Срок предъявления претензий по качеству товара при поставке
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок предъявления претензий по качеству товара при поставке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензия по качеству товара и о взыскании неустойки по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Покупатель может заявлять о поставке некачественного товара, даже если истек срок подачи претензии по качеству, но технические характеристики и особенности товара с течением времени не изменились и их можно оценить
(КонсультантПлюс, 2025)Покупатель может заявлять о поставке некачественного товара, даже если истек срок подачи претензии по качеству, но технические характеристики и особенности товара с течением времени не изменились и их можно оценить
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Сроки проверки качества товара и предъявления претензий
(КонсультантПлюс, 2025)Сроки проверки качества товара и предъявления претензий
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственный арбитраж в предвоенные годы (по материалам журнала "Арбитраж" 1937 г. N 1 - 24, 1938 г. N 4, 6, 7, 8, 11-12, 20, 23, 1939 г. N 1 - 24)
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Нужно отдать должное редакционной коллегии журнала - в небольшом по объему каждом номере журнала публиковалось немало самой разнообразной информации - и официальной (законодательные и иные нормативные акты), и иной: о хозяйственных договорах (статьи, обобщения, отчеты о договорной компании на очередной период, отчеты о выполнении или невыполнении договорных обязательств по различным территориям всей страны); практике различных госарбитражей по спорам о хозяйственных договорах и пр. (и это - практически в каждом номере и неоднократно); надзорная практика Госарбитража при СНК СССР и арбитражная практика госарбитражей самого разного уровня звенности системы (здесь немалый интерес представляет практика рассмотрения споров по недостачам, недоброкачественности, некомплектности и т.п. товаров и продукции); процессуальные вопросы деятельности госарбитражей (наиболее интересные и сегодня - о рассмотрении бесспорных дел без вызова сторон); претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров (слабо урегулированный до Постановления СНК СССР от 29 августа 1939 г. N 1306 <15>, утвердившего Инструкцию о порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, хозяйственными, кооперативными и общественными организациями другим); о ведомственных <16> арбитражах; о подведомственности и подсудности хозяйственных споров; о работе юрисконсультов хозяйственных организаций (здесь доминировали краткие заметки о негативных сторонах деятельности конкретных юрисконсультов, и их чуть ли не в каждом номере журнала было по несколько; но одновременно, учитывая роль юридической службы в экономике государства, была опубликована, с кратким изложением докладов, информация о состоявшемся 13 мая 1938 г. Совещании юрисконсультов наркоматов, главков и центральных хозорганов в Госарбитраже при СНК СССР <17> и там, например, было указано: "Тов. Еленсон (Главкондитер) считает, что в Госарбитраже нет единой линии поведения по ряду вопросов. Вопрос о представительстве в разных арбитражах решается по-разному. В Госарбитраже при СНК РСФСР юрисконсульты выступают в Госарбитраже, при Мособлисполкоме юрисконсультов не допускают" <18>, что, кстати, обусловливалось и в нередко изменяемых формах отчетности госарбитражей, о чем так же имелись публикации в журнале), и т.д.
