Срок производства судебной экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок производства судебной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Срок проведения судебной экспертизы в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...от ООО "Владимирский региональный центр судебной экспертизы" поступило ходатайство... о продлении срока производства экспертизы.
(КонсультантПлюс, 2025)...от ООО "Владимирский региональный центр судебной экспертизы" поступило ходатайство... о продлении срока производства экспертизы.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Законодательное закрепление статьей 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" негосударственной судебной экспертной деятельности связано прежде всего с возможностью сокращения сроков производства судебных экспертиз и увеличением количества экспертов, представляющих большой спектр экспертных специальностей при сохранении общих принципов судебной экспертизы (объективность, независимость, профессионализм и компетентность, законность, ответственность, соблюдение профессиональной этики и предотвращение конфликта интересов)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная экспертиза
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок организации, сроки производства судебных экспертиз и составления заключения эксперта или комиссии экспертов в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России определены в Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок организации, сроки производства судебных экспертиз и составления заключения эксперта или комиссии экспертов в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России определены в Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011)Соответствующая обязанность по обеспечению контроля за соблюдением сроков производства судебных экспертиз возложена и на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (абз. 5 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011)Соответствующая обязанность по обеспечению контроля за соблюдением сроков производства судебных экспертиз возложена и на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (абз. 5 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ).
Приказ Минюста России от 28.12.2023 N 404
"Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2023 N 76752)III. Сроки производства судебной экспертизы
"Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2023 N 76752)III. Сроки производства судебной экспертизы
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)14. Надоненко О.Н. О целесообразности изменений законодательства, касающегося сроков производства судебных экспертиз // Российский следователь. 2021. N 4. С. 57 - 58. URL: https://old.lawinfo.ru/catalog/contents-2021/rossijskij-sledovatel/4/.
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)14. Надоненко О.Н. О целесообразности изменений законодательства, касающегося сроков производства судебных экспертиз // Российский следователь. 2021. N 4. С. 57 - 58. URL: https://old.lawinfo.ru/catalog/contents-2021/rossijskij-sledovatel/4/.
Статья: Назначение судебной автороведческой экспертизы по установлению демографических характеристик автора
(Сааков Т.А.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Исходя из того, какую информацию о демографических характеристиках автора необходимо получить правоприменителю по результатам производства судебной экспертизы (обо всем комплексе или только об отдельных демографических характеристиках автора), и должны формулироваться вопросы. При этом важно отметить, что если субъекта назначения экспертизы интересует конкретная характеристика личности автора, например половая принадлежность, то ставить вопросы о других характеристиках (об уровне образования, профессиональной принадлежности, возрастной группе автора и др.) нецелесообразно. Это связано с тем, что лишние вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, увеличат сроки производства судебной экспертизы, и, как следствие, увеличатся и сроки получения необходимой следствию или суду информации, что может привести к неблагоприятным юридическим последствиям.
(Сааков Т.А.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Исходя из того, какую информацию о демографических характеристиках автора необходимо получить правоприменителю по результатам производства судебной экспертизы (обо всем комплексе или только об отдельных демографических характеристиках автора), и должны формулироваться вопросы. При этом важно отметить, что если субъекта назначения экспертизы интересует конкретная характеристика личности автора, например половая принадлежность, то ставить вопросы о других характеристиках (об уровне образования, профессиональной принадлежности, возрастной группе автора и др.) нецелесообразно. Это связано с тем, что лишние вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, увеличат сроки производства судебной экспертизы, и, как следствие, увеличатся и сроки получения необходимой следствию или суду информации, что может привести к неблагоприятным юридическим последствиям.
Статья: Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-процессуального права
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Примечательно, что Конституционный Суд РФ указывал на то, что уголовное судопроизводство представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования, а юридической формой уголовно-процессуальных отношений является уголовно-процессуальное законодательство как отдельная отрасль в системе законодательства РФ, и установление новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, по общему правилу - согласно сути и природе уголовно-процессуального закона - должно быть согласовано с УПК РФ <5>. Тем не менее в отечественном законодательстве имеются ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных участников уголовного судопроизводства, не являющиеся законами, существование которых прямо не предопределено УПК РФ. Так, Приказом Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 346 утверждены Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ, в которых определены рекомендуемые сроки производства судебных экспертиз, требования к содержанию заключения эксперта. Схожий документ принят МВД России - Приказ от 29 июня 2005 г. N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", которым утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Примечательно, что Конституционный Суд РФ указывал на то, что уголовное судопроизводство представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования, а юридической формой уголовно-процессуальных отношений является уголовно-процессуальное законодательство как отдельная отрасль в системе законодательства РФ, и установление новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, по общему правилу - согласно сути и природе уголовно-процессуального закона - должно быть согласовано с УПК РФ <5>. Тем не менее в отечественном законодательстве имеются ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных участников уголовного судопроизводства, не являющиеся законами, существование которых прямо не предопределено УПК РФ. Так, Приказом Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 346 утверждены Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ, в которых определены рекомендуемые сроки производства судебных экспертиз, требования к содержанию заключения эксперта. Схожий документ принят МВД России - Приказ от 29 июня 2005 г. N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", которым утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.
