Статус городского округа
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус городского округа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе""Доводу заявителя об отсутствии у него необходимости приобщения к заявлению заключения экологической экспертизы проектной документации судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Довод правомерно отклонен, поскольку в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2697, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование город Норильск (с входящими в его состав городскими населенными пунктами город Норильск и городской поселок Снежногорск) наделено статусом городского округа. В границах муниципального образования находится город Норильск с прилегающей территорией и городской поселок Снежногорск (часть 1 статьи 13 Устава). Спорный земельный участок находится в пределах муниципального образования городского округа город Норильск. Между тем, из буквального толкования требования вышеприведенных норм, следует, что пункт 7.9 статьи 11 Закона N 174-ФЗ устанавливает исключение в необходимости проведения экспертизы только в том случае, если объект находится (будет находится) в пределах именно населенного пункта. В отношении земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, но вне населенного пункта, исключение не предусматривается."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФТаким образом, разработка ГП и ПЗЗ в отношении территории любого вида муниципального образования является сопоставимой с предметом контракта, поскольку сопоставимость работ представляет собой схожесть в порядке их выполнения и требованиях к результату работ. Разработка и согласование ГП и ПЗЗ на территорию муниципального округа не является специфической по отношению к разработке и согласованию документации, разрабатываемой на территории муниципальных образований с иными статусами - поселения, городские округа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Существенных плюсов не выявлено": преобразование Челябинского городского округа с внутригородским делением
(Шахов А.А.)
("Местное право", 2024, N 3)<25> Итоговый документ публичных слушаний по вопросу преобразования города Челябинска в связи с лишением его статуса городского округа с внутригородским делением и наделением статусом городского округа. [Электронный ресурс]: https://chelduma.ru/duma/public_hearings/2023/status/ (дата обращения: 18.02.2024).
(Шахов А.А.)
("Местное право", 2024, N 3)<25> Итоговый документ публичных слушаний по вопросу преобразования города Челябинска в связи с лишением его статуса городского округа с внутригородским делением и наделением статусом городского округа. [Электронный ресурс]: https://chelduma.ru/duma/public_hearings/2023/status/ (дата обращения: 18.02.2024).
Статья: Организационно-правовые модели управления крупными городами: городской округ с делением на административные районы, не являющиеся муниципальными образованиями, и городской округ с внутригородским делением
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Настоящая работа посвящена рассмотрению и анализу моделей управления крупными городскими округами с точки зрения территориальной организации. Постоянное увеличение территории и численности населения в крупных муниципальных образованиях, имеющих статус городских округов, требует внесения определенных изменений в механизм осуществления власти. В настоящее время в Российской Федерации существует две модели, определяющие территориальную организацию власти в городских округах. При первой сохраняется единая система органов местного самоуправления, и в то же время для улучшения качества управления отдельными частями города создаются административные районы, где функционируют территориальные подразделения общегородских органов. Вторая предполагает создание двухуровневой структуры органов местного самоуправления, когда формируются внутригородские районы как самостоятельные муниципальные образования, имеющие собственную компетенцию. В ходе исследования установлено, что при выборе любой из названных организационно-правовых моделей существует ряд особенностей и нюансов, влияющих на качество и характер осуществления власти, которые следует учитывать при их реализации и адаптации.
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Настоящая работа посвящена рассмотрению и анализу моделей управления крупными городскими округами с точки зрения территориальной организации. Постоянное увеличение территории и численности населения в крупных муниципальных образованиях, имеющих статус городских округов, требует внесения определенных изменений в механизм осуществления власти. В настоящее время в Российской Федерации существует две модели, определяющие территориальную организацию власти в городских округах. При первой сохраняется единая система органов местного самоуправления, и в то же время для улучшения качества управления отдельными частями города создаются административные районы, где функционируют территориальные подразделения общегородских органов. Вторая предполагает создание двухуровневой структуры органов местного самоуправления, когда формируются внутригородские районы как самостоятельные муниципальные образования, имеющие собственную компетенцию. В ходе исследования установлено, что при выборе любой из названных организационно-правовых моделей существует ряд особенностей и нюансов, влияющих на качество и характер осуществления власти, которые следует учитывать при их реализации и адаптации.
Нормативные акты
Справочная информация: "Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)18. Налоговые ставки, установленные для организаций, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области" приобрели статус участника ОЭЗ в Магаданской области
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)18. Налоговые ставки, установленные для организаций, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области" приобрели статус участника ОЭЗ в Магаданской области
Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа"3. Муниципальное образование город Норильск сохраняет статус городского округа в границах, установленных законом Красноярского края. Статус указанного городского округа может быть изменен только по инициативе населения или органов местного самоуправления данного муниципального образования.
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа"3. Муниципальное образование город Норильск сохраняет статус городского округа в границах, установленных законом Красноярского края. Статус указанного городского округа может быть изменен только по инициативе населения или органов местного самоуправления данного муниципального образования.
