Структура законопроекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура законопроекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы развития российского климатического законодательства
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Современное право", 2024, N 9)В статье выявляются основные пробелы и коллизии климатического законодательства России, исследуются пути их решения и тенденции развития зарубежной судебной практики по защите климатических прав граждан. Авторами предлагается категория "условия реализации климатической политики", представляющая собой правовые инструменты и процедуры, которые прямо не ориентированы на климат, но могут быть использованы для решения климатической проблемы, способствуя реализации климатических прав граждан и их объединений. Аргументирована структура законопроекта "Об охране климата в Российской Федерации", обозначены его основные разделы, доказана невозможность включения в такой закон норм о климатических деликтах, выявлена взаимосвязь норм гражданского, административного, финансового, экологического права, в совокупности регулирующих климатические проблемы. Аргументирован вывод, что в рамках российской правовой системы полноформатный климатический закон более перспективен, чем действующий сейчас рамочный закон, поскольку такой подход позволяет не просто реагировать на существующие проблемы и угрозы, но и реализовывать прогностическую функцию права, предсказывать климатические опасности в будущем и закладывать механизм их решения уже сегодня. Наличие эффективного климатического законодательства будет означать и движение России в сторону перехода к устойчивому развитию и построению "зеленой" экономики, поскольку все эти стратегические цели очень взаимосвязаны.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Современное право", 2024, N 9)В статье выявляются основные пробелы и коллизии климатического законодательства России, исследуются пути их решения и тенденции развития зарубежной судебной практики по защите климатических прав граждан. Авторами предлагается категория "условия реализации климатической политики", представляющая собой правовые инструменты и процедуры, которые прямо не ориентированы на климат, но могут быть использованы для решения климатической проблемы, способствуя реализации климатических прав граждан и их объединений. Аргументирована структура законопроекта "Об охране климата в Российской Федерации", обозначены его основные разделы, доказана невозможность включения в такой закон норм о климатических деликтах, выявлена взаимосвязь норм гражданского, административного, финансового, экологического права, в совокупности регулирующих климатические проблемы. Аргументирован вывод, что в рамках российской правовой системы полноформатный климатический закон более перспективен, чем действующий сейчас рамочный закон, поскольку такой подход позволяет не просто реагировать на существующие проблемы и угрозы, но и реализовывать прогностическую функцию права, предсказывать климатические опасности в будущем и закладывать механизм их решения уже сегодня. Наличие эффективного климатического законодательства будет означать и движение России в сторону перехода к устойчивому развитию и построению "зеленой" экономики, поскольку все эти стратегические цели очень взаимосвязаны.
Статья: Причины отсутствия рынка секретных изобретений. Анализ становления законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны секретных изобретений
(Панков Д.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 5)В своем докладе председатель подкомитета Комитета по образованию и науке В.С. Шевелуха отметил, что в законопроекте концептуально сохранена структура проекта Федерального закона, разработанного Советом Федерации <4>, документом предусматривается создание "секретного рынка", оценил количество секретных изобретений как 20 000 штук в год - это 10% от всех поданных заявок на изобретения (вероятнее всего, это заявки на объекты патентных прав с учетом рассматриваемого законопроекта). Он также обозначил сумму, которая потребуется для осуществления выплаты компенсации за засекречивание (ст. 16), - 1,3 млрд руб. <5>
(Панков Д.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 5)В своем докладе председатель подкомитета Комитета по образованию и науке В.С. Шевелуха отметил, что в законопроекте концептуально сохранена структура проекта Федерального закона, разработанного Советом Федерации <4>, документом предусматривается создание "секретного рынка", оценил количество секретных изобретений как 20 000 штук в год - это 10% от всех поданных заявок на изобретения (вероятнее всего, это заявки на объекты патентных прав с учетом рассматриваемого законопроекта). Он также обозначил сумму, которая потребуется для осуществления выплаты компенсации за засекречивание (ст. 16), - 1,3 млрд руб. <5>
Нормативные акты
"Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)"
(утв. ГД ФС РФ)Глава 1. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА
(утв. ГД ФС РФ)Глава 1. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА
Статья: Правила хранения бухгалтерских документов ужесточили
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)Именно поэтому у силовых структур и у судейского сообщества возникло много серьезных претензий к содержанию законопроекта. Силовые структуры и Верховный Суд РФ скептически относятся к замещающему сканированию прежде всего из-за понимания того, что его легализация в том виде, в каком оно описано в законопроекте, несет определенные риски - в основном для обеспечения доказательной базы при проведении расследований и рассмотрении судебных споров.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)Именно поэтому у силовых структур и у судейского сообщества возникло много серьезных претензий к содержанию законопроекта. Силовые структуры и Верховный Суд РФ скептически относятся к замещающему сканированию прежде всего из-за понимания того, что его легализация в том виде, в каком оно описано в законопроекте, несет определенные риски - в основном для обеспечения доказательной базы при проведении расследований и рассмотрении судебных споров.
Статья: Язык нормативных правовых актов: пора ли бить тревогу?
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Своеобразной настольной книгой для разработчиков проектов законодательных актов являются Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. В 2021 году утверждена новая редакция таких Рекомендаций <22>, которая незначительно уточняет редакцию 2003 г. <23>. Кроме того, к данным Рекомендациям сотрудники Аппарата Государственной Думы РФ разработали Комментарии <24>. Однако ни сами рекомендации, ни Комментарии к ним не содержат каких-либо требований к простоте и лаконичности языка, его удобочитаемости. Основным предметом Рекомендаций и Комментариев являются вопросы структуры законопроекта, употребления внутренних и внешних ссылок, указания источников официального опубликования, особенности внесения изменений в действующие законодательные акты.
