Структура вооруженных сил
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура вооруженных сил (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль и место военных судов в судебной системе России
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)В особые периоды разрешение выявленного противоречия наличным юридическим инструментарием судоустройственного и процессуального законодательства в принципе не представляется возможным. Структура системы военных судов не только не соответствует структуре Вооруженных Сил. Значительная часть особенностей юридической конструкции системы военных судов есть следствие территориального принципа распространения юрисдикции гарнизонных и окружных (флотских) военных судов и распространения на судей военных судов действия принципа несменяемости. Согласно первому принципу юрисдикция указанных судебных органов распространяется на воинские части, учреждения Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территориях указанных в законе административно-территориальных единиц Российской Федерации (гарнизонные военные суды) и субъектов Российской Федерации (окружные (флотские) военные суды) <28>. Подобное решение делает невозможным генерализацию юрисдикции отечественных судов на подконтрольные России территории за пределами нашего государства.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)В особые периоды разрешение выявленного противоречия наличным юридическим инструментарием судоустройственного и процессуального законодательства в принципе не представляется возможным. Структура системы военных судов не только не соответствует структуре Вооруженных Сил. Значительная часть особенностей юридической конструкции системы военных судов есть следствие территориального принципа распространения юрисдикции гарнизонных и окружных (флотских) военных судов и распространения на судей военных судов действия принципа несменяемости. Согласно первому принципу юрисдикция указанных судебных органов распространяется на воинские части, учреждения Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территориях указанных в законе административно-территориальных единиц Российской Федерации (гарнизонные военные суды) и субъектов Российской Федерации (окружные (флотские) военные суды) <28>. Подобное решение делает невозможным генерализацию юрисдикции отечественных судов на подконтрольные России территории за пределами нашего государства.
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)На федеральном уровне заключены договора о сотрудничестве между органами Федеральной службы исполнения наказаний, структурами Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской православной церковью, а также некоторыми другими конфессиями. Данные договора позволяют регламентировать порядок организации пастырской работы священнослужителей в местах лишения свободы, в воинских частях и др.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)На федеральном уровне заключены договора о сотрудничестве между органами Федеральной службы исполнения наказаний, структурами Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской православной церковью, а также некоторыми другими конфессиями. Данные договора позволяют регламентировать порядок организации пастырской работы священнослужителей в местах лишения свободы, в воинских частях и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Комитет ссылается на свои заключительные замечания по объединенным третьему и четвертому периодическим докладам Шри-Ланки, в которых он выразил серьезную обеспокоенность в связи с сообщениями о том, что практика пыток и жестокого обращения со стороны государственных субъектов в Шри-Ланке, как военных, так и полиции, продолжается во многих частях страны и после завершения конфликта с "Тиграми освобождения Тамил-Ислама" (далее - ТОТИ) в мае 2009 года <25>...Комитет ссылается на свои заключительные замечания по пятому периодическому докладу Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в которых он обратил внимание на факты, свидетельствующие о том, что некоторые тамилы из Шри-Ланки стали жертвами пыток и жестокого обращения после их принудительной или добровольной высылки из государства-участника в Шри-Ланку <26>. Комитет...ссылается на предварительные замечания и рекомендации Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, сделанные по итогам его официальной поездки в Шри-Ланку, проведенной совместно со Специальным докладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов с 29 апреля по 7 мая 2016 г., в которых было отмечено, что "пытки являются распространенной практикой" и что "действующие правовые рамки и отсутствие реформ в структурах вооруженных сил, полиции, прокуратуры и судебных органов сохраняют реальную опасность того, что практика применения пыток будет продолжаться <27>". Комитет принимает к сведению также опубликованные неправительственные организации (далее - НПО) и заслуживающие доверия доклады относительно обращения шриланкийских властей с возвращенными в Шри-Ланку лицами <28>. Комитет считает, что все вышеупомянутые доклады свидетельствуют о том, что жителям Шри-Ланки тамильского этнического происхождения, которые ранее имели личные или семейные связи с ТОТИ и которым предстоит принудительное возвращение в Шри-Ланку, может угрожать опасность применения пыток <29> (пункт 8.6 Решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Комитет ссылается на свои заключительные замечания по объединенным третьему и четвертому периодическим докладам Шри-Ланки, в которых он выразил серьезную обеспокоенность в связи с сообщениями о том, что практика пыток и жестокого обращения со стороны государственных субъектов в Шри-Ланке, как военных, так и полиции, продолжается во многих частях страны и после завершения конфликта с "Тиграми освобождения Тамил-Ислама" (далее - ТОТИ) в мае 2009 года <25>...Комитет ссылается на свои заключительные замечания по пятому периодическому докладу Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в которых он обратил внимание на факты, свидетельствующие о том, что некоторые тамилы из Шри-Ланки стали жертвами пыток и жестокого обращения после их принудительной или добровольной высылки из государства-участника в Шри-Ланку <26>. Комитет...ссылается на предварительные замечания и рекомендации Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, сделанные по итогам его официальной поездки в Шри-Ланку, проведенной совместно со Специальным докладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов с 29 апреля по 7 мая 2016 г., в которых было отмечено, что "пытки являются распространенной практикой" и что "действующие правовые рамки и отсутствие реформ в структурах вооруженных сил, полиции, прокуратуры и судебных органов сохраняют реальную опасность того, что практика применения пыток будет продолжаться <27>". Комитет принимает к сведению также опубликованные неправительственные организации (далее - НПО) и заслуживающие доверия доклады относительно обращения шриланкийских властей с возвращенными в Шри-Ланку лицами <28>. Комитет считает, что все вышеупомянутые доклады свидетельствуют о том, что жителям Шри-Ланки тамильского этнического происхождения, которые ранее имели личные или семейные связи с ТОТИ и которым предстоит принудительное возвращение в Шри-Ланку, может угрожать опасность применения пыток <29> (пункт 8.6 Решения).
