Срок военной службы по призыву
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок военной службы по призыву (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51 "Основания увольнения с военной службы" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что ФИО1 уволен в военной службы по пп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта, при этом продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет менее 25 лет, соответственно прав на социальное обеспечение он не приобрел."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какой продолжительности срок военной службы по призыву и планируется ли изменение?
("Официальный сайт Минобороны России", 2021)"Официальный сайт Минобороны России stat.mil.ru", 2021
("Официальный сайт Минобороны России", 2021)"Официальный сайт Минобороны России stat.mil.ru", 2021
Ситуация: Как назначаются и выплачиваются детские пособия?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на пособие имеет жена проходящего военную службу по призыву военнослужащего, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, в случае обращения за назначением пособия не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву. Размер пособия с 01.02.2025 составляет 42 665,00 руб. (ч. 1 ст. 4.2, ч. 1 ст. 12.3, ст. 12.4, ч. 1 ст. 17.2 Закона N 81-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2025 N 33).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на пособие имеет жена проходящего военную службу по призыву военнослужащего, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, в случае обращения за назначением пособия не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву. Размер пособия с 01.02.2025 составляет 42 665,00 руб. (ч. 1 ст. 4.2, ч. 1 ст. 12.3, ст. 12.4, ч. 1 ст. 17.2 Закона N 81-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2025 N 33).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
Ситуация: Как осуществляется призыв на военную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2026 призыв граждан на военную службу будет осуществляться ежегодно, с 1 января по 31 декабря на основании указа Президента РФ. При этом отправка граждан, призванных на военную службу, к месту ее прохождения будет осуществляться два раза в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Для граждан указанных выше категорий устанавливаются специальные сроки отправки к месту прохождения военной службы (совпадают со специальными сроками призыва на военную службу, действующими до 01.01.2026) (п. п. 4, 7 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Закона от 04.11.2025 N 412-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2026 призыв граждан на военную службу будет осуществляться ежегодно, с 1 января по 31 декабря на основании указа Президента РФ. При этом отправка граждан, призванных на военную службу, к месту ее прохождения будет осуществляться два раза в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Для граждан указанных выше категорий устанавливаются специальные сроки отправки к месту прохождения военной службы (совпадают со специальными сроками призыва на военную службу, действующими до 01.01.2026) (п. п. 4, 7 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Закона от 04.11.2025 N 412-ФЗ).
Статья: Какие изменения предлагается внести в Трудовой кодекс
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 11)На практике сразу после обучения не все выпускники выходят на работу. Многие из них направляются в армию для прохождения военной службы по призыву, срок которой в настоящее время составляет 12 месяцев, что не является длительным периодом, влекущим потерю знаний и навыков, полученных выпускником во время обучения в вузе или колледже. Чтобы уравнять права лиц, устраивающихся на работу сразу по окончании обучения, и лиц, ушедших на службу в армию и затем желающих устроиться на работу по специальности, законопроектом N 868128-8 предлагается исключить из срока в один год, в течение которого не устанавливается испытательный срок на работе лицам, впервые устраивающимся на работу после среднего профессионального или высшего образования по полученной специальности, период прохождения военной службы по призыву.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 11)На практике сразу после обучения не все выпускники выходят на работу. Многие из них направляются в армию для прохождения военной службы по призыву, срок которой в настоящее время составляет 12 месяцев, что не является длительным периодом, влекущим потерю знаний и навыков, полученных выпускником во время обучения в вузе или колледже. Чтобы уравнять права лиц, устраивающихся на работу сразу по окончании обучения, и лиц, ушедших на службу в армию и затем желающих устроиться на работу по специальности, законопроектом N 868128-8 предлагается исключить из срока в один год, в течение которого не устанавливается испытательный срок на работе лицам, впервые устраивающимся на работу после среднего профессионального или высшего образования по полученной специальности, период прохождения военной службы по призыву.
Ситуация: Какие выплаты полагаются усыновителю, опекуну, попечителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае обращения за назначением пособия после окончания военнослужащим военной службы по призыву (но не позднее шести месяцев со дня окончания военной службы) выплата пособия осуществляется за весь период, в течение которого лицо имело право на получение пособия (ч. 1 ст. 17.2 Закона N 81-ФЗ; Письмо Минтруда России от 29.01.2024 N 27-2/10/В-1257).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае обращения за назначением пособия после окончания военнослужащим военной службы по призыву (но не позднее шести месяцев со дня окончания военной службы) выплата пособия осуществляется за весь период, в течение которого лицо имело право на получение пособия (ч. 1 ст. 17.2 Закона N 81-ФЗ; Письмо Минтруда России от 29.01.2024 N 27-2/10/В-1257).
Статья: К вопросу о некоторых особенностях содержания "новых" оснований освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания
(Бычков С.Н.)