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Своеобразной настольной книгой для разработчиков проектов законодательных актов являются Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. В 2021 году утверждена новая редакция таких Рекомендаций <22>, которая незначительно уточняет редакцию 2003 г. <23>. Кроме того, к данным Рекомендациям сотрудники Аппарата Государственной Думы РФ разработали Комментарии <24>. Однако ни сами рекомендации, ни Комментарии к ним не содержат каких-либо требований к простоте и лаконичности языка, его удобочитаемости. Основным предметом Рекомендаций и Комментариев являются вопросы структуры законопроекта, употребления внутренних и внешних ссылок, указания источников официального опубликования, особенности внесения изменений в действующие законодательные акты.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Иные положения включены в ч. 4 комментируемой статьи с 30 июля 2017 г. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ <148>, принятым в рамках повышения защиты интересов государства при размещении государственными фондами и иными структурами государственных средств в кредитных организациях. Этим же Законом одновременно введены ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи. Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту указанного Закона, законопроект разработан во исполнение Поручения Правительства РФ от 9 сентября 2015 г. N ИШ-П13-6182 в целях защиты интересов государства при размещении органами управления государственных фондов и иных структур государственных средств в кредитных организациях; законопроектом вносятся изменения и дополнения в ряд федеральных законов, в соответствии с которыми Правительство РФ наделяется полномочием по установлению требований к кредитным организациям на территории России, с которыми государственная корпорация, государственная компания заключают договоры банковского счета и в которых открываются иные счета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Иные положения включены в ч. 4 комментируемой статьи с 30 июля 2017 г. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ <148>, принятым в рамках повышения защиты интересов государства при размещении государственными фондами и иными структурами государственных средств в кредитных организациях. Этим же Законом одновременно введены ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи. Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту указанного Закона, законопроект разработан во исполнение Поручения Правительства РФ от 9 сентября 2015 г. N ИШ-П13-6182 в целях защиты интересов государства при размещении органами управления государственных фондов и иных структур государственных средств в кредитных организациях; законопроектом вносятся изменения и дополнения в ряд федеральных законов, в соответствии с которыми Правительство РФ наделяется полномочием по установлению требований к кредитным организациям на территории России, с которыми государственная корпорация, государственная компания заключают договоры банковского счета и в которых открываются иные счета.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В 1997 г. Президент РФ требовал объединить усилия по разработке "проекта федерального закона, который бы обеспечил создание стройной структуры специализированных контрольных инстанций, четкое разграничение между ними функций и полномочий, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб" <1>. В 1999 г. он озвучил идею о необходимости единой системы государственного контроля <2>. В Послании 2013 г. глава государства требовал продолжить работу по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных органов и создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер. В 2014 г. Президент РФ призвал отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля, концентрировать внимание контрольно-надзорных органов на тех объектах, где действительно есть риски или признаки нарушений. В 2015 г. он вновь обратил внимание на то, что качественных подвижек в изменении деятельности контрольно-надзорных органов не наблюдается, а армия контролеров мешает работать добросовестному бизнесу. Аналогичное замечание прозвучало и в Послании 2018 г., в котором В. Путин в течение двух лет требовал перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход, практиковать преимущественно дистанционный контроль с тем, чтобы появление контролеров на предприятиях стало исключением.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В 1997 г. Президент РФ требовал объединить усилия по разработке "проекта федерального закона, который бы обеспечил создание стройной структуры специализированных контрольных инстанций, четкое разграничение между ними функций и полномочий, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб" <1>. В 1999 г. он озвучил идею о необходимости единой системы государственного контроля <2>. В Послании 2013 г. глава государства требовал продолжить работу по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных органов и создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер. В 2014 г. Президент РФ призвал отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля, концентрировать внимание контрольно-надзорных органов на тех объектах, где действительно есть риски или признаки нарушений. В 2015 г. он вновь обратил внимание на то, что качественных подвижек в изменении деятельности контрольно-надзорных органов не наблюдается, а армия контролеров мешает работать добросовестному бизнесу. Аналогичное замечание прозвучало и в Послании 2018 г., в котором В. Путин в течение двух лет требовал перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход, практиковать преимущественно дистанционный контроль с тем, чтобы появление контролеров на предприятиях стало исключением.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Законопроект "О продвижении индустрии ИИ и структуры для создания надежного ИИ" ("Act on promotion of AI industry and framework for establishing trustworthy AI") (опубликован в 2022 г.)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Законопроект "О продвижении индустрии ИИ и структуры для создания надежного ИИ" ("Act on promotion of AI industry and framework for establishing trustworthy AI") (опубликован в 2022 г.)
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Следует отметить отсутствие в проекте Федерального закона о местном самоуправлении характерной для Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ главы об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, формы ответственности которых содержатся в главе, посвященной этим органам. Считаем это недостатком структуры проекта Федерального закона о местном самоуправлении. Изложение всех форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельной главе федерального закона способно подчеркнуть значимость этого института как для полноценной реализации муниципальной демократии, так и характеристики взаимодействия органов местного самоуправления и региональных органов государственной власти в единой системе публичной власти.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Следует отметить отсутствие в проекте Федерального закона о местном самоуправлении характерной для Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ главы об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, формы ответственности которых содержатся в главе, посвященной этим органам. Считаем это недостатком структуры проекта Федерального закона о местном самоуправлении. Изложение всех форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельной главе федерального закона способно подчеркнуть значимость этого института как для полноценной реализации муниципальной демократии, так и характеристики взаимодействия органов местного самоуправления и региональных органов государственной власти в единой системе публичной власти.