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)<2> См.: Кудашкин А.В., Свининых Е.А. Оборонно-промышленный комплекс: понятие, структура, правовые основы деятельности // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. N 11. С. 46.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)<2> См.: Кудашкин А.В., Свининых Е.А. Оборонно-промышленный комплекс: понятие, структура, правовые основы деятельности // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. N 11. С. 46.
Статья: О достоверности и новизне некоторых результатов современных исследований развития научных представлений об административном усмотрении и полицейском праве
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Стоит отметить, что другой официальный оппонент - известный отечественный ученый профессор Геннадий Анисимович Туманов предложенный мной подход поддержал в полной мере. В отзыве на диссертационное исследование и рецензии на изданную диссертантом по результатам его проведения монографию Г.А. Туманов подчеркнул, что "автор совершенно обоснованно исходит из понимания полицейской деятельности как выполняемой не только сегодняшними милицейскими службами, но и другими структурами исполнительной власти (Вооруженные Силы, таможенные органы, различные охранные структуры и т.п.) и даже гражданами... Ю.П. Соловей предлагает определения полицейского права, его предмета и метода, а также решение вопроса о его месте в системе права вообще и административного права в частности. По его мнению, и с ним следует согласиться, полицейское право - одна из подотраслей права административного...". См.: [Рецензия] / Г.А. Туманов // Государство и право. 1994. N 6. С. 158 - 159. Рец. на кн.: Ю.П. Соловей. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВМШ МВД РФ, 1993. 504 с.
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Стоит отметить, что другой официальный оппонент - известный отечественный ученый профессор Геннадий Анисимович Туманов предложенный мной подход поддержал в полной мере. В отзыве на диссертационное исследование и рецензии на изданную диссертантом по результатам его проведения монографию Г.А. Туманов подчеркнул, что "автор совершенно обоснованно исходит из понимания полицейской деятельности как выполняемой не только сегодняшними милицейскими службами, но и другими структурами исполнительной власти (Вооруженные Силы, таможенные органы, различные охранные структуры и т.п.) и даже гражданами... Ю.П. Соловей предлагает определения полицейского права, его предмета и метода, а также решение вопроса о его месте в системе права вообще и административного права в частности. По его мнению, и с ним следует согласиться, полицейское право - одна из подотраслей права административного...". См.: [Рецензия] / Г.А. Туманов // Государство и право. 1994. N 6. С. 158 - 159. Рец. на кн.: Ю.П. Соловей. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВМШ МВД РФ, 1993. 504 с.
Статья: Об атрибутивных признаках субъекта преступлений против военной службы
(Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 8)Современная российская армия в первые десятилетия своего существования сохранила в себе основные принципы управления и организационно-штатную структуру советских Вооруженных Сил, но изменение социально-политических реалий и характера внешних угроз породило необходимость модернизации ее внутренней структуры.
(Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 8)Современная российская армия в первые десятилетия своего существования сохранила в себе основные принципы управления и организационно-штатную структуру советских Вооруженных Сил, но изменение социально-политических реалий и характера внешних угроз породило необходимость модернизации ее внутренней структуры.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Система военных судов строится с учетом структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды <1>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Система военных судов строится с учетом структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды <1>.