Статья: Делиберативные практики в муниципальном нормотворчестве и их применение в правовой экспертизе муниципальных правовых актов
(Блещик А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Упоминания о некоторых формах делиберативной демократии в местном самоуправлении мы можем найти и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с Законом Свердловской области от 5 ноября 2014 г. N 94-ОЗ "О выявлении мнения населения городского округа, расположенного на территории Свердловской области, в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением городского округа статуса городского округа с внутригородским делением" <10> мнение населения городского округа по вопросу о наделении городского округа статусом городского округа с внутригородским делением может в том числе выявляться такими способами, как народные слушания и публичные консультации. При этом под народными слушаниями в соответствии с рассматриваемым региональным Законом понимается собрание граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории городского округа, с целью публичного обсуждения о наделении городского округа статусом городского округа с внутригородским делением. А под публичными консультациями - сбор и изучение мнений граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории городского округа, по тому же вопросу, выраженных в ходе обсуждения этого вопроса на официальном сайте государственного органа Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Блещик А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Упоминания о некоторых формах делиберативной демократии в местном самоуправлении мы можем найти и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с Законом Свердловской области от 5 ноября 2014 г. N 94-ОЗ "О выявлении мнения населения городского округа, расположенного на территории Свердловской области, в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением городского округа статуса городского округа с внутригородским делением" <10> мнение населения городского округа по вопросу о наделении городского округа статусом городского округа с внутригородским делением может в том числе выявляться такими способами, как народные слушания и публичные консультации. При этом под народными слушаниями в соответствии с рассматриваемым региональным Законом понимается собрание граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории городского округа, с целью публичного обсуждения о наделении городского округа статусом городского округа с внутригородским делением. А под публичными консультациями - сбор и изучение мнений граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории городского округа, по тому же вопросу, выраженных в ходе обсуждения этого вопроса на официальном сайте государственного органа Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья: Формирование правовой базы для деятельности межгосударственных кластеров и специальных зон инновационного развития (коридоров знаний) и возможность их применения в странах латиноамериканского региона
(Карелина С.А., Кузнецов Е.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)В настоящее время деятельность наукоградов регулируется Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" <4>, который определяет наукоград, как "муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом". Кроме того, деятельность наукоградов регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377 <5> "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", также существуют Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации <6>, которые детально регламентируют процесс и процедуру наделения города статусом наукограда.
(Карелина С.А., Кузнецов Е.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)В настоящее время деятельность наукоградов регулируется Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" <4>, который определяет наукоград, как "муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом". Кроме того, деятельность наукоградов регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377 <5> "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", также существуют Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации <6>, которые детально регламентируют процесс и процедуру наделения города статусом наукограда.
Статья: Перспективы гибридной модели организации местного самоуправления
(Лихачев А.С.)
("Современное право", 2024, N 4)Верховный Суд России отметил, что законодательством не устанавливаются ограничения по удаленности населенных пунктов от административного центра, равно как и по удаленности населенных пунктов в городском округе. Кроме того, по мнению Суда, "закон о местном самоуправлении не содержит требования об установлении только двухуровневой модели местного самоуправления, а, напротив, предусматривает возможность наделения муниципального образования статусом городского округа, т.е. допускает одноуровневое местное самоуправление" (см. Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2006 N 64-Г06-5).
(Лихачев А.С.)
("Современное право", 2024, N 4)Верховный Суд России отметил, что законодательством не устанавливаются ограничения по удаленности населенных пунктов от административного центра, равно как и по удаленности населенных пунктов в городском округе. Кроме того, по мнению Суда, "закон о местном самоуправлении не содержит требования об установлении только двухуровневой модели местного самоуправления, а, напротив, предусматривает возможность наделения муниципального образования статусом городского округа, т.е. допускает одноуровневое местное самоуправление" (см. Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2006 N 64-Г06-5).
Статья: Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности: простые и сложные вопросы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)"Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации" (п. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)"Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации" (п. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статья: "Переходные положения" закона как инструмент воздействия государства на местное самоуправление. Акт третий
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<16> Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 344-О-П "По жалобам главы муниципального образования "Село Маган" Республики Саха (Якутия) и граждан Т.Р. Алексеевой и Е.С. Мондаровой на нарушение их конституционных прав положениями Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" // СПС "КонсультантПлюс".
