Структура органов государственной власти РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура органов государственной власти РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Таким образом, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, заявленные В.А. и Г.Н. административные исковые требования не относятся к категории дел, подсудных областному суду в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемое административными истцами распоряжение принято территориальным органом федерального органа исполнительной власти, который не входит в структуру органов государственной власти субъекта Российской Федерации и не является представительным органом местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исторические предпосылки формирования концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Романчук И.С.)
("Юрист", 2025, N 2)Принятие 6 декабря 1999 г. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ознаменовало новый этап развития публичной власти в России. Закон представил структуру органов государственной власти субъектов РФ, порядок их формирования, полномочия и принципы деятельности <13>.
(Романчук И.С.)
("Юрист", 2025, N 2)Принятие 6 декабря 1999 г. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ознаменовало новый этап развития публичной власти в России. Закон представил структуру органов государственной власти субъектов РФ, порядок их формирования, полномочия и принципы деятельности <13>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Часть 4 комментируемой статьи определяет полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в градостроительной деятельности. Следует обратить особое внимание на его право утверждать структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (п. 2 ч. 4 комментируемой статьи). Согласно ранее действовавшей редакции комментируемой статьи указанное право он мог осуществить только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть с Минстроем РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Часть 4 комментируемой статьи определяет полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в градостроительной деятельности. Следует обратить особое внимание на его право утверждать структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (п. 2 ч. 4 комментируемой статьи). Согласно ранее действовавшей редакции комментируемой статьи указанное право он мог осуществить только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть с Минстроем РФ.
Статья: Публичная администрация в России: понятие, система и структура
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (указом (распоряжением) губернатора, главы субъекта Российской Федерации) <38>. При этом структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации характеризуется многообразием видов органов и особенностями их наименований, в том числе объемом реализуемых ими функциональных административно-публичных полномочий. Так, например, в структуру органов исполнительной власти Владимирской области входят департаменты по соответствующим отраслям (Департамент молодежной политики и общественных проектов, Департамент здравоохранения, Департамент юстиции и др.), а также инспекции и государственные инспекции (например, Инспекция государственного жилищного надзора, государственная инспекция административно-технического надзора, инспекция государственного строительного надзора, Контрольно-ревизионная инспекция), в том числе представительство администрации Владимирской области при Правительстве Российской Федерации <39>. В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Краснодарском крае, структура органов исполнительной власти в соответствии с принятым законом обозначается как система, в которую входят, наряду с департаментами (департамент информационной политики, департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, региональная энергетическая комиссия (департамент) и др.), отраслевые министерства (Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство экономики и др.), в том числе государственная жилищная инспекция; Управление ЗАГС <40>. Это обстоятельство лишь подчеркивает необходимость законодательного урегулирования понятий "система" и "структура органов публичной администрации" в целях единообразия и обеспечения системного подхода в сферах правотворческой и административно-нормотворческой деятельности государства.
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (указом (распоряжением) губернатора, главы субъекта Российской Федерации) <38>. При этом структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации характеризуется многообразием видов органов и особенностями их наименований, в том числе объемом реализуемых ими функциональных административно-публичных полномочий. Так, например, в структуру органов исполнительной власти Владимирской области входят департаменты по соответствующим отраслям (Департамент молодежной политики и общественных проектов, Департамент здравоохранения, Департамент юстиции и др.), а также инспекции и государственные инспекции (например, Инспекция государственного жилищного надзора, государственная инспекция административно-технического надзора, инспекция государственного строительного надзора, Контрольно-ревизионная инспекция), в том числе представительство администрации Владимирской области при Правительстве Российской Федерации <39>. В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Краснодарском крае, структура органов исполнительной власти в соответствии с принятым законом обозначается как система, в которую входят, наряду с департаментами (департамент информационной политики, департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, региональная энергетическая комиссия (департамент) и др.), отраслевые министерства (Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство экономики и др.), в том числе государственная жилищная инспекция; Управление ЗАГС <40>. Это обстоятельство лишь подчеркивает необходимость законодательного урегулирования понятий "система" и "структура органов публичной администрации" в целях единообразия и обеспечения системного подхода в сферах правотворческой и административно-нормотворческой деятельности государства.