Страхование ответственности перевозчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование ответственности перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Страховщик хочет взыскать со Страхователя задолженность по уплате страховой премии (страховых взносов) по договору страхования имущества, ответственности или медицинского страхования
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2021 N Ф04-6680/2021 по делу N А46-13835/2020 (страхование ответственности перевозчика)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2021 N Ф04-6680/2021 по делу N А46-13835/2020 (страхование ответственности перевозчика)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (далее - обязательное страхование пассажиров) предполагает заключение перевозчиком (страхователем) договора обязательного страхования со страховой организацией (страховщиком) в пользу пассажиров. (п. п. 6, 7, 9 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (далее - обязательное страхование пассажиров) предполагает заключение перевозчиком (страхователем) договора обязательного страхования со страховой организацией (страховщиком) в пользу пассажиров. (п. п. 6, 7, 9 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ).
Статья: Возмещение вреда здоровью: соотношение деликтного права, страхования и права социального обеспечения
(Архипова А.Г.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 3)1.2. Обязательное страхование ответственности перевозчика
(Архипова А.Г.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 3)1.2. Обязательное страхование ответственности перевозчика
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"19. Перевозчик в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"19. Перевозчик в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.
Статья: Транспортное страхование как защита имущественных интересов юридических и физических лиц
(Логвинова И.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)В настоящее время одним из основных источников информации является Интернет. При размещении в его поисковой системе запроса об определении понятия "транспортное страхование" первым в списке появляется следующее определение: "Транспортное страхование - это страхование товаров при их транспортировке и хранении, подразделяющееся на несколько видов страхования в зависимости от того, кто будет выступать страхователем, какой уровень страховой защиты необходим и на какой период должен быть застрахован товар. Многие путают понятие "транспортное страхование" и "страхование транспорта", это совершенно два разных направления в страховании" <3>. Далее на этом же портале называются такие виды транспортного страхования, как страхование грузов, страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов, страхование ответственности складского оператора.
(Логвинова И.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)В настоящее время одним из основных источников информации является Интернет. При размещении в его поисковой системе запроса об определении понятия "транспортное страхование" первым в списке появляется следующее определение: "Транспортное страхование - это страхование товаров при их транспортировке и хранении, подразделяющееся на несколько видов страхования в зависимости от того, кто будет выступать страхователем, какой уровень страховой защиты необходим и на какой период должен быть застрахован товар. Многие путают понятие "транспортное страхование" и "страхование транспорта", это совершенно два разных направления в страховании" <3>. Далее на этом же портале называются такие виды транспортного страхования, как страхование грузов, страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов, страхование ответственности складского оператора.
Ситуация: Какие есть виды обязательного страхования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Видами обязательного страхования являются обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование государственных служащих определенных категорий, ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозках, страхование вкладов в банках РФ и др.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Видами обязательного страхования являются обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование государственных служащих определенных категорий, ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозках, страхование вкладов в банках РФ и др.
Статья: Правовые проблемы страхования беспилотных транспортных средств
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)- обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем (ст. 134 ВК РФ);
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)- обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем (ст. 134 ВК РФ);
Интервью: Не из-под палки
("Современные страховые технологии", 2024, N 1)При страховании ответственности перевозчика были сформированы методики, позволяющие определить размер страховой суммы, - фактически была определена стоимость жизни человека. Возможно, такую же работу придется проделать и в отношении страхования на случай утечки персональных данных.
("Современные страховые технологии", 2024, N 1)При страховании ответственности перевозчика были сформированы методики, позволяющие определить размер страховой суммы, - фактически была определена стоимость жизни человека. Возможно, такую же работу придется проделать и в отношении страхования на случай утечки персональных данных.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- затраты на страхование ответственности перевозчика за перевозимый груз (см. письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2006 N 18-11/3/85458@).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- затраты на страхование ответственности перевозчика за перевозимый груз (см. письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2006 N 18-11/3/85458@).
Статья: Отдельные аспекты правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом и их страхования по российскому и немецкому законодательству
(Зеликов Т.А.)