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Нужно отдать должное редакционной коллегии журнала - в небольшом по объему каждом номере журнала публиковалось немало самой разнообразной информации - и официальной (законодательные и иные нормативные акты), и иной: о хозяйственных договорах (статьи, обобщения, отчеты о договорной компании на очередной период, отчеты о выполнении или невыполнении договорных обязательств по различным территориям всей страны); практике различных госарбитражей по спорам о хозяйственных договорах и пр. (и это - практически в каждом номере и неоднократно); надзорная практика Госарбитража при СНК СССР и арбитражная практика госарбитражей самого разного уровня звенности системы (здесь немалый интерес представляет практика рассмотрения споров по недостачам, недоброкачественности, некомплектности и т.п. товаров и продукции); процессуальные вопросы деятельности госарбитражей (наиболее интересные и сегодня - о рассмотрении бесспорных дел без вызова сторон); претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров (слабо урегулированный до Постановления СНК СССР от 29 августа 1939 г. N 1306 <15>, утвердившего Инструкцию о порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, хозяйственными, кооперативными и общественными организациями другим); о ведомственных <16> арбитражах; о подведомственности и подсудности хозяйственных споров; о работе юрисконсультов хозяйственных организаций (здесь доминировали краткие заметки о негативных сторонах деятельности конкретных юрисконсультов, и их чуть ли не в каждом номере журнала было по несколько; но одновременно, учитывая роль юридической службы в экономике государства, была опубликована, с кратким изложением докладов, информация о состоявшемся 13 мая 1938 г. Совещании юрисконсультов наркоматов, главков и центральных хозорганов в Госарбитраже при СНК СССР <17> и там, например, было указано: "Тов. Еленсон (Главкондитер) считает, что в Госарбитраже нет единой линии поведения по ряду вопросов. Вопрос о представительстве в разных арбитражах решается по-разному. В Госарбитраже при СНК РСФСР юрисконсульты выступают в Госарбитраже, при Мособлисполкоме юрисконсультов не допускают" <18>, что, кстати, обусловливалось и в нередко изменяемых формах отчетности госарбитражей, о чем так же имелись публикации в журнале), и т.д.
Статья: Государственный арбитраж в 1930-е годы: история развития процессуальных правил
(Васильченко В.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 3)Также была "обновлена" Инструкция Госарбитража при СНК СССР 2 января 1935 г. "О порядке и сроках предъявления претензий при поставках товаров ненадлежащего качества одними государственными, кооперативными и общественными организациями другим" <21>, в Инструкции СНК СССР от 29 августа 1939 г. "О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, кооперативными и общественными организациями другим" содержались положения о досудебном порядке разрешения спора с некоторыми дополнениями <22>.
(Васильченко В.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 3)Также была "обновлена" Инструкция Госарбитража при СНК СССР 2 января 1935 г. "О порядке и сроках предъявления претензий при поставках товаров ненадлежащего качества одними государственными, кооперативными и общественными организациями другим" <21>, в Инструкции СНК СССР от 29 августа 1939 г. "О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, кооперативными и общественными организациями другим" содержались положения о досудебном порядке разрешения спора с некоторыми дополнениями <22>.
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 21.05.2021 N 436
"Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2021 N 63979)порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товаров условиям сделки;
"Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2021 N 63979)порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товаров условиям сделки;
Приказ Минэкономразвития России от 17.09.2021 N 549
"Об организации в Минэкономразвития России работы по проведению экспертизы контрактов, заключаемых в счет государственных экспортных кредитов, мониторингу соблюдения российскими уполномоченными организациями межправительственных соглашений при выполнении контрактных обязательств и ведению паспортов реализации межправительственных соглашений"порядок разрешения споров (в том числе подразумевает сроки предъявления претензий);
"Об организации в Минэкономразвития России работы по проведению экспертизы контрактов, заключаемых в счет государственных экспортных кредитов, мониторингу соблюдения российскими уполномоченными организациями межправительственных соглашений при выполнении контрактных обязательств и ведению паспортов реализации межправительственных соглашений"порядок разрешения споров (в том числе подразумевает сроки предъявления претензий);
Вопрос: Что предпринять налогоплательщику при получении письма налогового органа о несформированном источнике по цепочке его поставщиков для принятия к вычету сумм НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом может быть признано правомерным и удержание покупателем части платы за поставленный товар в качестве возмещения налоговых потерь, если поставщиком не исполнено условие договора об устранении налоговых разрывов в срок, прописанный в договоре (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2020 N Ф04-4801/2020).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом может быть признано правомерным и удержание покупателем части платы за поставленный товар в качестве возмещения налоговых потерь, если поставщиком не исполнено условие договора об устранении налоговых разрывов в срок, прописанный в договоре (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2020 N Ф04-4801/2020).
