Срок вынесения решения по акту выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок вынесения решения по акту выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, дата изготовления акта выездной налоговой проверки сфальсифицирована, при этом нарушение срока изготовления акта является существенным нарушением процедуры вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. Соответственно, решение по итогам проверки подлежит отмене.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, дата изготовления акта выездной налоговой проверки сфальсифицирована, при этом нарушение срока изготовления акта является существенным нарушением процедуры вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. Соответственно, решение по итогам проверки подлежит отмене.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 100 "Оформление результатов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, нарушение срока вручения акта выездной налоговой проверки налогоплательщику само по себе не свидетельствует о незаконности вынесенного решения по итогам проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, нарушение срока вручения акта выездной налоговой проверки налогоплательщику само по себе не свидетельствует о незаконности вынесенного решения по итогам проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам15.5.1. РЕШЕНИЕ ВЫНЕСЕНО ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)(-) 4. По мнению налогоплательщика, дата изготовления акта выездной налоговой проверки сфальсифицирована, при этом нарушение срока изготовления акта является существенным нарушением процедуры вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. Соответственно, решение по итогам проверки подлежит отмене.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)(-) 4. По мнению налогоплательщика, дата изготовления акта выездной налоговой проверки сфальсифицирована, при этом нарушение срока изготовления акта является существенным нарушением процедуры вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. Соответственно, решение по итогам проверки подлежит отмене.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки, руководитель налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт проверки и представленные налогоплательщиком материалы.
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки, руководитель налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт проверки и представленные налогоплательщиком материалы.
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При таком положении, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При таком положении, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)(+) 2. По мнению ИФНС, она правомерно применила меры принудительного взыскания сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки. Сроки проверки продлевались обоснованно, в т.ч. в связи с необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)(+) 2. По мнению ИФНС, она правомерно применила меры принудительного взыскания сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки. Сроки проверки продлевались обоснованно, в т.ч. в связи с необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами проверки.
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
Статья: Есть ли шанс отменить взыскание налогов, если ИФНС затянула выездную проверку
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 14)Срок проведения ВНП отсчитывают с даты вынесения решения о назначении выездной проверки и заканчивают его моментом составления справки о том, что проверка проведена <3>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 14)Срок проведения ВНП отсчитывают с даты вынесения решения о назначении выездной проверки и заканчивают его моментом составления справки о том, что проверка проведена <3>.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Мы, в свою очередь, не можем согласиться с данной позицией по нескольким основаниям. Во-первых, это противоречит п. 2 ст. 88 НК РФ. Во-вторых, это бы означало, что инспекция вправе проводить любые мероприятия налогового контроля вплоть до вынесения решения по итогам проверки, а так, очевидно, быть не должно. На наш взгляд, подход к сроку окончания как выездной, так и камеральной налоговой проверки должен быть одинаковый: она заканчивается с истечением срока, предусмотренного НК РФ для проведения мероприятий налогового контроля.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Мы, в свою очередь, не можем согласиться с данной позицией по нескольким основаниям. Во-первых, это противоречит п. 2 ст. 88 НК РФ. Во-вторых, это бы означало, что инспекция вправе проводить любые мероприятия налогового контроля вплоть до вынесения решения по итогам проверки, а так, очевидно, быть не должно. На наш взгляд, подход к сроку окончания как выездной, так и камеральной налоговой проверки должен быть одинаковый: она заканчивается с истечением срока, предусмотренного НК РФ для проведения мероприятий налогового контроля.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение отдельных сроков при оформлении результатов выездной налоговой проверки, в том числе срока вручения акта налоговой проверки, дополнения к акту, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. Такое нарушение не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Составление и получение акта, дополнения к акту налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение отдельных сроков при оформлении результатов выездной налоговой проверки, в том числе срока вручения акта налоговой проверки, дополнения к акту, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. Такое нарушение не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Составление и получение акта, дополнения к акту налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Статья: Могут ли нарушать права компании результаты камеральной проверки декларации ее контрагента?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Поэтому невыявление при камеральной проверке каких-либо нарушений не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) налогового органа. Наличие расхождений и противоречий в сведениях, отраженных в представленных документах, и иных сведениях, имеющихся у налогового органа, является основанием для направления налогоплательщику требования предоставить в налоговый орган необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Но при данном обстоятельстве налоговый орган не обязан оформлять акт проверки и выносить соответствующее решение. Мероприятия налогового контроля проводятся налоговым органом в отношении конкретного лица. Результаты проверочных мероприятий (отсутствие таковых) в любом случае касаются прав и обязанностей проверяемого лица и не затрагивают прав иных налогоплательщиков.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Поэтому невыявление при камеральной проверке каких-либо нарушений не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) налогового органа. Наличие расхождений и противоречий в сведениях, отраженных в представленных документах, и иных сведениях, имеющихся у налогового органа, является основанием для направления налогоплательщику требования предоставить в налоговый орган необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Но при данном обстоятельстве налоговый орган не обязан оформлять акт проверки и выносить соответствующее решение. Мероприятия налогового контроля проводятся налоговым органом в отношении конкретного лица. Результаты проверочных мероприятий (отсутствие таковых) в любом случае касаются прав и обязанностей проверяемого лица и не затрагивают прав иных налогоплательщиков.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Изменяются ли сроки взыскания задолженности за счет денежных средств, если инспекция направила требование позже срока
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что инспекция последовательно нарушила сроки вручения акта выездной проверки, оформления результатов допмероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения решения по ней. В результате истек предельный срок принудительного взыскания доначисленных проверкой налогов и пеней. Непринятие решения по проверке и невыставление требования не были вызваны объективными обстоятельствами (противоправными действиями налогоплательщика или третьих лиц, введением ограничений по проведению мероприятий налогового контроля и пр.). Следовательно, оснований для переноса сроков принудительного взыскания нет.
Изменяются ли сроки взыскания задолженности за счет денежных средств, если инспекция направила требование позже срока
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что инспекция последовательно нарушила сроки вручения акта выездной проверки, оформления результатов допмероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения решения по ней. В результате истек предельный срок принудительного взыскания доначисленных проверкой налогов и пеней. Непринятие решения по проверке и невыставление требования не были вызваны объективными обстоятельствами (противоправными действиями налогоплательщика или третьих лиц, введением ограничений по проведению мероприятий налогового контроля и пр.). Следовательно, оснований для переноса сроков принудительного взыскания нет.