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Вместе с ростом количества кибератак эксперты отмечают в государственном секторе и рост утечек конфиденциальной информации. Это тоже одна из угроз информационной безопасности, прежде всего личности. Так, в 2022 г. количество утечек выросло, по мнению экспертов, в три раза по сравнению с 2021 г. В сети Интернет регулярно обнаруживаются базы данных как коммерческих структур (прежде всего, банков), так и российских органов государственной власти. Среди них наиболее часто называют Главный радиочастотный центр, Министерство культуры РФ, ФНС России и др. <19>. Произошла утечка данных о ковидных больных. Было заявлено, что эти данные будут уничтожаться через пять недель после того, как человек выздоровел, но этого не было сделано. В результате сведения о 300 тыс. пациентов оказались в продаже на хакерском форуме <20>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Вместе с ростом количества кибератак эксперты отмечают в государственном секторе и рост утечек конфиденциальной информации. Это тоже одна из угроз информационной безопасности, прежде всего личности. Так, в 2022 г. количество утечек выросло, по мнению экспертов, в три раза по сравнению с 2021 г. В сети Интернет регулярно обнаруживаются базы данных как коммерческих структур (прежде всего, банков), так и российских органов государственной власти. Среди них наиболее часто называют Главный радиочастотный центр, Министерство культуры РФ, ФНС России и др. <19>. Произошла утечка данных о ковидных больных. Было заявлено, что эти данные будут уничтожаться через пять недель после того, как человек выздоровел, но этого не было сделано. В результате сведения о 300 тыс. пациентов оказались в продаже на хакерском форуме <20>.
Статья: Приостановление предварительного расследования в отношении обвиняемого (подозреваемого), участвующего в боевых действиях
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2024, N 10)Формирующаяся правоприменительная практика применения п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК не относит к военнослужащим сотрудников воинских формирований новых регионов Российской Федерации, образованных до их вступления в Россию и не оформивших контракт с Министерством обороны РФ. Так, следователем было отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении предварительного следствия в отношении обвиняемого Ш., привлекающегося к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и получение взяток и в сентябре 2023 г. заключившего контракт с оперативно-боевым тактическим формированием "Каскад", на тот момент входившим в состав внутренних войск МВД Донецкой Народной Республики. Отказывая в удовлетворении ходатайства обвиняемого, следователь отметил, что формирование, в котором проходит службу Ш., не относится к Вооруженным Силам РФ или к добровольческим формированиям, которые созданы Министерством обороны РФ или Росгвардией <2>. Отмеченная проблема должна решаться путем максимально быстрого полноценного включения в структуры официальных государственных органов Российской Федерации различных подразделений, вынужденно созданных властями бывших регионов Украины для защиты от нападений со стороны украинских формирований.
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2024, N 10)Формирующаяся правоприменительная практика применения п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК не относит к военнослужащим сотрудников воинских формирований новых регионов Российской Федерации, образованных до их вступления в Россию и не оформивших контракт с Министерством обороны РФ. Так, следователем было отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении предварительного следствия в отношении обвиняемого Ш., привлекающегося к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и получение взяток и в сентябре 2023 г. заключившего контракт с оперативно-боевым тактическим формированием "Каскад", на тот момент входившим в состав внутренних войск МВД Донецкой Народной Республики. Отказывая в удовлетворении ходатайства обвиняемого, следователь отметил, что формирование, в котором проходит службу Ш., не относится к Вооруженным Силам РФ или к добровольческим формированиям, которые созданы Министерством обороны РФ или Росгвардией <2>. Отмеченная проблема должна решаться путем максимально быстрого полноценного включения в структуры официальных государственных органов Российской Федерации различных подразделений, вынужденно созданных властями бывших регионов Украины для защиты от нападений со стороны украинских формирований.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Наряду со службой в перечисленных органах и организациях в продолжительность военной службы, дающую право на присвоение звания "Ветеран военной службы", включается суммарно продолжительность военной службы в органах и организациях СССР, СНГ и Российской Федерации, которых в настоящее время в структуре государственных органов России уже нет. Главный критерий - в период прохождения службы гражданин должен был обладать статусом военнослужащего.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Наряду со службой в перечисленных органах и организациях в продолжительность военной службы, дающую право на присвоение звания "Ветеран военной службы", включается суммарно продолжительность военной службы в органах и организациях СССР, СНГ и Российской Федерации, которых в настоящее время в структуре государственных органов России уже нет. Главный критерий - в период прохождения службы гражданин должен был обладать статусом военнослужащего.