Срок предъявления претензии экспедитору



Подборка наиболее важных документов по запросу Срок предъявления претензии экспедитору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 N 15АП-18724/2023 по делу N А53-10979/2023
Требование: О взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции.
Решение: Требование удовлетворено.
Вместе с тем, договор в целом и п 2.2. договора в честности не содержит согласованного сторонами условия о представлении клиенту (компании) копий подтверждающих документов, а установлено лишь требование руководствоваться при определении сроков простоя данными из системы "ЭТРАН". Кроме того, из указанного пункта следует, что в случае несогласия компании со сверхнормативным временем простоя, предъявленным экспедитором, клиент предоставляет экспедитору надлежащим образом заверенные копии железнодорожных накладных, квитанций о приеме груза к перевозке. Таким образом, у ответчика имелась возможность располагать всеми первичными документами, позволяющими проверить расчет штрафа, предъявленного в претензии.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)
4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)
При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности - один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)
4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:
показать больше документов