Сроки утверждения муниципальных программ
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки утверждения муниципальных программ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)"...администрация муниципального района... обратилась с заявлением в... суд... к Контрольно-счетной палате муниципального района... о признании недействительным распоряжения... "О продлении срока проведения контрольного мероприятия..."...
(КонсультантПлюс, 2025)"...администрация муниципального района... обратилась с заявлением в... суд... к Контрольно-счетной палате муниципального района... о признании недействительным распоряжения... "О продлении срока проведения контрольного мероприятия..."...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки контрольно-счетными органами (внешний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)"...администрация муниципального района... (далее - администрация) обратилась с заявлением в... суд Республики... к Контрольно-счетной палате муниципального района... (далее - Контрольно-счетная палата) о признании недействительным распоряжения... "О продлении срока проведения контрольного мероприятия..."...
(КонсультантПлюс, 2025)"...администрация муниципального района... (далее - администрация) обратилась с заявлением в... суд Республики... к Контрольно-счетной палате муниципального района... (далее - Контрольно-счетная палата) о признании недействительным распоряжения... "О продлении срока проведения контрольного мероприятия..."...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные программы и сроки их реализации утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 февраля текущего финансового года (п. п. 1 и 2 ст. 179 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.06.2025 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ (в редакции указанного Федерального закона) в части муниципальных программ применяются с 01.01.2027. В прежней редакции абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ было указано, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные программы и сроки их реализации утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 февраля текущего финансового года (п. п. 1 и 2 ст. 179 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.06.2025 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ (в редакции указанного Федерального закона) в части муниципальных программ применяются с 01.01.2027. В прежней редакции абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ было указано, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса"Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса"Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"2. Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"2. Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что формируется план-график до доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения плана (программы) ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что формируется план-график до доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения плана (программы) ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Статья: О некоторых вопросах по закреплению муниципальных (государственных) образовательных организаций за конкретными территориями
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236 (далее - Приказ N 236), также содержит ссылки на "распорядительный акт", на сроки приема региональных и муниципальных документов (не позднее 1 апреля текущего года), устанавливает размещение государственной организацией распорядительного акта ОМСУ, что противоречит п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273, наделяющему ОМСУ такими полномочиями только в отношении своих организаций.
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236 (далее - Приказ N 236), также содержит ссылки на "распорядительный акт", на сроки приема региональных и муниципальных документов (не позднее 1 апреля текущего года), устанавливает размещение государственной организацией распорядительного акта ОМСУ, что противоречит п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273, наделяющему ОМСУ такими полномочиями только в отношении своих организаций.
Статья: Внесение изменений в муниципальную программу
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденных муниципальных программах подлежат утверждению в порядке и сроки, которые установлены местной администрацией. Представительные органы муниципальных образований вправе рассматривать проекты муниципальных программ и предложений о внесении изменений в эти программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 2 ст. 179 БК РФ).
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденных муниципальных программах подлежат утверждению в порядке и сроки, которые установлены местной администрацией. Представительные органы муниципальных образований вправе рассматривать проекты муниципальных программ и предложений о внесении изменений в эти программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 2 ст. 179 БК РФ).
