Структура информационной сферы
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура информационной сферы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о понятии правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 9)Представляется, что такая ситуация объясняется началом специальной военной операции в феврале 2022 года, придавшей реальный импульс процессу активизации и усиления контроля (надзора) за средствами массовой информации (в том числе в телекоммуникационной сети Интернет) со стороны Роскомнадзора, а также иных компетентных структур в сфере информационной безопасности.
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 9)Представляется, что такая ситуация объясняется началом специальной военной операции в феврале 2022 года, придавшей реальный импульс процессу активизации и усиления контроля (надзора) за средствами массовой информации (в том числе в телекоммуникационной сети Интернет) со стороны Роскомнадзора, а также иных компетентных структур в сфере информационной безопасности.
Статья: Машиночитаемый формат юридических документов: разработка и применение в зарубежных государствах
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Еще одной причиной медленного развития технологий выражения права в машиночитаемом виде является сама предметная область, которая предполагает высокую квалификацию специалистов как в юриспруденции, так и в сфере информационных технологий. Показательным примером необходимости объединения усилий указанных специалистов является потребность в решении проблемы создания специальных правовых онтологий. Понятие "онтология" в философском значении рассматривается как учение о сущем, фундаментальных принципах бытия, его наиболее общих сущностях, категориях, структуре и закономерностях <10>. В информационной сфере термин "онтология" означает описание предметной области, сформулированное на формальном языке, семантика которого позволяет осуществлять логический вывод <11>. Необходимость уяснения понятия "онтология" называется в качестве одной из проблем цифровизации наряду с тем, как построить классификации на основе онтологических схем, как добиваться общепонимаемых систем классификации <12>. Создание онтологий является сложной задачей, включающей в себя моделирование концептуальных связей предметной области с последующим представлением этих связей в виде кода на одном из языков онтологий, поэтому, как уже говорилось, для успешного создания онтологии в определенной предметной области необходимо объединение знаний экспертов данной предметной области и навыков инженеров - создателей как общих, так и правовых онтологий.
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Еще одной причиной медленного развития технологий выражения права в машиночитаемом виде является сама предметная область, которая предполагает высокую квалификацию специалистов как в юриспруденции, так и в сфере информационных технологий. Показательным примером необходимости объединения усилий указанных специалистов является потребность в решении проблемы создания специальных правовых онтологий. Понятие "онтология" в философском значении рассматривается как учение о сущем, фундаментальных принципах бытия, его наиболее общих сущностях, категориях, структуре и закономерностях <10>. В информационной сфере термин "онтология" означает описание предметной области, сформулированное на формальном языке, семантика которого позволяет осуществлять логический вывод <11>. Необходимость уяснения понятия "онтология" называется в качестве одной из проблем цифровизации наряду с тем, как построить классификации на основе онтологических схем, как добиваться общепонимаемых систем классификации <12>. Создание онтологий является сложной задачей, включающей в себя моделирование концептуальных связей предметной области с последующим представлением этих связей в виде кода на одном из языков онтологий, поэтому, как уже говорилось, для успешного создания онтологии в определенной предметной области необходимо объединение знаний экспертов данной предметной области и навыков инженеров - создателей как общих, так и правовых онтологий.
Нормативные акты
Приказ Федеральной пробирной палаты от 16.11.2021 N 208н
(ред. от 21.10.2022)
"Об утверждении структуры сведений, вносимых в заявку о регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, порядка ее формирования и получения подтверждения о ее принятии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66426)Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N 66426
(ред. от 21.10.2022)
"Об утверждении структуры сведений, вносимых в заявку о регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, порядка ее формирования и получения подтверждения о ее принятии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66426)Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N 66426
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)ЕГИССО была посвящена гл. 2.1 "Единая государственная информационная система социального обеспечения" Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <94>, введенная с 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ <95>. Названная глава признана утратившей силу с 1 января 2024 г. указанным Федеральным законом от 10 июля 2023 г. N 293-ФЗ, которым одновременно в названный Закон введена гл. 2.2 "Государственная информационная система "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". Частью 5 ст. 14 Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 293-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу данного Закона ЕГИССО признается подсистемой государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", структура которой определяется положением об указанной системе, утверждаемым Правительством РФ в соответствии со ст. 6.12 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)ЕГИССО была посвящена гл. 2.1 "Единая государственная информационная система социального обеспечения" Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <94>, введенная с 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ <95>. Названная глава признана утратившей силу с 1 января 2024 г. указанным Федеральным законом от 10 июля 2023 г. N 293-ФЗ, которым одновременно в названный Закон введена гл. 2.2 "Государственная информационная система "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". Частью 5 ст. 14 Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 293-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу данного Закона ЕГИССО признается подсистемой государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", структура которой определяется положением об указанной системе, утверждаемым Правительством РФ в соответствии со ст. 6.12 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Статья: Особенности правового регулирования ограничений доступа к информации, запрещенной для распространения в Российской Федерации федеральным законодательством
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В статье рассматриваются ключевые аспекты обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется совершенствованию правовых и организационных механизмов, направленных на ограничение распространения запрещенной информации и формирование безопасного информационного пространства знаний. Отмечается, что за последние годы в России достигнут значительный прогресс в области информационной политики, однако остаются неурегулированными вопросы, касающиеся терминологического аппарата, недостаточной устойчивости правового регулирования и гармонизации национального законодательства с международными нормами. В рамках рекомендаций подчеркивается необходимость проведения комплексного мониторинга законодательства, разработки юридически согласованных дефиниций, создания нормативной базы для профилактики информационных угроз, укрепления механизмов публично-правовой ответственности, обеспечения устойчивости национального законодательства в условиях глобального информационного противоборства, совершенствования способов международного сотрудничества, развития правового сопровождения контроля за социальными сетями и цифровыми платформами, создания новых регуляторов и мониторинговых структур, пересмотра акцентов государственной политики в сфере информационной безопасности.
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В статье рассматриваются ключевые аспекты обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется совершенствованию правовых и организационных механизмов, направленных на ограничение распространения запрещенной информации и формирование безопасного информационного пространства знаний. Отмечается, что за последние годы в России достигнут значительный прогресс в области информационной политики, однако остаются неурегулированными вопросы, касающиеся терминологического аппарата, недостаточной устойчивости правового регулирования и гармонизации национального законодательства с международными нормами. В рамках рекомендаций подчеркивается необходимость проведения комплексного мониторинга законодательства, разработки юридически согласованных дефиниций, создания нормативной базы для профилактики информационных угроз, укрепления механизмов публично-правовой ответственности, обеспечения устойчивости национального законодательства в условиях глобального информационного противоборства, совершенствования способов международного сотрудничества, развития правового сопровождения контроля за социальными сетями и цифровыми платформами, создания новых регуляторов и мониторинговых структур, пересмотра акцентов государственной политики в сфере информационной безопасности.