- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Статус благотворительной организации
Статус благотворительной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус благотворительной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 N 2705-р
<О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года">Содействие развитию институтов благотворительности включает в себя установление специального статуса для благотворительных организаций, отвечающих требованиям к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников, и предусматривает в том числе:
<О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года">Содействие развитию институтов благотворительности включает в себя установление специального статуса для благотворительных организаций, отвечающих требованиям к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников, и предусматривает в том числе:
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Значительная роль в системе источников правовой регламентации некоммерческих организаций отводится специальным законам и иным правовым актам, регламентирующим статус некоммерческих организаций отдельных форм и видов более детально, в том числе с учетом направлений и сфер их деятельности. Многие из них в соответствие с ГК РФ также не приводились. Такие законы в целом могут иметь различную направленность, но затрагивают отдельные, включая цивилистические, аспекты правового положения некоторых некоммерческих организаций или определяют особенности их участия в конкретных областях общественных отношений. К примеру, некоммерческие организации различных форм, создаваемые для осуществления благотворительной деятельности, признаются благотворительными организациями, чей статус определяется Законом о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) <7>. Кроме того, поскольку правовое регулирование ряда сфер, где действуют некоммерческие организации, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отдельные аспекты статуса и деятельности некоторых некоммерческих организаций регламентируются региональным законодательством <8>. В литературе такая избыточно многоуровневая система законодательства признается существенной проблемой, снижающей качество регуляторной среды, создающей риск нестыковок и противоречий между нормативными правовыми актами <9>. При этом вопрос о соотношении норм ГК РФ с положениями иных федеральных законов о некоммерческих организациях оценивается как основной, а для его решения предлагаются различные варианты <10>.
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Значительная роль в системе источников правовой регламентации некоммерческих организаций отводится специальным законам и иным правовым актам, регламентирующим статус некоммерческих организаций отдельных форм и видов более детально, в том числе с учетом направлений и сфер их деятельности. Многие из них в соответствие с ГК РФ также не приводились. Такие законы в целом могут иметь различную направленность, но затрагивают отдельные, включая цивилистические, аспекты правового положения некоторых некоммерческих организаций или определяют особенности их участия в конкретных областях общественных отношений. К примеру, некоммерческие организации различных форм, создаваемые для осуществления благотворительной деятельности, признаются благотворительными организациями, чей статус определяется Законом о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) <7>. Кроме того, поскольку правовое регулирование ряда сфер, где действуют некоммерческие организации, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отдельные аспекты статуса и деятельности некоторых некоммерческих организаций регламентируются региональным законодательством <8>. В литературе такая избыточно многоуровневая система законодательства признается существенной проблемой, снижающей качество регуляторной среды, создающей риск нестыковок и противоречий между нормативными правовыми актами <9>. При этом вопрос о соотношении норм ГК РФ с положениями иных федеральных законов о некоммерческих организациях оценивается как основной, а для его решения предлагаются различные варианты <10>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Благотворительная деятельность может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. В связи с этим имуществом благотворительного назначения религиозной организации могут быть объекты, которые используются в благотворительных целях как непосредственно религиозными организациями (например, здание, в котором размещена благотворительная столовая), так и благотворительными организациями, учрежденными религиозными организациями (например, православными детскими домами, больницами, общеобразовательными учреждениями, имеющими согласно учредительным документам статус благотворительных организаций) <4>;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Благотворительная деятельность может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. В связи с этим имуществом благотворительного назначения религиозной организации могут быть объекты, которые используются в благотворительных целях как непосредственно религиозными организациями (например, здание, в котором размещена благотворительная столовая), так и благотворительными организациями, учрежденными религиозными организациями (например, православными детскими домами, больницами, общеобразовательными учреждениями, имеющими согласно учредительным документам статус благотворительных организаций) <4>;
Статья: Энтропия законодательства в сфере благотворительности
(Макарова К.Б.)
