Строительство без разрешения административная ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство без разрешения административная ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9.5 "Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию" КоАП РФ"В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое сооружение и чем оно отличается от других объектов недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)- привлечение к административной ответственности за строительство без разрешения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)- привлечение к административной ответственности за строительство без разрешения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В то же время Верховный Суд РФ при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за работы по демонтажу (сносу) без разрешения на строительство указал <1>, что в отсутствие доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции ОКС, сами по себе работы по демонтажу (сносу) к строительным работам не относятся, поэтому для выполнения таких работ получение разрешения на строительство не требовалось. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для применения мер административной ответственности за выполнение строительных работ без разрешения (п. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В то же время Верховный Суд РФ при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за работы по демонтажу (сносу) без разрешения на строительство указал <1>, что в отсутствие доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции ОКС, сами по себе работы по демонтажу (сносу) к строительным работам не относятся, поэтому для выполнения таких работ получение разрешения на строительство не требовалось. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для применения мер административной ответственности за выполнение строительных работ без разрешения (п. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
(ред. от 25.12.2013)
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"11. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. При наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
(ред. от 25.12.2013)
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"11. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. При наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)2. Выводы о недобросовестном поведении лица, осуществившего строительство объекта недвижимости при отсутствии разрешения, не могут быть основаны лишь на его систематических обращениях с заявлениями в уполномоченный орган, привлечении к административной ответственности за строительство при отсутствии полученного разрешения, вступивших в законную силу судебных актах, а также наличии у общества статуса профессионального участника рынка.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)2. Выводы о недобросовестном поведении лица, осуществившего строительство объекта недвижимости при отсутствии разрешения, не могут быть основаны лишь на его систематических обращениях с заявлениями в уполномоченный орган, привлечении к административной ответственности за строительство при отсутствии полученного разрешения, вступивших в законную силу судебных актах, а также наличии у общества статуса профессионального участника рынка.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В правоприменительной практике наблюдается широкая вариативность ситуаций, квалифицируемых в качестве отношений крайней необходимости, и к ним относятся не только случаи, требующие кратковременного реагирования, но и длящиеся события. Как следовало из материалов судебного дела (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2019 г. N Ф09-3928/19 по делу N А50-19900/2018), ООО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности являлось осуществление ООО строительных работ без разрешения на строительство. Позиция ООО заключалась в том, что использование земельного участка и проведение строительно-монтажных работ по устройству ограждающих конструкций фасада выполнены в состоянии крайней необходимости. Суд согласился с такой квалификацией спорных отношений и указал, что из норм ст. 210 ГК РФ вытекает обязанность собственника имущества по соблюдению норм пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства и законных интересов граждан, и поэтому признал, что общество действовало в состоянии крайней необходимости и основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В правоприменительной практике наблюдается широкая вариативность ситуаций, квалифицируемых в качестве отношений крайней необходимости, и к ним относятся не только случаи, требующие кратковременного реагирования, но и длящиеся события. Как следовало из материалов судебного дела (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2019 г. N Ф09-3928/19 по делу N А50-19900/2018), ООО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности являлось осуществление ООО строительных работ без разрешения на строительство. Позиция ООО заключалась в том, что использование земельного участка и проведение строительно-монтажных работ по устройству ограждающих конструкций фасада выполнены в состоянии крайней необходимости. Суд согласился с такой квалификацией спорных отношений и указал, что из норм ст. 210 ГК РФ вытекает обязанность собственника имущества по соблюдению норм пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства и законных интересов граждан, и поэтому признал, что общество действовало в состоянии крайней необходимости и основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)45.6. Часть 5 ст. 9.5 КоАП предусматривает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Абзац (4) разъясняет, что вступившее в законную силу решение о признании права собственности на объект, который эксплуатировался без разрешения на ввод в эксплуатацию, выступает в качестве обстоятельства, исключающего административную ответственность за действия, содержащие состав данного административного правонарушения, совершенные до вступления решения суда о признании в законную силу. Однако, если после вступления этого решения в законную силу, владельцем объекта были совершены иные действия, служащие основанием для признания постройки самовольной, он, видимо, должен отвечать как за действия, совершенные до вступления решения суда в законную силу, так за действия, совершенные после этого момента.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)45.6. Часть 5 ст. 9.5 КоАП предусматривает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Абзац (4) разъясняет, что вступившее в законную силу решение о признании права собственности на объект, который эксплуатировался без разрешения на ввод в эксплуатацию, выступает в качестве обстоятельства, исключающего административную ответственность за действия, содержащие состав данного административного правонарушения, совершенные до вступления решения суда о признании в законную силу. Однако, если после вступления этого решения в законную силу, владельцем объекта были совершены иные действия, служащие основанием для признания постройки самовольной, он, видимо, должен отвечать как за действия, совершенные до вступления решения суда в законную силу, так за действия, совершенные после этого момента.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка работ по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением случаев, когда разрешение на строительство не требуется) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением случаев, когда разрешение на строительство не требуется) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.