Статус члена совета Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус члена совета Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение срока ответа на депутатский запрос
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 марта 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 настоящего Федерального закона.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 марта 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 настоящего Федерального закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 97. О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 97. О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Статья: Публичный порядок для целей исполнения (отмены) решений третейских судов как конституционно-правовое понятие: постановка проблемы
(Лямпорт А.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)<10> В юридической литературе и практике отмечается, что классификация принципов (ценностей) конституции на первичные и вторичные не является общепринятой, поскольку все принципы взаимно равны (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс"). Однако это не отменяет фактического положения дел, когда главы 1, 2 Конституции РФ имеют особый правовой статус и оцениваются как основные разделы главного закона (см.: Зорькин В.Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 4. С. 7 - 20).
(Лямпорт А.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)<10> В юридической литературе и практике отмечается, что классификация принципов (ценностей) конституции на первичные и вторичные не является общепринятой, поскольку все принципы взаимно равны (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс"). Однако это не отменяет фактического положения дел, когда главы 1, 2 Конституции РФ имеют особый правовой статус и оцениваются как основные разделы главного закона (см.: Зорькин В.Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 4. С. 7 - 20).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
Статья: Специальный субъект преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Особенности межотраслевого регулирования
(Логвинчук Р.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 6)11. По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы": Постановление Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/.
(Логвинчук Р.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 6)11. По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы": Постановление Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/.
Статья: Применение норм о разделе общего имущества и норм об обязательствах вследствие неосновательного обогащения в спорах между супругами о взыскании части распределенной прибыли общества с ограниченной ответственностью
(Герасимова О.А.)
("Юрист", 2021, N 1)<5> Пункт 4.2 Постановления КС РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс".
(Герасимова О.А.)
("Юрист", 2021, N 1)<5> Пункт 4.2 Постановления КС РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Реализация наследником-военнослужащим наследственных прав в отношении ценных бумаг, предполагающих участие в управлении корпоративной организацией
(Прощалыгин Р.А.)
("Нотариус", 2023, N 4)<4> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 78.
(Прощалыгин Р.А.)
("Нотариус", 2023, N 4)<4> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 78.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 01.08.2006 по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 01.08.2006 по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации.
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)- в КоАП РФ не приведен порядок лишения статуса неприкосновенности и порядок привлечения к административной ответственности, в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не конкретизирован порядок лишения депутатской неприкосновенности;
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)- в КоАП РФ не приведен порядок лишения статуса неприкосновенности и порядок привлечения к административной ответственности, в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не конкретизирован порядок лишения депутатской неприкосновенности;
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Наиболее верной, на наш взгляд, классификацией деяний, несовместимых с должностью, является та, что представлена в Федеральном законе о государственной службе <1> и Федеральном законе о муниципальной службе <2>, где обязанности (основные и дополнительные), запреты и ограничения даны в виде отдельных перечней. А вот, например, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <3> (в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти" <4> (далее - Закон РФ о поправке к Конституции РФ) члены СФ будут именоваться сенаторами) и запреты, и ограничения, и обязанности статусоограничительного свойства собраны под одним заголовком "условия деятельности" (ст. 6) и без какого-либо разделения.
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Наиболее верной, на наш взгляд, классификацией деяний, несовместимых с должностью, является та, что представлена в Федеральном законе о государственной службе <1> и Федеральном законе о муниципальной службе <2>, где обязанности (основные и дополнительные), запреты и ограничения даны в виде отдельных перечней. А вот, например, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <3> (в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти" <4> (далее - Закон РФ о поправке к Конституции РФ) члены СФ будут именоваться сенаторами) и запреты, и ограничения, и обязанности статусоограничительного свойства собраны под одним заголовком "условия деятельности" (ст. 6) и без какого-либо разделения.
Статья: Правовое определение предпринимательской деятельности для целей налогообложения: постановка проблемы
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)<16> Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс".