("Юрист", 2023, N 6)Деятельность законодателя по унификации некоторых аспектов правового режима благотворительной деятельности, определение статуса благотворительной организации оказали несущественный положительный эффект <4>. В действующем федеральном законодательстве наличествуют недостатки, которые не были включены в совокупность тех, которые необходимо оперативно устранить <5>. Примечательно, что субъекты Российской Федерации предпринимают некоторые попытки по устранению пробелов и недочетов специального законодательства, поскольку имеют право на принятие законов, регулирующих благотворительную деятельность и не противоречащих федеральному специальному законодательству. Так, например, в Закон Самарской области от 24 мая 1998 г. N 18 "О благотворительных организациях в Самарской области" <6> были внесены изменения в части регулирования вопроса о признании деятельности не благотворительной, а также процедура и основания приобретения правового статуса благотворительной организации и т.д. Однако следует сказать, что правоприменительная практика показывает, что фундаментальные вопросы по созданию, осуществлению благотворительной деятельности остаются под исключительной юрисдикцией федерального законодательства <7>.
(Макарова К.Б.)
("Юрист", 2023, N 6)Деятельность законодателя по унификации некоторых аспектов правового режима благотворительной деятельности, определение статуса благотворительной организации оказали несущественный положительный эффект <4>. В действующем федеральном законодательстве наличествуют недостатки, которые не были включены в совокупность тех, которые необходимо оперативно устранить <5>. Примечательно, что субъекты Российской Федерации предпринимают некоторые попытки по устранению пробелов и недочетов специального законодательства, поскольку имеют право на принятие законов, регулирующих благотворительную деятельность и не противоречащих федеральному специальному законодательству. Так, например, в Закон Самарской области от 24 мая 1998 г. N 18 "О благотворительных организациях в Самарской области" <6> были внесены изменения в части регулирования вопроса о признании деятельности не благотворительной, а также процедура и основания приобретения правового статуса благотворительной организации и т.д. Однако следует сказать, что правоприменительная практика показывает, что фундаментальные вопросы по созданию, осуществлению благотворительной деятельности остаются под исключительной юрисдикцией федерального законодательства <7>.
Статья: Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Как правило, создание и функционирование некоммерческих и других юридических лиц (корпораций, партнерств, трастов и т.д.) в США регулируется отдельными штатами <12>. Несколько штатов ограничивают цели, для которых могут создаваться некоммерческие корпорации <13>. Другие разрешают регистрацию для любых законных целей <14>. Вместе с тем общим отличием некоммерческой корпорации от коммерческой провозглашается ограничение на распределение ("nondistribution constraint"), т.е. запрет на прибыль для участников и иных лиц <15>, кто осуществляет контроль над НКО <16>. При этом на федеральном уровне отсутствует отдельная организационно-правовая форма НКО. Схожее регулирование закреплено в Канаде <17>. Основной набор критериев, по которым различают коммерческий и некоммерческий статус организации в США, определяется налоговым законодательством для целей получения льгот. Наиболее важной категорией является статус благотворительной организации <18>, которая существует исключительно <19> для одной или нескольких общественно полезных целей и не допускает распределение прибыли. Несоблюдение ограничений может привести к отказу в квалификации НКО в качестве благотворительной, и потере весьма ощутимых налоговых льгот <20>, и налоговой ответственности (которой можно избежать, если будет создана отдельная дочерняя коммерческая компания). При этом на практике допускается осуществление бизнеса в качестве существенной части деятельности, если прибыль направляется на благотворительные цели <21>, а ограничительный подход к определению прямо не связанной экономической деятельности признается неверным <22>, отсутствует количественный критерий в отношении объема не связанного с основной целью бизнеса, которым организация может заниматься <23>, главное, чтобы получаемая прибыль использовалась на достижение заявленных целей организации <24>. Схожий статус имеется у организаций социального обеспечения <25>. Кроме того, такие организации могут осуществлять бизнес, не подпадающий под налоговые льготы. Однако для этого необходимо соблюсти три условия: во-первых, любая прибыль, полученная от такого бизнеса, облагается налогом по той же ставке, что и прибыль коммерческих компаний; во-вторых, прибыль после уплаты налогов должна использоваться только для содействия заявленным целям НКО и не должна распределяться; в-третьих, бизнес не может быть основной целью организации <26>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Как правило, создание и функционирование некоммерческих и других юридических лиц (корпораций, партнерств, трастов и т.