("Право и экономика", 2024, N 10)В отечественном законодательстве вопрос ответственности перевозчика урегулирован ст. 96 Устава железнодорожного транспорта РФ. Так, перевозчик отвечает за реальный ущерб, причиненный грузовладельцу в результате утраты груза, его частичного или полного повреждения <1>. Из данного законодательного положения, в частности, следует, что владелец груза не может рассчитывать на компенсацию понесенных им расходов или на получение упущенной в результате выгоды. Именно в связи с этим особое значение для грузовладельцев имеет возможность страхования ответственности перевозчика. Тем не менее существующее законодательство о железнодорожном транспорте не обеспечивает полноценной защиты прав грузовладельца, даже с применением к соответствующим правоотношениям договора страхования.
(Зеликов Т.А.)
("Право и экономика", 2024, N 10)В отечественном законодательстве вопрос ответственности перевозчика урегулирован ст. 96 Устава железнодорожного транспорта РФ. Так, перевозчик отвечает за реальный ущерб, причиненный грузовладельцу в результате утраты груза, его частичного или полного повреждения <1>. Из данного законодательного положения, в частности, следует, что владелец груза не может рассчитывать на компенсацию понесенных им расходов или на получение упущенной в результате выгоды. Именно в связи с этим особое значение для грузовладельцев имеет возможность страхования ответственности перевозчика. Тем не менее существующее законодательство о железнодорожном транспорте не обеспечивает полноценной защиты прав грузовладельца, даже с применением к соответствующим правоотношениям договора страхования.
Статья: Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок грузов в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Во-вторых, необходимо внести изменения, касающиеся определения лиц, ответственных за осуществление транспортировки груза с использованием автономных транспортных средств. В настоящее время по общему правилу перевозчик является такого рода лицом (ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ, ст. 34 УАТ РФ, ст. 119 ВК РФ, ст. 119 КВВТ РФ). Однако внедрение автоматизированных транспортных средств предполагает наличие автоматизированной системы вождения, которая разрабатывается не самим перевозчиком, а третьими лицами - изготовителями. Тем самым в случае, когда управление транспортным средством осуществляется не водителем, а самой автоматизированной системой, безопасность, правильность выполнения самой перевозки грузов зависит уже не от водителя (представителя перевозчика), а от автоматизированной системы вождения. В случае сбоя аппаратного и (или) программного обеспечения или изначально заложенной ошибки в функционировании автоматизированной системы вождения и в силу этих обстоятельств причинения вреда грузу возникают вопросы о том, кто будет нести ответственность за возникший ущерб, каков механизм возмещения убытков. В связи с отсутствием в действующем законодательстве какого-либо разъяснения представляется целесообразным представить возможный вариант правового регулирования. Опираясь на существующие положения транспортных уставов и кодексов, именно перевозчик является ответственным перед грузоотправителем и грузополучателем за сохранность перевозки. В связи с этим ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за причинение вреда грузу при перевозке, выполняемой с использованием автоматизированного транспортного средства, в любом случае должен нести перевозчик. Однако с целью достижения экономической стабильности при осуществлении грузооборота необходимо ввести положение об обязательном страховании ответственности перевозчика, осуществляющего перевозку грузов с использованием автоматизированных транспортных средств <10>. Такие нормативные закрепления уже существуют в Великобритании. В свою очередь, перевозчик вправе предъявить изготовителю такого автоматизированного транспортного средства требования о возмещении понесенных им убытков, в том числе суммы уплаченных штрафных санкций.
