Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Если заявление прокурора о сносе самовольной постройки подано в связи с тем, что при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства, спор подведомствен суду общей юрисдикции
Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2014 N 18-КГПР14-58
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 45 ГПК РФЕсли заявление прокурора подано в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе муниципального образования, и его требования связаны с возложением на индивидуального предпринимателя обязанности снести объект недвижимости на земельном участке, расположенном в охранной зоне объекта культурного наследия, поскольку при строительстве нарушены нормы экологического законодательства (отсутствует государственная экологическая экспертиза), спор неподведомствен арбитражному суду. Так как имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований не являются, спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2014 N 18-КГПР14-58
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 45 ГПК РФЕсли заявление прокурора подано в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе муниципального образования, и его требования связаны с возложением на индивидуального предпринимателя обязанности снести объект недвижимости на земельном участке, расположенном в охранной зоне объекта культурного наследия, поскольку при строительстве нарушены нормы экологического законодательства (отсутствует государственная экологическая экспертиза), спор неподведомствен арбитражному суду. Так как имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований не являются, спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"С учетом буквального содержания Постановления N 189-П суд первой инстанции верно установил, что его положения не содержат указания на необходимость демонтажа ранее размещенных НТО, но попавших в охранную зону (ОЗ) объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, содержат запрет на строительство новых некапитальных сооружений (ларьки, киоски, объекты нестационарной торговли, торговые палатки, навесы, гаражи), но при этом допускают возможность уменьшения дисгармоничных качеств существующих объектов капитального строительства и некапитальных строений путем приведения отделки их фасадов в соответствие со стилистикой исторической застройки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)На территории Санкт-Петербурга подготовка эскизного проекта необходима для получения заключения органа публичной власти, обладающего полномочиями по охране объектов культурного наследия. Без наличия соответствующего заключения осуществление строительства (реконструкции) в зонах охраны объектов культурного наследия невозможно (подробнее см. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года N 1264 "О Порядке подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон", Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон").
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)На территории Санкт-Петербурга подготовка эскизного проекта необходима для получения заключения органа публичной власти, обладающего полномочиями по охране объектов культурного наследия. Без наличия соответствующего заключения осуществление строительства (реконструкции) в зонах охраны объектов культурного наследия невозможно (подробнее см. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года N 1264 "О Порядке подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон", Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон").
Статья: Защита публичных интересов: некоторые аспекты недопущения причинения вреда объектам культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия (ч. 7 ст. 24 ГрК РФ).
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия (ч. 7 ст. 24 ГрК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. В случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 10 и абзацем вторым пункта 11 настоящей статьи, требование о возмещении убытков, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, может быть подано со дня соответственно выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, либо со дня установления защитной зоны объекта культурного наследия, но не позднее чем в течение пяти лет со дня соответственно ввода указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию, установления зоны охраны такого объекта культурного наследия.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. В случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 10 и абзацем вторым пункта 11 настоящей статьи, требование о возмещении убытков, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, может быть подано со дня соответственно выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, либо со дня установления защитной зоны объекта культурного наследия, но не позднее чем в течение пяти лет со дня соответственно ввода указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию, установления зоны охраны такого объекта культурного наследия.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)7. При наличии на территориях поселения, муниципального округа, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)7. При наличии на территориях поселения, муниципального округа, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. В ч. 7 комментируемой статьи говорится об обязательности ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и ст. 27 комментируемого Кодекса (в ней говорится о совместной подготовке проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. В ч. 7 комментируемой статьи говорится об обязательности ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и ст. 27 комментируемого Кодекса (в ней говорится о совместной подготовке проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления).
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Необходимо учесть, что на территории защитных зон объектов культурного наследия запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. В пределах охранной зоны объекта культурного наследия запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта. С 31 декабря 2024 года появилась возможность заключать соглашения, предусматривающие осуществление за счет одной или обеих сторон (правообладателя объекта культурного наследия, правообладателя земельного участка и (или) здания, сооружения, включенного в охранную зону объекта культурного наследия) мероприятий (функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических), направленных на обеспечение возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (п. 18 ст. 107 ЗК РФ, ст. 34, 34.1 Закона об объектах культурного наследия).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Необходимо учесть, что на территории защитных зон объектов культурного наследия запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. В пределах охранной зоны объекта культурного наследия запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта. С 31 декабря 2024 года появилась возможность заключать соглашения, предусматривающие осуществление за счет одной или обеих сторон (правообладателя объекта культурного наследия, правообладателя земельного участка и (или) здания, сооружения, включенного в охранную зону объекта культурного наследия) мероприятий (функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических), направленных на обеспечение возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (п. 18 ст. 107 ЗК РФ, ст. 34, 34.1 Закона об объектах культурного наследия).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ввиду вступления в силу изменений в ГрК РФ в части АГО Минстрой также разъяснил, что при установлении требований к АГО в границах территорий, предусмотренных п. 5.3 ст. 30 ГрК РФ, совпадающих с границами исторических поселений, подлежат учету требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. А в случае совпадения с границами зон охраны объекта культурного наследия подлежит учету режим использования земель и земельных участков, установленный в границах ЗОУИТ (как более строгий) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ввиду вступления в силу изменений в ГрК РФ в части АГО Минстрой также разъяснил, что при установлении требований к АГО в границах территорий, предусмотренных п. 5.3 ст. 30 ГрК РФ, совпадающих с границами исторических поселений, подлежат учету требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. А в случае совпадения с границами зон охраны объекта культурного наследия подлежит учету режим использования земель и земельных участков, установленный в границах ЗОУИТ (как более строгий) <1>.
Статья: Дисфункции уголовно-правового регулирования экологических отношений: на примере особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)На территории национальных парков согласно п. 1.1 ст. 15 Закона запрещается изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. Кроме того, в п. 2 ст. 15 Закона четко указано, что на таких территориях "запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а) разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия... д) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов". Вместе с тем ст. 2.1 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому "полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации".
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)На территории национальных парков согласно п. 1.1 ст. 15 Закона запрещается изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. Кроме того, в п. 2 ст. 15 Закона четко указано, что на таких территориях "запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а) разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия... д) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов". Вместе с тем ст. 2.1 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому "полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации".