Срок рассмотрения заявления об установлении административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения заявления об установлении административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2023 N 88а-11810/2023 (УИД 59RS0044-01-2023-000449-04)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, само по себе рассмотрение дела судом более двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд, не влечет за собой отмену решения суда об установлении административного надзора, при этом дело рассмотрено судом первой инстанции не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (часть 7).
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, само по себе рассмотрение дела судом более двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд, не влечет за собой отмену решения суда об установлении административного надзора, при этом дело рассмотрено судом первой инстанции не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (часть 7).
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.07.2024 по делу N 33а-12618/2024 (УИД 66RS0009-01-2024-002461-29)
Категория спора: Административный надзор.
Требования ФСИН: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Лицо, подлежащее освобождению из мест лишения свободы, отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в период отбытия наказания административный ответчик многократно подвергался дисциплинарным взысканиям, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о нарушении исправительным учреждением срока подачи административного иска судебной коллегией отклонены, поскольку согласно части 9 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоблюдение указанных в части 7 той же статьи сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а равно не является основанием для отказа в его удовлетворении. При этом в полном соответствии с требованиями указанной правовой нормы суд первой инстанции обеспечил рассмотрение данного административного дела 7 июня 2024 года, то есть до истечения установленного приговором суда срока отбывания административным ответчиком наказания в виде лишения свободы - 10 июня 2024 года.
Категория спора: Административный надзор.
Требования ФСИН: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Лицо, подлежащее освобождению из мест лишения свободы, отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в период отбытия наказания административный ответчик многократно подвергался дисциплинарным взысканиям, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о нарушении исправительным учреждением срока подачи административного иска судебной коллегией отклонены, поскольку согласно части 9 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоблюдение указанных в части 7 той же статьи сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а равно не является основанием для отказа в его удовлетворении. При этом в полном соответствии с требованиями указанной правовой нормы суд первой инстанции обеспечил рассмотрение данного административного дела 7 июня 2024 года, то есть до истечения установленного приговором суда срока отбывания административным ответчиком наказания в виде лишения свободы - 10 июня 2024 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Косвенно это следует и из ч. 9 ст. 270 КАС РФ, которой предусмотрено, что несоблюдение двухмесячного срока не влечет возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора и не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Косвенно это следует и из ч. 9 ст. 270 КАС РФ, которой предусмотрено, что несоблюдение двухмесячного срока не влечет возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора и не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"В случае, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"В случае, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
Статья: Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы как субъектов уголовно-исполнительных отношений
(Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Так, уголовно-исполнительным законодательством установлено правило, в соответствии с которым администрация исправительного учреждения должна обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, т.е. можно это сделать и за три, и за четыре месяца. Несмотря на это, имеются случаи подачи заявления за один-два года до освобождения. В данной ситуации заявление не может быть принято к рассмотрению, поскольку за такой длительный срок до окончания наказания лицо, отбывающее наказание, нельзя признать освобожденным из мест лишения свободы.
(Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Так, уголовно-исполнительным законодательством установлено правило, в соответствии с которым администрация исправительного учреждения должна обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, т.е. можно это сделать и за три, и за четыре месяца. Несмотря на это, имеются случаи подачи заявления за один-два года до освобождения. В данной ситуации заявление не может быть принято к рассмотрению, поскольку за такой длительный срок до окончания наказания лицо, отбывающее наказание, нельзя признать освобожденным из мест лишения свободы.
Статья: Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Исковая форма защиты права состоит в наличии материально-правового требования истца к ответчику, которое подлежит рассмотрению судом. Если инициатива по возбуждению административного дела исходит от государственных и иных уполномоченных органов в целях реализации предоставленных им полномочий (осуществления определенных в законе функций) и при этом какое-либо материально-правовое требование к гражданину, организации не предъявляется, такое дело не связано с рассмотрением спора о праве, т.е. иска. Судебное рассмотрение по таким делам состоит не в том, чтобы определить, кому из сторон принадлежит спорное право, а кто из сторон является носителем правовой обязанности. Суть дела - в контроле суда за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий соответствующими государственными органами (должностными лицами). Такой вид судопроизводства относится к бесспорному производству. Правовой конфликт и исковый спор - это не тождественные понятия. Правовой конфликт включает в себя исковый спор, но возможен и при отсутствии такового (спор о юридическом факте). Безусловно, правовой конфликт во всех указанных административных делах имеет место, однако истоки этого конфликта лежат не в материально-правовом отношении, связывающем истца и ответчика, а в реализации законного интереса заявителя, в конфликте между публичными и частными интересами. Законному интересу заявителя в принудительном психиатрическом освидетельствовании, принудительном помещении гражданина в медицинский стационар, в установлении мер административного надзора и т.п., с одной стороны, противостоят естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права, принадлежащие гражданину от рождения и гарантированные Конституцией РФ, - свободно перемещаться, принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения и т.п.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Исковая форма защиты права состоит в наличии материально-правового требования истца к ответчику, которое подлежит рассмотрению судом. Если инициатива по возбуждению административного дела исходит от государственных и иных уполномоченных органов в целях реализации предоставленных им полномочий (осуществления определенных в законе функций) и при этом какое-либо материально-правовое требование к гражданину, организации не предъявляется, такое дело не связано с рассмотрением спора о праве, т.е. иска. Судебное рассмотрение по таким делам состоит не в том, чтобы определить, кому из сторон принадлежит спорное право, а кто из сторон является носителем правовой обязанности. Суть дела - в контроле суда за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий соответствующими государственными органами (должностными лицами). Такой вид судопроизводства относится к бесспорному производству. Правовой конфликт и исковый спор - это не тождественные понятия. Правовой конфликт включает в себя исковый спор, но возможен и при отсутствии такового (спор о юридическом факте). Безусловно, правовой конфликт во всех указанных административных делах имеет место, однако истоки этого конфликта лежат не в материально-правовом отношении, связывающем истца и ответчика, а в реализации законного интереса заявителя, в конфликте между публичными и частными интересами. Законному интересу заявителя в принудительном психиатрическом освидетельствовании, принудительном помещении гражданина в медицинский стационар, в установлении мер административного надзора и т.п., с одной стороны, противостоят естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права, принадлежащие гражданину от рождения и гарантированные Конституцией РФ, - свободно перемещаться, принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения и т.п.