Статья: Навязывание контрагенту невыгодных условий договора торговыми сетями
(Батрова Т.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)В то же время некоторые суды обращают внимание на правомерность включения подобного условия в договор только в случае, если возврат товаров допускается или предусмотрен законодательством. Со ссылкой на ст. 518 ГК РФ они отмечают, что возврат товара поставщику возможен только в случаях, когда поставлен товар ненадлежащего качества, а также если порча или утрата товарного вида продукции произошли по вине поставщика, вследствие поставки товаров ненадлежащего качества, в силу чего в остальных случаях указание в условиях договора поставки возможности возврата товара по данным основаниям является нарушением требований Закона о торговле, поскольку создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. На этом основании условия договора об обязанности поставщика произвести возврат не проданного по истечении определенного срока товара на условиях обратной реализации признаются недействительными и в отсутствие подтверждения фактов составления акта приемки и направления претензий по качеству поставленного товара доводы относительно трудностей в его реализации, в том числе по причине плохого товарного вида, не принимаются <21>.
(Батрова Т.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)В то же время некоторые суды обращают внимание на правомерность включения подобного условия в договор только в случае, если возврат товаров допускается или предусмотрен законодательством. Со ссылкой на ст. 518 ГК РФ они отмечают, что возврат товара поставщику возможен только в случаях, когда поставлен товар ненадлежащего качества, а также если порча или утрата товарного вида продукции произошли по вине поставщика, вследствие поставки товаров ненадлежащего качества, в силу чего в остальных случаях указание в условиях договора поставки возможности возврата товара по данным основаниям является нарушением требований Закона о торговле, поскольку создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. На этом основании условия договора об обязанности поставщика произвести возврат не проданного по истечении определенного срока товара на условиях обратной реализации признаются недействительными и в отсутствие подтверждения фактов составления акта приемки и направления претензий по качеству поставленного товара доводы относительно трудностей в его реализации, в том числе по причине плохого товарного вида, не принимаются <21>.
Готовое решение: Как предъявить претензию поставщику по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли покупатель предъявить претензию в случае обнаружения недостатка товара после приемки, если в соответствии с договором поставки приемка товара по качеству осуществляется в момент его передачи покупателю
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли покупатель предъявить претензию в случае обнаружения недостатка товара после приемки, если в соответствии с договором поставки приемка товара по качеству осуществляется в момент его передачи покупателю
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. В комментируемой статье говорится о правах покупателя в случае недопоставки товаров (см. комментарий к ст. 511 ГК РФ), невыполнении требований об устранения недостатков товара (см. комментарий к ст. 518 ГК РФ) или о доукомплектовании товара (см. комментарий к ст. 519 ГК РФ). В таких случаях покупатель имеет право приобрести непоставленные товары у третьего лица по разумной цене (оценочное понятие). Понесенные покупателем расходы в таких случаях подлежат возмещению поставщиком. Причем покупатель должен доказать необходимость и разумность этих расходов. Кроме того, для того чтобы взыскать расходы на приобретение товаров у других лиц по п. 1 ст. 520 ГК РФ в связи с ненадлежащим выполнением поставщиком своих обязанностей, покупатель должен доказать приобретение товара у третьих лиц в разумный срок.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. В комментируемой статье говорится о правах покупателя в случае недопоставки товаров (см. комментарий к ст. 511 ГК РФ), невыполнении требований об устранения недостатков товара (см. комментарий к ст. 518 ГК РФ) или о доукомплектовании товара (см. комментарий к ст. 519 ГК РФ). В таких случаях покупатель имеет право приобрести непоставленные товары у третьего лица по разумной цене (оценочное понятие). Понесенные покупателем расходы в таких случаях подлежат возмещению поставщиком. Причем покупатель должен доказать необходимость и разумность этих расходов. Кроме того, для того чтобы взыскать расходы на приобретение товаров у других лиц по п. 1 ст. 520 ГК РФ в связи с ненадлежащим выполнением поставщиком своих обязанностей, покупатель должен доказать приобретение товара у третьих лиц в разумный срок.
