Срок вынесения решения по налоговой проверке
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок вынесения решения по налоговой проверке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, налоговыми органами были существенно нарушены в том числе сроки вынесения решения по результатам налоговой проверки и сроки рассмотрения апелляционной жалобы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, налоговыми органами были существенно нарушены в том числе сроки вынесения решения по результатам налоговой проверки и сроки рассмотрения апелляционной жалобы.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам23.1.2. СРОК ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в рассматриваемом случае - не позднее 20.09.2001.
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в рассматриваемом случае - не позднее 20.09.2001.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)При этом законодатель предусмотрел последствия для налогоплательщика в случае неисполнения им мотивированного мнения. В силу подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, если мотивированное мнение не выполнено в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока выносится решение о проведении выездной налоговой проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)При этом законодатель предусмотрел последствия для налогоплательщика в случае неисполнения им мотивированного мнения. В силу подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, если мотивированное мнение не выполнено в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока выносится решение о проведении выездной налоговой проверки.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Стоит отметить, что схожим образом складывается практика в отношении сроков проведения и оформления результатов налоговой проверки (нарушение срока составления акта налоговой проверки, в т.ч. по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, нарушение сроков вынесения и вручения решения по результатам налоговой проверки и т.д.).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Стоит отметить, что схожим образом складывается практика в отношении сроков проведения и оформления результатов налоговой проверки (нарушение срока составления акта налоговой проверки, в т.ч. по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, нарушение сроков вынесения и вручения решения по результатам налоговой проверки и т.д.).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд, исследовав материалы дела, указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд, исследовав материалы дела, указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Статья: Пределы подзаконного регулирования в сфере обязательных платежей
(Линев В.Е.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Так, время проведения налоговых проверок ограничено по сроку, документы не могут запрашиваться за рамками определенного срока, предусмотрены сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, вынесения соответствующего решения и вручения его налогоплательщику.
(Линев В.Е.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Так, время проведения налоговых проверок ограничено по сроку, документы не могут запрашиваться за рамками определенного срока, предусмотрены сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, вынесения соответствующего решения и вручения его налогоплательщику.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- в-четвертых, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев <214>. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- в-четвертых, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев <214>. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Статья: Рассмотрение материалов налоговой проверки. Что нужно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)В финансовом ведомстве напомнили, что количество продлений не установлено в НК РФ. Но есть другое ограничение - по продолжительности продления. "<...> в силу абзаца первого пункта 1 статьи 101 (Налогового) кодекса срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц", - отметил Минфин России в своем Письме.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)В финансовом ведомстве напомнили, что количество продлений не установлено в НК РФ. Но есть другое ограничение - по продолжительности продления. "<...> в силу абзаца первого пункта 1 статьи 101 (Налогового) кодекса срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц", - отметил Минфин России в своем Письме.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Отменят ли решение по проверке, если инспекция нарушила срок рассмотрения ее материалов и вынесения решения
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является безусловным основанием для его отмены.
Отменят ли решение по проверке, если инспекция нарушила срок рассмотрения ее материалов и вынесения решения
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение срока вынесения решения по результатам налоговой проверки само по себе не является безусловным основанием для его отмены.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2024 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Положения п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, ст. 69, 70, п. 1 ст. 101 НК РФ не позволяют налоговым органам производить взыскание налоговой задолженности, игнорируя нарушения ими сроков проведения выездной налоговой проверки, вынесения решения по ее результатам, вручения его и направления налогоплательщику требования об уплате налоговой задолженности. Поэтому при оценке правомерности осуществления налоговым органом полномочий по принудительному взысканию налоговой задолженности вышеуказанные сроки подлежат учету.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Положения п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, ст. 69, 70, п. 1 ст. 101 НК РФ не позволяют налоговым органам производить взыскание налоговой задолженности, игнорируя нарушения ими сроков проведения выездной налоговой проверки, вынесения решения по ее результатам, вручения его и направления налогоплательщику требования об уплате налоговой задолженности. Поэтому при оценке правомерности осуществления налоговым органом полномочий по принудительному взысканию налоговой задолженности вышеуказанные сроки подлежат учету.