Срок проверки качества товара ЗПП
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проверки качества товара ЗПП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Таким образом, действующее законодательство императивно устанавливает обстоятельство, с наступлением которого прекращает начисляться неустойка по статье 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", - удовлетворение законных требований потребителя. Иных ограничений периода начисления неустойки законом не предусмотрено. Поэтому ссылка суда апелляционной инстанции на невыполнение потребителем обязанности предоставить спорный товар ответчику, как на обстоятельство, исключающее возможность удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки, основана на неправильном толковании норм материального права, поскольку законодательством не ставится в зависимость ответственность по ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" от неисполнения потребителем обязанности по предоставлению товара на проверку качества за пределами десятидневного срока, предусмотренного ст. 22 указанного закона."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Замена товара ненадлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Судебная коллегия принимает во внимание, что окончание предусмотренного ст. 21 Закона РФ от 07 февраля 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" 20-дневного срока для выполнения продавцом требования потребителя о замене товара ненадлежащего качества (с учетом необходимости дополнительной проверки качества товара) на аналогичный товар приходилось на 27 марта 2022 года, в связи с чем неустойка за нарушение ответчиком вышеуказанного срока подлежит начислению с 28 марта 2022 года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О новых правилах защиты прав потребителей Союзного государства: сравнительно-правовой анализ
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)В ст. 21 Закона о ЗПП - "Замена товара ненадлежащего качества" - также установлен 7-дневный срок для замены товара. Однако, если возникает необходимость в дополнительной проверке качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), Закон о ЗПП дает больший срок - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)В ст. 21 Закона о ЗПП - "Замена товара ненадлежащего качества" - также установлен 7-дневный срок для замены товара. Однако, если возникает необходимость в дополнительной проверке качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), Закон о ЗПП дает больший срок - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
Статья: Внесудебные экспертные исследования (досудебная экспертиза)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесудебные экспертизы широко применяются в спорах о защите прав потребителей. В соответствии с абз. 2, 3 п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет в установленный срок. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесудебные экспертизы широко применяются в спорах о защите прав потребителей. В соответствии с абз. 2, 3 п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет в установленный срок. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Удовлетворяя исковые требования С. в части взыскания с общества неустойки за нарушение предусмотренных сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, предусмотренных ст. 22 Закона о защите прав потребителей, суд исходил из того, что ответчик не организовал проверку качества телефона в присутствии истца, необоснованно потребовал возвратить товар.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Удовлетворяя исковые требования С. в части взыскания с общества неустойки за нарушение предусмотренных сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, предусмотренных ст. 22 Закона о защите прав потребителей, суд исходил из того, что ответчик не организовал проверку качества телефона в присутствии истца, необоснованно потребовал возвратить товар.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Абзацем 2 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей установлена обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Абзацем 2 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей установлена обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Статья: Злоупотребление правом со стороны потребителя - актуальная проблема современной цивилистики
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Кроме того, для снижения количества случаев зловредного осуществления потребителем принадлежащего ему права требуется ревизия законодательства о защите прав потребителей в целом на предмет установления и устранения пробелов и других его недостатков, способствующих "потребительскому экстремизму". Так, с этой целью необходимо возложить на потребителя обязанность по передаче продавцу товара на проверку качества (экспертизу), если такая просьба исходит от продавца, а в случае неисполнения этой обязанности лишить потребителя права на получение любых законных неустоек за неудовлетворение или нарушение сроков удовлетворения его требований, вытекающих из ненадлежащего качества товара. Также можно рассмотреть возможность лишения потребителя права передавать в порядке цессии требования уплаты законных неустоек, начисляемых в случаях нарушения его прав, и возмещения убытков сверх суммы неустойки (подробнее см. [4, с. 26 - 27]).