Статья: Использование судебно-бухгалтерской информации в финансовом контроле
(Звягин С.А., Трещевский Ю.И., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)4. Надоненко О.Н. О целесообразности изменений законодательства, касающегося сроков производства судебных экспертиз // Российский следователь. 2021. N 4. С. 57 - 58. URL: https://old.lawinfo.ru/catalog/contents-2021/rossijskij-sledovatel/4/.
(Звягин С.А., Трещевский Ю.И., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)4. Надоненко О.Н. О целесообразности изменений законодательства, касающегося сроков производства судебных экспертиз // Российский следователь. 2021. N 4. С. 57 - 58. URL: https://old.lawinfo.ru/catalog/contents-2021/rossijskij-sledovatel/4/.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Оценка информации, необходимой для производства судебной транспортной экспертизы, непосредственно связана с ее полнотой, т.е. с достаточностью для проведения исследования. В этой связи следует сослаться на п. 2 и п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК России, согласно которым эксперт вправе "ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения" или "отказаться от дачи заключения... в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения". Думается, что во избежание затягивания сроков производства судебной транспортной экспертизы, когда исследование проводится комиссионно, желательно, чтобы один из экспертов уже имел опыт работы по производству таких судебных экспертиз или иным образом участвовал в расследовании транспортных происшествий <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Оценка информации, необходимой для производства судебной транспортной экспертизы, непосредственно связана с ее полнотой, т.е. с достаточностью для проведения исследования. В этой связи следует сослаться на п. 2 и п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК России, согласно которым эксперт вправе "ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения" или "отказаться от дачи заключения... в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения". Думается, что во избежание затягивания сроков производства судебной транспортной экспертизы, когда исследование проводится комиссионно, желательно, чтобы один из экспертов уже имел опыт работы по производству таких судебных экспертиз или иным образом участвовал в расследовании транспортных происшествий <1>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Статья: Почерковедческая экспертиза
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 14 - 17 Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404 (далее - Инструкция по организации производства судебных экспертиз) срок производства судебной экспертизы устанавливается руководителем судебно-экспертного учреждения (далее - СЭУ) Минюста России с учетом срока, указанного в постановлении (определении), в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации в СЭУ Минюста России и до дня подписания заключения экспертом либо с учетом срока, установленного органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 14 - 17 Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404 (далее - Инструкция по организации производства судебных экспертиз) срок производства судебной экспертизы устанавливается руководителем судебно-экспертного учреждения (далее - СЭУ) Минюста России с учетом срока, указанного в постановлении (определении), в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации в СЭУ Минюста России и до дня подписания заключения экспертом либо с учетом срока, установленного органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.
Статья: Отдельные вопросы судебной оценки заключения эксперта
(Елагина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Значительное количество экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях, которые в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Тем не менее нельзя отрицать наличия объективных причин привлечения для производства судебных экспертиз негосударственных экспертных учреждений, а также лиц, не являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений. В качестве основных причин следует назвать отсутствие в государственных экспертных учреждениях специалистов требуемого профиля и чрезмерную длительность срока производства экспертиз. Отметим, что нередко речь идет не только о собственно сроке производства судебной экспертизы, но в первую очередь о длительности "ожидания" того момента, когда эксперт сможет приступить к ее производству, несмотря на то что судебная экспертиза считается назначенной с момента вынесения постановления, а срок ее производства исчисляется с момента поручения ее производства эксперту (экспертам).
(Елагина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Значительное количество экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях, которые в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Тем не менее нельзя отрицать наличия объективных причин привлечения для производства судебных экспертиз негосударственных экспертных учреждений, а также лиц, не являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений. В качестве основных причин следует назвать отсутствие в государственных экспертных учреждениях специалистов требуемого профиля и чрезмерную длительность срока производства экспертиз. Отметим, что нередко речь идет не только о собственно сроке производства судебной экспертизы, но в первую очередь о длительности "ожидания" того момента, когда эксперт сможет приступить к ее производству, несмотря на то что судебная экспертиза считается назначенной с момента вынесения постановления, а срок ее производства исчисляется с момента поручения ее производства эксперту (экспертам).
Статья: Эксперт в гражданском процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Гражданские дела должны быть рассмотрены в срок, установленный законом (1 месяц - у мирового судьи и 2 месяца - в районном суде), однако нередки случаи, когда из-за проведения экспертизы сроки рассмотрения дел увеличиваются. Обязанность по обеспечению контроля за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, с учетом дат, установленных судами, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта, возложена на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (абз. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о судебно-экспертной деятельности).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Гражданские дела должны быть рассмотрены в срок, установленный законом (1 месяц - у мирового судьи и 2 месяца - в районном суде), однако нередки случаи, когда из-за проведения экспертизы сроки рассмотрения дел увеличиваются. Обязанность по обеспечению контроля за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, с учетом дат, установленных судами, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта, возложена на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (абз. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о судебно-экспертной деятельности).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;