Сроки проведения кадастровой оценки

Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки проведения кадастровой оценки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2024 N 88А-5107/2024
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначисления налога на имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что у администрации по договору купли-продажи им был приобретен земельный участок, в период владения земельным участком площадь объекта не увеличивалась, иных строений, помимо имеющегося аварийного здания, не возводилось. Данное имущество по договору купли-продажи отчуждено, кадастровая стоимость земельного участка необоснованно увеличена более чем в 160 раз, о чем административный истец не уведомлялся, данная стоимость использована налоговым органом при расчете в целях налогообложения. Истцу доначислен налог на доходы физических лиц.
Решение: Отказано.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы налоговым органом в качестве налоговой базы была правильно применена кадастровая стоимость земельного участка, с учетом ее изменения в судебном порядке, в связи с установлением в размере рыночной. При этом для определения налоговой базы для исчисления налога на доход в связи с продажей земельного участка не может быть принята во внимание цена его приобретения у органа местного самоуправления по договору купли-продажи. Изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи проведением государственной кадастровой оценки в сроки, определенные частью 4 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", относительно возникших правоотношений не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика, доводы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права. При этом, поскольку акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости уполномоченного органа субъекта Российской Федерации обладает признаками нормативности уведомление о его принятии каждого субъекта возникшего правоотношения, включая конкретных собственников земельного участка, не требуется.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 N 19АП-2207/2019 по делу N А14-22060/2017
Требование: Об отмене определения об удовлетворении жалобы на действия (бездействие) финансового управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Как установил суд области, факт значительного несоответствия рыночной стоимости принадлежащего должнику земельного участка и его кадастровой стоимости стал известен финансовому управляющему не позднее сентября 2018, когда им была проведена оценка данного земельного участка и принято решение о том, что его рыночная стоимость составляет 3 377 500 руб. Данная стоимость более чем в десять раз превышала установленную на тот момент кадастровую стоимость.Впоследствии в результате проведения торгов фактически было установлено, что рыночная стоимость этого земельного участка существенно ниже стоимости, определенной финансовым управляющим, поскольку объект недвижимости не был реализован ни по "цене отсечения", установленной утвержденным судом Положением о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника, в сумме 1 351 000 руб. (июль 2019 года), ни по цене, отраженной финансовым управляющим в объявлении о торгах путем заключения прямых договоров N 4989999 от 15.05.2020 - 200 000 руб.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О правовых аспектах доказывания по делам об оспаривании кадастровой стоимости (по материалам судебной практики)
(Михайлова Л.Л.)
("Право и экономика", 2019, N 9)
Общими применимыми нормами в этом случае являются: ч. 3 ст. 3 Налогового кодекса <2> (далее - НК РФ, поскольку налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными), ст. ст. 65 - 66 Земельного кодекса <3> (платность использования земли), ст. 375 НК РФ (налоговая база для налога на имущество юрлиц), ст. ст. 390 - 391 НК РФ (налоговая база для земельного налога), ст. 402 НК РФ (налоговая база в виде кадастровой стоимости для налога на имущество физлиц). Кадастровая стоимость, определяемая на базе рыночной, как указано в Методических указаниях о государственной кадастровой оценке (далее - Методические указания; утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 <4>), не может превышать величины рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной на ту же дату. Вместе с тем согласно п. 7.1 Методических указаний для целей кадастровой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы, а кадастровая стоимость определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). Индивидуальный расчет применяется только в редких, можно сказать, исключительных случаях (раздел 8 Методических указаний), обусловленных невозможность применения базовых методов либо сложностью объектов недвижимости и их уникальными характеристиками. Устанавливая кадастровую стоимость в размере рыночной, суды полностью либо частично удовлетворяют требования административных истцов о понижении кадастровой стоимости, при этом судами подчеркивается массовый характер государственной кадастровой оценки, при котором невозможно учесть особенности как объектов недвижимости, так и формирования их рыночной стоимости. Во многом, как указывает В.В. Григорьев, "это положение само по себе абсурдное, так как кадастровая стоимость всегда должна быть меньше рыночной, а на практике получается наоборот: обосновывается, что рыночная стоимость недвижимости меньше ее кадастровой стоимости" <5>. Отметим, что фиксация кадастровой стоимости затрагивает не только права налогоплательщиков и арендаторов, но и ряд пользователей земельных участков. Так, согласно ст. 39.46 Земельного кодекса РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка, при этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее, чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. При организации аукциона по продаже земельного участка начальная цена предмета аукциона может быть по выбору организатора определена в размере кадастровой стоимости, если кадастровая оценка проводилась не позднее чем за 5 лет до даты принятия решения о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса), что, в свою очередь, затрагивает права участников аукциона, желающих приобрести земельный участок, и влияет на легитимность аукциона.
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)
Первый этап: принятие уполномоченным органом субъекта РФ решения о проведении государственной кадастровой оценки не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года ее проведения, формирование предварительного перечня оцениваемых объектов (ч. 7 ст. 11 Закона о кадастровой оценке).

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
"О государственной кадастровой оценке"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
7. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.