозначно и вызывала обоснованную критику в юридическом сообществе. По сути, речь идет о том, что за одно правонарушение может наступить двойная ответственность с точки зрения субъектов ответственности, тем самым нарушаются основополагающие принципы ответственности, не говоря уже о том, что подобное положение создает благодатную почву для коррупционных правонарушений <30>. Включение в КоАП РФ части 3 ст. 2.1, допускающей фактически двойную ответственность за одно и то же административное правонарушение, рассматривается как иллюстрация того, что раздвоение ответственности ведет к безответственности, как прикрытие неумения установить истинного, конкретного виновника <31>.
(Зайков Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Аналогичная ситуация, но в более широком масштабе, давно существует в административном праве: возможность привлечения к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно административное правонарушение предусмотрена частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ. Данная норма всегда оценивалась неоднозначно и вызывала обоснованную критику в юридическом сообществе. По сути, речь идет о том, что за одно правонарушение может наступить двойная ответственность с точки зрения субъектов ответственности, тем самым нарушаются основополагающие принципы ответственности, не говоря уже о том, что подобное положение создает благодатную почву для коррупционных правонарушений <30>. Включение в КоАП РФ части 3 ст. 2.1, допускающей фактически двойную ответственность за одно и то же административное правонарушение, рассматривается как иллюстрация того, что раздвоение ответственности ведет к безответственности, как прикрытие неумения установить истинного, конкретного виновника <31>.
Статья: Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<13> Праскова С.В. О полномочиях прокурора по применению к лицам, замещающим муниципальные должности, мер публично-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Ч. 2 // Сибирский юридический вестник. 2022. N 2 (97). С. 20 - 32.
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<13> Праскова С.В. О полномочиях прокурора по применению к лицам, замещающим муниципальные должности, мер публично-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Ч. 2 // Сибирский юридический вестник. 2022. N 2 (97). С. 20 - 32.