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)В-третьих, что касается благоустройства территорий с формулировкой "в первоочередном порядке". Единственным критерием, хоть как-то объясняющим смысл проведения онлайн-голосования по отбору территорий, подлежащих благоустройству, является указание на то обстоятельство, что территория, набравшая максимальное количество голосов в ходе голосования, будет благоустроена в первоочередном порядке по сравнению с другими территориями, получившими меньшее количество голосов. Вместе с тем значимость данного критерия проявляется только в том случае, если работы по благоустройству проводятся исключительно в отношении территорий-победителей, а остальные территории, принимающие участие в голосовании, но не вошедшие в число победителей, благоустраиваться не будут. При таких условиях цена победы в голосовании действительно высока, точно так же как цена победы в избирательной кампании - заветную должность получит только один кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей. Однако по факту дело обстоит иначе. Например, в Волгограде в ходе голосования в апреле - мае 2024 г. на онлайн-платформе было представлено 8 общественных территорий, из которых 2 территории были признаны победителями по итогам голосования - парк Героев-летчиков и прилегающая территория к ЗАГС по пр-кту Университетскому, 64, которые должны быть благоустроены в 2025 году (https://34.gorodsreda.ru). Вместе с тем, согласно разд. 1 муниципальной программы Волгограда "Формирование современной городской среды" (далее - муниципальная программа Волгограда) - физическое состояние дворовых и общественных территорий устанавливается по результатам инвентаризации, проведенной органами местного самоуправления Волгограда... В ходе реализации Программы все дворовые и общественные территории, определенные по результатам инвентаризации как нуждающиеся в благоустройстве, должны быть благоустроены" <29>. В приложении 2 к муниципальной программе Волгограда сформирован адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, с указанием сроков выполнения работ. В этот перечень, кроме прочего, внесены все 8 территорий, за которые голосовали граждане в апреле - мае 2024 г., причем для всех этих территорий (и для победителей голосования, и для проигравших) проставлен одинаковый срок выполнения работ - 2025 год.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)В-третьих, что касается благоустройства территорий с формулировкой "в первоочередном порядке". Единственным критерием, хоть как-то объясняющим смысл проведения онлайн-голосования по отбору территорий, подлежащих благоустройству, является указание на то обстоятельство, что территория, набравшая максимальное количество голосов в ходе голосования, будет благоустроена в первоочередном порядке по сравнению с другими территориями, получившими меньшее количество голосов. Вместе с тем значимость данного критерия проявляется только в том случае, если работы по благоустройству проводятся исключительно в отношении территорий-победителей, а остальные территории, принимающие участие в голосовании, но не вошедшие в число победителей, благоустраиваться не будут. При таких условиях цена победы в голосовании действительно высока, точно так же как цена победы в избирательной кампании - заветную должность получит только один кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей. Однако по факту дело обстоит иначе. Например, в Волгограде в ходе голосования в апреле - мае 2024 г. на онлайн-платформе было представлено 8 общественных территорий, из которых 2 территории были признаны победителями по итогам голосования - парк Героев-летчиков и прилегающая территория к ЗАГС по пр-кту Университетскому, 64, которые должны быть благоустроены в 2025 году (https://34.gorodsreda.ru). Вместе с тем, согласно разд. 1 муниципальной программы Волгограда "Формирование современной городской среды" (далее - муниципальная программа Волгограда) - физическое состояние дворовых и общественных территорий устанавливается по результатам инвентаризации, проведенной органами местного самоуправления Волгограда... В ходе реализации Программы все дворовые и общественные территории, определенные по результатам инвентаризации как нуждающиеся в благоустройстве, должны быть благоустроены" <29>. В приложении 2 к муниципальной программе Волгограда сформирован адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, с указанием сроков выполнения работ. В этот перечень, кроме прочего, внесены все 8 территорий, за которые голосовали граждане в апреле - мае 2024 г., причем для всех этих территорий (и для победителей голосования, и для проигравших) проставлен одинаковый срок выполнения работ - 2025 год.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.1. В ч. 5.1 комментируемой статьи речь идет об особенностях программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов. Такие программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, муниципальных округов, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 комментируемого Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.1. В ч. 5.1 комментируемой статьи речь идет об особенностях программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов. Такие программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, муниципальных округов, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 комментируемого Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ст. 10 комментируемого Закона информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством РФ. Форма отчета об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества установлена в упомянутом выше приложении N 1 к Правилам разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 806 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2352).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ст. 10 комментируемого Закона информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством РФ. Форма отчета об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества установлена в упомянутом выше приложении N 1 к Правилам разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 806 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2352).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 7 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на срок от одного года до трех лет. В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 7 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на срок от одного года до трех лет. В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.