("Российский судья", 2024, N 11)Освобождению в связи с увольнением с военной службы также необходимо дать толкование. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <14> устанавливает разные сроки службы для лиц, проходящих военную службу по призыву либо по контракту. В связи с этим необходимо определить соотношение срока службы, периода военного времени, военного положения или мобилизации, категории преступления, срока уголовного наказания. Срок службы призывника, согласно ст. 38 названного нормативно-правового акта, - 12 месяцев, контрактника - 2 года, 3 года, 5 лет. Срок службы по контракту может быть ограничен предельным возрастом военнослужащего. В то же время предельного срока для заключения контракта законодательно не установлено. Военное положение, мобилизация, военное время по временным параметрам могут быть как более, так и менее продолжительными по отношению к срочной или контрактной службе. Срок назначенного судом наказания также может быть либо больше, либо меньше вышеуказанных обстоятельств и срока службы.
(Бычков С.Н.)
("Российский судья", 2024, N 11)Освобождению в связи с увольнением с военной службы также необходимо дать толкование. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <14> устанавливает разные сроки службы для лиц, проходящих военную службу по призыву либо по контракту. В связи с этим необходимо определить соотношение срока службы, периода военного времени, военного положения или мобилизации, категории преступления, срока уголовного наказания. Срок службы призывника, согласно ст. 38 названного нормативно-правового акта, - 12 месяцев, контрактника - 2 года, 3 года, 5 лет. Срок службы по контракту может быть ограничен предельным возрастом военнослужащего. В то же время предельного срока для заключения контракта законодательно не установлено. Военное положение, мобилизация, военное время по временным параметрам могут быть как более, так и менее продолжительными по отношению к срочной или контрактной службе. Срок назначенного судом наказания также может быть либо больше, либо меньше вышеуказанных обстоятельств и срока службы.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 7, 19 (ч. 1), 37 (ч. 3), 55 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяли засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 7, 19 (ч. 1), 37 (ч. 3), 55 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяли засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Статья: Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Такая пенсия назначается в случае гибели (смерти) указанных военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву или не позднее 3 месяцев после увольнения с нее, а также в случае смерти позднее этого срока, но из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.01.2018 N 33-573/2018). Круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, определен в п. 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ. При этом отдельным категориям нетрудоспособных членов семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Такая пенсия назначается в случае гибели (смерти) указанных военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву или не позднее 3 месяцев после увольнения с нее, а также в случае смерти позднее этого срока, но из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.01.2018 N 33-573/2018). Круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, определен в п. 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ. При этом отдельным категориям нетрудоспособных членов семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.
Статья: Равенство не равно справедливости: к вопросу о противостоянии в защите прав женщин и мужчин
(Данчевская А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В контексте обсуждения проблемы нарушения прав мужчин срочной службой утверждается, что ряд мужчин негативно воспринимают военную службу в зависимости от своих морально-этических или религиозных убеждений. Эта мысль привязывается к идее о том, что на службе по призыву мужчины не могут полностью реализовать свое право на свободу трудовой деятельности. О преимуществах соблюдения законодательства в сфере воинского учета для выстраивания карьерной стратегии соискателем было немного сказано выше. В случае если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, к недостаткам которой относят в первую очередь то, что в соответствии с законом ее срок в среднем более чем в полтора раза превышает срок военной службы по призыву. Однако при определении вида работы, профессии, должности, на которые направляется гражданин, а также при определении места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, что позволяет вписать альтернативную гражданскую службу в карьерную стратегию. Либо, если призывник не имеет профессионального образования, альтернативная служба может дать ему стартовый опыт для понимания его профессиональных интересов и карьерных желаний, а также опыт для последующего устройства на работу, поскольку лицо без профессионального образования и опыта работы не может рассчитывать на получение хорошо оплачиваемой работы.
(Данчевская А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В контексте обсуждения проблемы нарушения прав мужчин срочной службой утверждается, что ряд мужчин негативно воспринимают военную службу в зависимости от своих морально-этических или религиозных убеждений. Эта мысль привязывается к идее о том, что на службе по призыву мужчины не могут полностью реализовать свое право на свободу трудовой деятельности. О преимуществах соблюдения законодательства в сфере воинского учета для выстраивания карьерной стратегии соискателем было немного сказано выше. В случае если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, к недостаткам которой относят в первую очередь то, что в соответствии с законом ее срок в среднем более чем в полтора раза превышает срок военной службы по призыву. Однако при определении вида работы, профессии, должности, на которые направляется гражданин, а также при определении места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, что позволяет вписать альтернативную гражданскую службу в карьерную стратегию. Либо, если призывник не имеет профессионального образования, альтернативная служба может дать ему стартовый опыт для понимания его профессиональных интересов и карьерных желаний, а также опыт для последующего устройства на работу, поскольку лицо без профессионального образования и опыта работы не может рассчитывать на получение хорошо оплачиваемой работы.