д.) в США регулируется отдельными штатами <12>. Несколько штатов ограничивают цели, для которых могут создаваться некоммерческие корпорации <13>. Другие разрешают регистрацию для любых законных целей <14>. Вместе с тем общим отличием некоммерческой корпорации от коммерческой провозглашается ограничение на распределение ("nondistribution constraint"), т.е. запрет на прибыль для участников и иных лиц <15>, кто осуществляет контроль над НКО <16>. При этом на федеральном уровне отсутствует отдельная организационно-правовая форма НКО. Схожее регулирование закреплено в Канаде <17>. Основной набор критериев, по которым различают коммерческий и некоммерческий статус организации в США, определяется налоговым законодательством для целей получения льгот. Наиболее важной категорией является статус благотворительной организации <18>, которая существует исключительно <19> для одной или нескольких общественно полезных целей и не допускает распределение прибыли. Несоблюдение ограничений может привести к отказу в квалификации НКО в качестве благотворительной, и потере весьма ощутимых налоговых льгот <20>, и налоговой ответственности (которой можно избежать, если будет создана отдельная дочерняя коммерческая компания). При этом на практике допускается осуществление бизнеса в качестве существенной части деятельности, если прибыль направляется на благотворительные цели <21>, а ограничительный подход к определению прямо не связанной экономической деятельности признается неверным <22>, отсутствует количественный критерий в отношении объема не связанного с основной целью бизнеса, которым организация может заниматься <23>, главное, чтобы получаемая прибыль использовалась на достижение заявленных целей организации <24>. Схожий статус имеется у организаций социального обеспечения <25>. Кроме того, такие организации могут осуществлять бизнес, не подпадающий под налоговые льготы. Однако для этого необходимо соблюсти три условия: во-первых, любая прибыль, полученная от такого бизнеса, облагается налогом по той же ставке, что и прибыль коммерческих компаний; во-вторых, прибыль после уплаты налогов должна использоваться только для содействия заявленным целям НКО и не должна распределяться; в-третьих, бизнес не может быть основной целью организации <26>.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС12.2. Может ли организация без статуса благотворительной применять освобождение от НДС?
Статья: Законодательство о некоммерческих организациях и проблемы их участия в гражданском обороте
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Сойфер Т.В. Благотворительные организации: проблемы гражданско-правового статуса в условиях развития отношений по коллективному использованию товаров и услуг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N 2 (54). С. 66 - 67.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Сойфер Т.В. Благотворительные организации: проблемы гражданско-правового статуса в условиях развития отношений по коллективному использованию товаров и услуг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N 2 (54). С. 66 - 67.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Налоговый кодекс Грузии специальным образом урегулировал правовой статус благотворительной организации. В качестве таковой признается организация, которой в соответствии со ст. 32 НК Грузии присвоен статус благотворительной. Чтобы претендовать на такой статус, необходимо, чтобы такая организация была создана для осуществления благотворительной деятельности, зарегистрирована в установленном законодательством порядке, имела не менее чем однолетний опыт осуществления благотворительной деятельности и удовлетворяла требованиям, закрепленным в Налоговом кодексе Грузии.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Налоговый кодекс Грузии специальным образом урегулировал правовой статус благотворительной организации. В качестве таковой признается организация, которой в соответствии со ст. 32 НК Грузии присвоен статус благотворительной. Чтобы претендовать на такой статус, необходимо, чтобы такая организация была создана для осуществления благотворительной деятельности, зарегистрирована в установленном законодательством порядке, имела не менее чем однолетний опыт осуществления благотворительной деятельности и удовлетворяла требованиям, закрепленным в Налоговом кодексе Грузии.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль5.1. Необходимо ли организации иметь статус благотворительной, чтобы исключить из состава налогооблагаемых доходов благотворительные взносы?