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)<16> Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Регулирование административно-правовой ответственности парламентариев
(Китаев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)При рассмотрении парламентского иммунитета в административном праве Российской Федерации нельзя не отметить тот факт, что нормативно-правовое регулирование данного института является довольно обособленным. То есть отсутствует единый нормативно-правовой акт, в котором были бы урегулированы все вопросы касаемо правовой конструкции парламентского иммунитета. К примеру, согласно ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <3> член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Закон устанавливает необходимость уведомления Генерального прокурора Российской Федерации о каждом случае возбуждения в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы дел об административных правонарушениях, но лишь при наличии двух условий.
(Китаев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)При рассмотрении парламентского иммунитета в административном праве Российской Федерации нельзя не отметить тот факт, что нормативно-правовое регулирование данного института является довольно обособленным. То есть отсутствует единый нормативно-правовой акт, в котором были бы урегулированы все вопросы касаемо правовой конструкции парламентского иммунитета. К примеру, согласно ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <3> член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Закон устанавливает необходимость уведомления Генерального прокурора Российской Федерации о каждом случае возбуждения в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы дел об административных правонарушениях, но лишь при наличии двух условий.
Статья: Квазисудебные парламентарные процедуры лишения судьи статуса в России и Соединенных Штатах Америки
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)<50> В силу схожести правового регулирования процедур представляется возможным экстраполировать правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П по делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и связанную с прекращением полномочий депутата Государственной Думы РФ, на процедуру прекращения полномочий судьи. Так, в своем Постановлении Конституционный Суд РФ признал процедуру принятия постановления о прекращении полномочий депутата Государственной Думы РФ без предварительного судебного контроля и притом простым большинством голосов не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она предполагает возможность судебного обжалования и, соответственно, правомочие Верховного Суда РФ после рассмотрения заявления об оспаривании такого постановления Государственной Думы РФ в приоритетном порядке проверить его законность и обоснованность, в том числе в части соблюдения Государственной Думой РФ надлежащей процедуры.
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)<50> В силу схожести правового регулирования процедур представляется возможным экстраполировать правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П по делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и связанную с прекращением полномочий депутата Государственной Думы РФ, на процедуру прекращения полномочий судьи. Так, в своем Постановлении Конституционный Суд РФ признал процедуру принятия постановления о прекращении полномочий депутата Государственной Думы РФ без предварительного судебного контроля и притом простым большинством голосов не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она предполагает возможность судебного обжалования и, соответственно, правомочие Верховного Суда РФ после рассмотрения заявления об оспаривании такого постановления Государственной Думы РФ в приоритетном порядке проверить его законность и обоснованность, в том числе в части соблюдения Государственной Думой РФ надлежащей процедуры.
Статья: О принципе профессионализма в законотворческом процессе
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Профессионализм означает "высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности" <5>. По Конституции РФ к парламентариям не предъявлены требования о наличии особых знаний или навыков для законотворческой деятельности. Вместе с тем Конституция РФ для депутатов устанавливает работу в Государственной Думе на профессиональной основе (ч. 3 ст. 97). На необходимость владения парламентарием умениями осуществления законотворческой деятельности указывает ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Регламенты палат Федерального Собрания также содержат указания о наличии соответствующих умений у парламентариев (раздел III Регламента Государственной Думы, ст. 103 - 143 Регламента Совета Федерации).
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Профессионализм означает "высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности" <5>. По Конституции РФ к парламентариям не предъявлены требования о наличии особых знаний или навыков для законотворческой деятельности. Вместе с тем Конституция РФ для депутатов устанавливает работу в Государственной Думе на профессиональной основе (ч. 3 ст. 97). На необходимость владения парламентарием умениями осуществления законотворческой деятельности указывает ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Регламенты палат Федерального Собрания также содержат указания о наличии соответствующих умений у парламентариев (раздел III Регламента Государственной Думы, ст. 103 - 143 Регламента Совета Федерации).