Статья: Административно-правовая инвентаризация действующих и обязательных для бизнеса требований завершена. Настала пора "судебной гильотины"? (административно-правовой аспект)
(Лянной Г.Г.)
("Российский судья", 2024, N 5)Пунктом 2.2.1 договора и п. 2.1 Спецификации N 1 предусмотрено, что поставка оборудования на склад покупателя должна быть произведена не позднее 30 рабочих дней после осуществления предоплаты. Во исполнение условий договора истец перечислил на расчетный счет ответчика предварительную оплату платежными поручениями от 13 августа 2015 г. N 06 на сумму 373 800 руб. и от 25 ноября 2015 г. N 10 на сумму 373 800 руб. Однако предусмотренный договором товар (оборудование) в установленный срок и до настоящего времени не поставлен. В соответствии с п. 3 ст. 487 ГК РФ покупатель направил поставщику требование (претензию) об отказе от договора и о возврате перечисленной в качестве предоплаты денежной суммы, однако поставщик указанную денежную сумму не возвратил. Согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. В данном случае перечисление предоплаты в меньшем размере, чем установлено договором, не могло явиться причиной неисполнения ответчиком своих обязательств.
(Лянной Г.Г.)
("Российский судья", 2024, N 5)Пунктом 2.2.1 договора и п. 2.1 Спецификации N 1 предусмотрено, что поставка оборудования на склад покупателя должна быть произведена не позднее 30 рабочих дней после осуществления предоплаты. Во исполнение условий договора истец перечислил на расчетный счет ответчика предварительную оплату платежными поручениями от 13 августа 2015 г. N 06 на сумму 373 800 руб. и от 25 ноября 2015 г. N 10 на сумму 373 800 руб. Однако предусмотренный договором товар (оборудование) в установленный срок и до настоящего времени не поставлен. В соответствии с п. 3 ст. 487 ГК РФ покупатель направил поставщику требование (претензию) об отказе от договора и о возврате перечисленной в качестве предоплаты денежной суммы, однако поставщик указанную денежную сумму не возвратил. Согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. В данном случае перечисление предоплаты в меньшем размере, чем установлено договором, не могло явиться причиной неисполнения ответчиком своих обязательств.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Вправе ли покупатель предъявить продавцу требования по качеству товара в течение всего срока годности, если в договоре купли-продажи установлен меньший срок на предъявление таких претензий
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, судами не обоснованно не учтено, что Разделом 7 договора поставки закреплены гарантийные обязательства сторон. При несовпадении срока предъявления претензии с гарантийным сроком требования по качеству товара могут быть заявлены в течение гарантийного срока, поскольку пункты 2 - 5 статьи 477 ГК РФ являются специальными нормами по отношению к общему правилу, установленному пунктом 1 данной статьи. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Установленный договором срок для предъявления претензии по качеству не является пресекательным и не освобождает продавца некачественной продукции от ответственности за поставку товара, не соответствующего требованиям договора. Тем не менее, как указано ранее, несмотря на установленные договором гарантийные обязательства, сервисная книжка, гарантийный талон покупателю переданы не были..."
Вправе ли покупатель предъявить продавцу требования по качеству товара в течение всего срока годности, если в договоре купли-продажи установлен меньший срок на предъявление таких претензий
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, судами не обоснованно не учтено, что Разделом 7 договора поставки закреплены гарантийные обязательства сторон. При несовпадении срока предъявления претензии с гарантийным сроком требования по качеству товара могут быть заявлены в течение гарантийного срока, поскольку пункты 2 - 5 статьи 477 ГК РФ являются специальными нормами по отношению к общему правилу, установленному пунктом 1 данной статьи. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Установленный договором срок для предъявления претензии по качеству не является пресекательным и не освобождает продавца некачественной продукции от ответственности за поставку товара, не соответствующего требованиям договора. Тем не менее, как указано ранее, несмотря на установленные договором гарантийные обязательства, сервисная книжка, гарантийный талон покупателю переданы не были..."
