Статус судей в РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус судей в РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 12. Единство статуса судей
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 12. Единство статуса судей
Статья: О целесообразности создания органов, разрешающих внутриведомственные экономические споры: подход к постановке проблемы
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<22> Сборник законов о суде и статусе судей Российской Федерации. В 3 кн. Кн. 3. Вып. 5. М.: Центробланк, 2021. С. 171 - 174.
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<22> Сборник законов о суде и статусе судей Российской Федерации. В 3 кн. Кн. 3. Вып. 5. М.: Центробланк, 2021. С. 171 - 174.
Статья: Административная ответственность судей как лиц, обладающих привилегиями в праве
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В указанной статье КоАП РФ отсутствуют субъекты, которые, по нашему мнению, должны быть обязательно перечислены. К ним относятся депутаты, сенаторы Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники Федеральной службы безопасности, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации. Следовательно, КоАП РФ не перечисляет всех лиц, которые обладают особым правовым статусом, не указано количество лиц, а также не указан порядок привлечения к административной ответственности лиц, обладающих административно-правовым иммунитетом. На наш взгляд, этот пробел создает затруднения для правоприменителей. Для привлечения к ответственности указанных лиц законодатель в основном использует отсылочные нормы. Порядок привлечения к административной ответственности различен для субъектов, обладающих административно-правовым иммунитетом, и регулируется различными нормативными правовыми актами. Так, ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей Российской Федерации" гласит, что судья неприкосновенен <2>, однако далее в указанной норме приводит порядок привлечения судей к административной ответственности. В данной статье нет единства в алгоритме привлечения к ответственности судей различного уровня иерархии судебной системы, порядок привлечения отличен от порядка привлечения к ответственности иных субъектов, например прокурора, сотрудника СК РФ, кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ.
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В указанной статье КоАП РФ отсутствуют субъекты, которые, по нашему мнению, должны быть обязательно перечислены. К ним относятся депутаты, сенаторы Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники Федеральной службы безопасности, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации. Следовательно, КоАП РФ не перечисляет всех лиц, которые обладают особым правовым статусом, не указано количество лиц, а также не указан порядок привлечения к административной ответственности лиц, обладающих административно-правовым иммунитетом. На наш взгляд, этот пробел создает затруднения для правоприменителей. Для привлечения к ответственности указанных лиц законодатель в основном использует отсылочные нормы. Порядок привлечения к административной ответственности различен для субъектов, обладающих административно-правовым иммунитетом, и регулируется различными нормативными правовыми актами. Так, ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей Российской Федерации" гласит, что судья неприкосновенен <2>, однако далее в указанной норме приводит порядок привлечения судей к административной ответственности. В данной статье нет единства в алгоритме привлечения к ответственности судей различного уровня иерархии судебной системы, порядок привлечения отличен от порядка привлечения к ответственности иных субъектов, например прокурора, сотрудника СК РФ, кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Статья: Предотвращение конфликта интересов: регламентация в сборнике этических обязательств магистратов Французской Республики
(Соловьев А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Кроме того, продолжают действовать императивные положения пункта 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <3>, согласно которым судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
(Соловьев А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Кроме того, продолжают действовать императивные положения пункта 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <3>, согласно которым судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полномочия судьи могут быть прекращены в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ). Некоторые основания для прекращения полномочий судьи по осуществлению правосудия (уважительные или нейтральные основания) объединены законодателем в понятие "отставка судьи" (п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", далее - Закон о статусе судей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полномочия судьи могут быть прекращены в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ). Некоторые основания для прекращения полномочий судьи по осуществлению правосудия (уважительные или нейтральные основания) объединены законодателем в понятие "отставка судьи" (п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", далее - Закон о статусе судей).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
Статья: История одного дела, или Снова по болевым точкам уголовного преследования судей
(Романенко Н.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Случаи привлечения судей к уголовной ответственности в современной реальности, к сожалению, перестали быть чем-то исключительным. В официальных источниках и средствах массовой информации с настораживающей регулярностью появляются сообщения о возбужденных в отношении их делах и постановленных приговорах. На одном из них - деле судьи Арбитражного суда г. Москвы К. - хотелось бы остановиться подробнее в силу его показательности для реализации особых механизмов уголовного преследования, предусмотренных в гл. 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ) и ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о статусе судей), и наглядности характерных "болевых точек".
(Романенко Н.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Случаи привлечения судей к уголовной ответственности в современной реальности, к сожалению, перестали быть чем-то исключительным. В официальных источниках и средствах массовой информации с настораживающей регулярностью появляются сообщения о возбужденных в отношении их делах и постановленных приговорах. На одном из них - деле судьи Арбитражного суда г. Москвы К. - хотелось бы остановиться подробнее в силу его показательности для реализации особых механизмов уголовного преследования, предусмотренных в гл. 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ) и ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о статусе судей), и наглядности характерных "болевых точек".
Статья: Природа Кодекса судейской этики как регулятора поведения судей
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 11)Кодекс судейской этики рассматривается в качестве источника нормативной регламентации судейской этики. Его принятие предусмотрено Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества) и отражает реализацию одной из четырех законодательно определенных задач органов судейского сообщества - утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики (ст. 4 Закона об органах судейского сообщества).
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 11)Кодекс судейской этики рассматривается в качестве источника нормативной регламентации судейской этики. Его принятие предусмотрено Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества) и отражает реализацию одной из четырех законодательно определенных задач органов судейского сообщества - утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики (ст. 4 Закона об органах судейского сообщества).
Статья: На что и как можно пожаловаться председателю суда
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)- Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1> (ст. 6.2);
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)- Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1> (ст. 6.2);
Статья: Назначение судебного примирителя в судебном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В арбитражном процессе судебным примирителем может быть только судья в отставке, который включен в список судебных примирителей, сформированный и утвержденный Пленумом Верховного Суда РФ. Данный список формируется и утверждается на основе предложений председателей арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебных примирителей, с учетом их характеристик о соответствии требованиям Регламента судебного примирения (ч. 3 ст. 138.5 АПК РФ, п. 5 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9 Регламента судебного примирения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В арбитражном процессе судебным примирителем может быть только судья в отставке, который включен в список судебных примирителей, сформированный и утвержденный Пленумом Верховного Суда РФ. Данный список формируется и утверждается на основе предложений председателей арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебных примирителей, с учетом их характеристик о соответствии требованиям Регламента судебного примирения (ч. 3 ст. 138.5 АПК РФ, п. 5 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9 Регламента судебного примирения).
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Ключевые слова: Закон о статусе судей в Российской Федерации, судья, судья в отставке, социально-бытовое обеспечение судей.
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Ключевые слова: Закон о статусе судей в Российской Федерации, судья, судья в отставке, социально-бытовое обеспечение судей.