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Кроме того, для снижения количества случаев зловредного осуществления потребителем принадлежащего ему права требуется ревизия законодательства о защите прав потребителей в целом на предмет установления и устранения пробелов и других его недостатков, способствующих "потребительскому экстремизму". Так, с этой целью необходимо возложить на потребителя обязанность по передаче продавцу товара на проверку качества (экспертизу), если такая просьба исходит от продавца, а в случае неисполнения этой обязанности лишить потребителя права на получение любых законных неустоек за неудовлетворение или нарушение сроков удовлетворения его требований, вытекающих из ненадлежащего качества товара. Также можно рассмотреть возможность лишения потребителя права передавать в порядке цессии требования уплаты законных неустоек, начисляемых в случаях нарушения его прав, и возмещения убытков сверх суммы неустойки (подробнее см. [4, с. 26 - 27]).
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, если договор купли-продажи с потребителем предусматривает предварительную оплату товара, то такой договор должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (п. 1 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, если договор купли-продажи с потребителем предусматривает предварительную оплату товара, то такой договор должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (п. 1 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей).
Вопрос: Вправе ли покупатель взыскать с продавца неустойку за нарушение сроков удовлетворения его требований за период с даты предъявления не удовлетворенной продавцом претензии о возврате денег до даты удовлетворения с просрочкой следующей претензии о замене товара?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 данного Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 данного Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Вопрос: Обязан ли продавец предоставлять покупателю подменный товар на период проверки качества товара?
(Консультация эксперта, 2023)Одновременно с этим согласно п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
(Консультация эксперта, 2023)Одновременно с этим согласно п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Процедура проверки качества товаров достаточно подробно изложена в п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, согласно которому продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Процедура проверки качества товаров достаточно подробно изложена в п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, согласно которому продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Вопрос: Вправе ли потребитель взыскать с продавца неустойку за нарушение срока замены некачественного товара, если он потребовал замены в пределах гарантийного срока, но продавец отказал по причине снятия товара с производства и возвратил деньги после предъявления претензии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Кроме того, в иске покупателя будет отказано, если суд установит, что недостатки возникли по вине покупателя, в частности вследствие нарушения им правил эксплуатации товара (недостатки эксплуатационного характера) (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 08.06.2020 по делу N 33-14880/2020, от 24.09.2019 по делу N 33-43194/2019). Так, в конкретном деле заключение судебной технической экспертизы показало, что в приобретенном истцом телефоне имеются заявленные недостатки, внешние признаки нарушения правил эксплуатации товара отсутствуют, однако присутствуют следы внутреннего вмешательства. Поскольку суд не установил, где и кем именно вскрывался телефон, в удовлетворении иска о защите прав потребителя отказано (Кассационное определение Московского городского суда от 01.06.2018 N 4г-6272/2018). В другом споре суд на основании судебной комплексной материаловедческой и товароведческой экспертизы установил, что недостатки товара (металлочерепицы) носят эксплуатационный характер, образовались в период времени сверх назначенного срока службы, поэтому не могут считаться производственным недостатком (дефектом). В связи с этим суд отказал истцу в удовлетворении иска о защите прав потребителя (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2018 по делу N 33-47317/2018).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Кроме того, в иске покупателя будет отказано, если суд установит, что недостатки возникли по вине покупателя, в частности вследствие нарушения им правил эксплуатации товара (недостатки эксплуатационного характера) (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 08.06.2020 по делу N 33-14880/2020, от 24.09.2019 по делу N 33-43194/2019). Так, в конкретном деле заключение судебной технической экспертизы показало, что в приобретенном истцом телефоне имеются заявленные недостатки, внешние признаки нарушения правил эксплуатации товара отсутствуют, однако присутствуют следы внутреннего вмешательства. Поскольку суд не установил, где и кем именно вскрывался телефон, в удовлетворении иска о защите прав потребителя отказано (Кассационное определение Московского городского суда от 01.06.2018 N 4г-6272/2018). В другом споре суд на основании судебной комплексной материаловедческой и товароведческой экспертизы установил, что недостатки товара (металлочерепицы) носят эксплуатационный характер, образовались в период времени сверх назначенного срока службы, поэтому не могут считаться производственным недостатком (дефектом). В связи с этим суд отказал истцу в удовлетворении иска о защите прав потребителя (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2018 по делу N 33-47317/2018).