Вопрос: Организация-поставщик поставила товар покупателю и выставила ему УПД со статусом 1. Оплата по поставке не произведена, покупатель УПД не подписал и не выходит на связь. Может ли поставщик подтвердить поставку УПД, выставленным в одностороннем порядке, при обращении поставщика в суд?
(Консультация эксперта, 2023)Но, если факт поставки будет доказан, при отсутствии мотивированного отказа покупателя от приемки товара и доказательств предъявления покупателем претензий относительно качества поставленного товара и сроков его поставки в порядке, предусмотренном договором (если таковой предусмотрен), суд может обязать покупателя оплатить поставленный товар (ст. 71 АПК РФ, ст. ст. 309, 475, 476, 506, 513, 516 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2021 N 305-ЭС21-14458 по делу N А40-98774/2020).
(Консультация эксперта, 2023)Но, если факт поставки будет доказан, при отсутствии мотивированного отказа покупателя от приемки товара и доказательств предъявления покупателем претензий относительно качества поставленного товара и сроков его поставки в порядке, предусмотренном договором (если таковой предусмотрен), суд может обязать покупателя оплатить поставленный товар (ст. 71 АПК РФ, ст. ст. 309, 475, 476, 506, 513, 516 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2021 N 305-ЭС21-14458 по делу N А40-98774/2020).
Готовое решение: Как взыскать договорную и законную неустойку
(КонсультантПлюс, 2025)Покупатель должен был представлять поставщику отгрузочные разнарядки по определенной форме. За их непредставление и неверное составление (например, за неуказание телефонов грузополучателей) была предусмотрена неустойка. В течение года покупатель допускал указанные нарушения, но все это время поставщик не предъявлял претензий и без проблем доставлял товар получателям в срок. Более чем через год после начала поставок поставщик потребовал несколько миллионов рублей в качестве неустойки. Суд взыскал лишь 100 тыс. руб., так как указанные нарушения не повлекли неблагоприятных последствий для поставщика и он долгое время исполнял договор, не жалуясь на них (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 4231/14).
(КонсультантПлюс, 2025)Покупатель должен был представлять поставщику отгрузочные разнарядки по определенной форме. За их непредставление и неверное составление (например, за неуказание телефонов грузополучателей) была предусмотрена неустойка. В течение года покупатель допускал указанные нарушения, но все это время поставщик не предъявлял претензий и без проблем доставлял товар получателям в срок. Более чем через год после начала поставок поставщик потребовал несколько миллионов рублей в качестве неустойки. Суд взыскал лишь 100 тыс. руб., так как указанные нарушения не повлекли неблагоприятных последствий для поставщика и он долгое время исполнял договор, не жалуясь на них (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 4231/14).
Статья: Приемка некачественного товара: 3 причины отказа покупателю судом в иске
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12)- нарушение условий договора о порядке приемки товара, сроке предъявления претензии не лишало покупателя возможности в рамках дела доказать поставку товара ненадлежащего качества (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2024 N Ф09-4202/24 по делу N А76-4616/2023).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12)- нарушение условий договора о порядке приемки товара, сроке предъявления претензии не лишало покупателя возможности в рамках дела доказать поставку товара ненадлежащего качества (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2024 N Ф09-4202/24 по делу N А76-4616/2023).
Готовое решение: Что такое рекламация
(КонсультантПлюс, 2025)По сути рекламация представляет собой претензию. Чаще всего рекламацией называют претензию, которую направляют поставщику покупатели, в том числе потребители. Поводом для рекламации обычно является ненадлежащее качество товара, нарушение сроков его доставки или иные нарушения договора поставки. Как правило, рекламации направляют в течение срока действия гарантийных обязательств поставщика.
(КонсультантПлюс, 2025)По сути рекламация представляет собой претензию. Чаще всего рекламацией называют претензию, которую направляют поставщику покупатели, в том числе потребители. Поводом для рекламации обычно является ненадлежащее качество товара, нарушение сроков его доставки или иные нарушения договора поставки. Как правило, рекламации направляют в течение срока действия гарантийных обязательств поставщика.