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Во-вторых, необходимо внести изменения, касающиеся определения лиц, ответственных за осуществление транспортировки груза с использованием автономных транспортных средств. В настоящее время по общему правилу перевозчик является такого рода лицом (ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ, ст. 34 УАТ РФ, ст. 119 ВК РФ, ст. 119 КВВТ РФ). Однако внедрение автоматизированных транспортных средств предполагает наличие автоматизированной системы вождения, которая разрабатывается не самим перевозчиком, а третьими лицами - изготовителями. Тем самым в случае, когда управление транспортным средством осуществляется не водителем, а самой автоматизированной системой, безопасность, правильность выполнения самой перевозки грузов зависит уже не от водителя (представителя перевозчика), а от автоматизированной системы вождения. В случае сбоя аппаратного и (или) программного обеспечения или изначально заложенной ошибки в функционировании автоматизированной системы вождения и в силу этих обстоятельств причинения вреда грузу возникают вопросы о том, кто будет нести ответственность за возникший ущерб, каков механизм возмещения убытков. В связи с отсутствием в действующем законодательстве какого-либо разъяснения представляется целесообразным представить возможный вариант правового регулирования. Опираясь на существующие положения транспортных уставов и кодексов, именно перевозчик является ответственным перед грузоотправителем и грузополучателем за сохранность перевозки. В связи с этим ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за причинение вреда грузу при перевозке, выполняемой с использованием автоматизированного транспортного средства, в любом случае должен нести перевозчик. Однако с целью достижения экономической стабильности при осуществлении грузооборота необходимо ввести положение об обязательном страховании ответственности перевозчика, осуществляющего перевозку грузов с использованием автоматизированных транспортных средств <10>. Такие нормативные закрепления уже существуют в Великобритании. В свою очередь, перевозчик вправе предъявить изготовителю такого автоматизированного транспортного средства требования о возмещении понесенных им убытков, в том числе суммы уплаченных штрафных санкций.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Перевозка, за которую перевозчик несет ответственность, ограничена периодом от начала процесса погрузки груза на транспортное средство до завершения процесса его разгрузки. Конвенция закрепляет основания освобождения перевозчика от ответственности (ст. 5 - 6), а также устанавливает пределы его ответственности (ст. 9). Ответственность перевозчика автомобильным и железнодорожным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 18 млн расчетных единиц <1>, в отношении иных исков - 12 млн расчетных единиц. Ответственность перевозчика внутренним водным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 8 млн расчетных единиц, в отношении иных исков - 7 млн расчетных единиц. Перевозчик наделяется правом создать лимитирующий фонд в суде или другом компетентном органе государства с соблюдением правил ст. 11 Конвенции. Кроме того, установлены правила об обязательном страховании перевозчиком своей ответственности или о предоставлении иного финансового обеспечения, например банковской гарантии (ст. 13 - 17).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Перевозка, за которую перевозчик несет ответственность, ограничена периодом от начала процесса погрузки груза на транспортное средство до завершения процесса его разгрузки. Конвенция закрепляет основания освобождения перевозчика от ответственности (ст. 5 - 6), а также устанавливает пределы его ответственности (ст. 9). Ответственность перевозчика автомобильным и железнодорожным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 18 млн расчетных единиц <1>, в отношении иных исков - 12 млн расчетных единиц. Ответственность перевозчика внутренним водным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 8 млн расчетных единиц, в отношении иных исков - 7 млн расчетных единиц. Перевозчик наделяется правом создать лимитирующий фонд в суде или другом компетентном органе государства с соблюдением правил ст. 11 Конвенции. Кроме того, установлены правила об обязательном страховании перевозчиком своей ответственности или о предоставлении иного финансового обеспечения, например банковской гарантии (ст. 13 - 17).
Готовое решение: Как заказчику при закупках по Закону N 44-ФЗ использовать формулу цены и максимальное значение цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного соответствующим федеральным законом. К ним относятся, например, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО);
(КонсультантПлюс, 2025)на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного соответствующим федеральным законом. К ним относятся, например, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО);
Статья: Страхование риска ответственности экспедитора: преимущества и недостатки
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)В ходе анализа Правил страхования ответственности были обнаружены исключения из объема страхового покрытия - это перечень действий или упущений экспедитора, способствующих возникновению убытков у клиента, не возмещающихся страховщиком <9>. Например, в Правилах страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов АО "АльфаСтрахование" данный перечень достаточно обширен и составляет 38 случаев, при наступлении которых страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения <10>. В связи с этим экспедиторы не смогут защититься, например, от рисков возникновения ответственности за убытки, причиненные в результате хищения груза путем мошенничества, транспортного происшествия по вине третьих лиц и т.д. Обращаясь к Правилам страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов СПАО "Ингосстрах", стоит обратить внимание на формулировку п. 5.5 Правил: "страховым полисом могут быть предусмотрены иные исключения из объема ответственности страховщика" <11>.
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)В ходе анализа Правил страхования ответственности были обнаружены исключения из объема страхового покрытия - это перечень действий или упущений экспедитора, способствующих возникновению убытков у клиента, не возмещающихся страховщиком <9>. Например, в Правилах страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов АО "АльфаСтрахование" данный перечень достаточно обширен и составляет 38 случаев, при наступлении которых страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения <10>. В связи с этим экспедиторы не смогут защититься, например, от рисков возникновения ответственности за убытки, причиненные в результате хищения груза путем мошенничества, транспортного происшествия по вине третьих лиц и т.д. Обращаясь к Правилам страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов СПАО "Ингосстрах", стоит обратить внимание на формулировку п. 5.5 Правил: "страховым полисом могут быть предусмотрены иные исключения из объема ответственности страховщика" <11>.