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<16> Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 344-О-П "По жалобам главы муниципального образования "Село Маган" Республики Саха (Якутия) и граждан Т.Р. Алексеевой и Е.С. Мондаровой на нарушение их конституционных прав положениями Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Развитие налогового федерализма в контексте формирования федеральных территорий
(Емельянов А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 1)При создании наукограда "Сириус" на Имеретинской низменности соответствующая территория со статусом городского округа была выделена из муниципального образования город-курорт Сочи. Следует отметить, что "Сириус" как федеральная территория не является полным аналогом схожих публично-правовых образований США и Австралии. В первую очередь отличны цели ее создания. А во вторую - порядок организации публичной власти на ней: если англосаксонские федеральные территории находятся в исключительном ведении федеральных властей, то в отношении "Сириуса" учреждено совместное ведение Российской Федерации и Краснодарского края.
(Емельянов А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 1)При создании наукограда "Сириус" на Имеретинской низменности соответствующая территория со статусом городского округа была выделена из муниципального образования город-курорт Сочи. Следует отметить, что "Сириус" как федеральная территория не является полным аналогом схожих публично-правовых образований США и Австралии. В первую очередь отличны цели ее создания. А во вторую - порядок организации публичной власти на ней: если англосаксонские федеральные территории находятся в исключительном ведении федеральных властей, то в отношении "Сириуса" учреждено совместное ведение Российской Федерации и Краснодарского края.
Статья: Реформы местного самоуправления: модели организации, статус муниципальных образований, особенности административных центров
(Ананьев И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Объединение поселений, ранее входивших в муниципальный район, а теперь преобразовывающихся в городской округ, повлекло за собой ряд критических замечаний со стороны научного и экспертного общества. Так, Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в отношении Федерального закона N 62-ФЗ высказал точку зрения, что включение поселений в состав городского округа без реального уровня их урбанизации, развития социальной и иной инфраструктуры повлечет за собой отток населения с окраин городского округа, резкое углубление социального неравенства между жителями поселений и административного центра <7>. Вероятно, такой подход может влиять на снижение уровня участия населения в решении вопросов местного значения, снижается территориальная и транспортная доступность как со стороны населения, так и со стороны доступности самой муниципальной власти. Ставится под сомнение и поселенческий принцип организации местного самоуправления в связи с наделением конкретной территории статусом городского округа.
(Ананьев И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Объединение поселений, ранее входивших в муниципальный район, а теперь преобразовывающихся в городской округ, повлекло за собой ряд критических замечаний со стороны научного и экспертного общества. Так, Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в отношении Федерального закона N 62-ФЗ высказал точку зрения, что включение поселений в состав городского округа без реального уровня их урбанизации, развития социальной и иной инфраструктуры повлечет за собой отток населения с окраин городского округа, резкое углубление социального неравенства между жителями поселений и административного центра <7>. Вероятно, такой подход может влиять на снижение уровня участия населения в решении вопросов местного значения, снижается территориальная и транспортная доступность как со стороны населения, так и со стороны доступности самой муниципальной власти. Ставится под сомнение и поселенческий принцип организации местного самоуправления в связи с наделением конкретной территории статусом городского округа.
Статья: Направления и проблемы развития местного самоуправления на современном этапе конституционной модернизации в России
(Тхабисимова Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Речь идет о закреплении Законом Сахалинской области от 21 июля 2004 г. N 524 "О границах и статусе муниципальных образований Сахалинской области" беспоселенческой муниципально-территориальной организации с наделением всех девятнадцати муниципальных образований области статусом городского округа, даже невзирая на то, что не во всех из них имелись города (как административно-территориальные единицы), в нескольких случаях городские округа были образованы в пределах административных районов области, не имевших на своей территории городских населенных пунктов.
(Тхабисимова Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Речь идет о закреплении Законом Сахалинской области от 21 июля 2004 г. N 524 "О границах и статусе муниципальных образований Сахалинской области" беспоселенческой муниципально-территориальной организации с наделением всех девятнадцати муниципальных образований области статусом городского округа, даже невзирая на то, что не во всех из них имелись города (как административно-территориальные единицы), в нескольких случаях городские округа были образованы в пределах административных районов области, не имевших на своей территории городских населенных пунктов.
Статья: Муниципальный округ как новый вид муниципального образования в Российской Федерации: особенности и современные проблемы организации
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)В связи с введением муниципального округа логично было внесение законодательных изменений в определение городского округа. В частности, был уточнен критерий для приобретения муниципальным образованием статуса городского округа: не менее двух третей населения должно проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах. Это уточнение является неким "водоразделом" между понятиями двух округов: муниципального и городского.
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)В связи с введением муниципального округа логично было внесение законодательных изменений в определение городского округа. В частности, был уточнен критерий для приобретения муниципальным образованием статуса городского округа: не менее двух третей населения должно проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах. Это уточнение является неким "водоразделом" между понятиями двух округов: муниципального и городского.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Согласно ст. 1 Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации" <1> (далее - Закон о статусе наукограда) наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В свою очередь, научно-производственный комплекс должен представлять собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Согласно ст. 1 Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации" <1> (далее - Закон о статусе наукограда) наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В свою очередь, научно-производственный комплекс должен представлять собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.