Срок оспаривания решения гос органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок оспаривания решения гос органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 182 "Исполнение решения, судебного приказа" АПК РФ"Доводы Управления, связанные с невыдачей исполнительного листа на принудительное исполнение судебного решения, исчислением срока неисполнения судебного акта с иного момента, не принимаются во внимание, так как решение суда об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти подлежит немедленному исполнению и не предполагает выдачи исполнительного листа на его принудительное исполнение (часть 2 статьи 182, часть 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)При подготовке дела об оспаривании решения госоргана к судебному разбирательству суд рассматривает обоснованность оставления вышестоящим органом досудебной жалобы без рассмотрения (возврата или нерассмотрения в срок)
(КонсультантПлюс, 2025)При подготовке дела об оспаривании решения госоргана к судебному разбирательству суд рассматривает обоснованность оставления вышестоящим органом досудебной жалобы без рассмотрения (возврата или нерассмотрения в срок)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- истечение предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти влечет правовые последствия для заявителя в виде отказа в удовлетворении заявленных требований при отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока;
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- истечение предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти влечет правовые последствия для заявителя в виде отказа в удовлетворении заявленных требований при отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По некоторым категориям дел под угрозой оказалось само право на суд, так как предварительное направление жалобы в вышестоящий орган власти фактически блокировало в дальнейшем перспективу судебной защиты прав и законных интересов частного лица в силу пропуска заинтересованным лицом срока, предусмотренного процессуальным законом для оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц (например, ст. 219, 240 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ) <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По некоторым категориям дел под угрозой оказалось само право на суд, так как предварительное направление жалобы в вышестоящий орган власти фактически блокировало в дальнейшем перспективу судебной защиты прав и законных интересов частного лица в силу пропуска заинтересованным лицом срока, предусмотренного процессуальным законом для оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц (например, ст. 219, 240 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ) <1>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В частности, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; по делам, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, например в сфере эмиссии ценных бумаг (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 225.1 АПК РФ, пункт 8 части 1 статьи 22, часть 1 статьи 22.1, часть 4 статьи 1 ГПК РФ); по делам, возникающим из налоговых, таможенных, бюджетных правоотношений.
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В частности, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; по делам, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, например в сфере эмиссии ценных бумаг (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 225.1 АПК РФ, пункт 8 части 1 статьи 22, часть 1 статьи 22.1, часть 4 статьи 1 ГПК РФ); по делам, возникающим из налоговых, таможенных, бюджетных правоотношений.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что предусмотренный главой 25 ГПК РФ порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а соответственно, и предусмотренный ст. 256 Кодекса срок для обращения в суд не подлежат применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что предусмотренный главой 25 ГПК РФ порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а соответственно, и предусмотренный ст. 256 Кодекса срок для обращения в суд не подлежат применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Вопрос: Каков общий порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти?
(Консультация эксперта, 2025)В административном исковом заявлении нужно помимо общих сведений указать, в чем конкретно выразилось нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц государственных и муниципальных органов, и приложить необходимые документы, указанные в ст. 126 КАС РФ (ст. 220 КАС РФ), к которым, в частности, относится документ, подтверждающий уплату госпошлины организацией в размере 15 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)В административном исковом заявлении нужно помимо общих сведений указать, в чем конкретно выразилось нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц государственных и муниципальных органов, и приложить необходимые документы, указанные в ст. 126 КАС РФ (ст. 220 КАС РФ), к которым, в частности, относится документ, подтверждающий уплату госпошлины организацией в размере 15 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как следует из этих разъяснений, с учетом того, что целью обращения в комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) комиссии могут быть оспорены в суде с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 ст. 20 КАС РФ, в порядке и в сроки, предусмотренные гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" данного Кодекса. То, что административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ, закреплено непосредственно в ч. 5 ст. 245 гл. 25 данного Кодекса.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как следует из этих разъяснений, с учетом того, что целью обращения в комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) комиссии могут быть оспорены в суде с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 ст. 20 КАС РФ, в порядке и в сроки, предусмотренные гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" данного Кодекса. То, что административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ, закреплено непосредственно в ч. 5 ст. 245 гл. 25 данного Кодекса.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:
(КонсультантПлюс, 2025)по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Такой же срок согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ являлся общеустановленным для рассмотрения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. С принятием КАС РФ соответствующее специальное правило было закреплено в ч. 3 его ст. 226: административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) СПИ рассматриваются судом в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Однако указанная часть Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ признана утратившей силу.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Такой же срок согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ являлся общеустановленным для рассмотрения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. С принятием КАС РФ соответствующее специальное правило было закреплено в ч. 3 его ст. 226: административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) СПИ рассматриваются судом в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Однако указанная часть Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ признана утратившей силу.
Ситуация: Можно ли обжаловать отказ в признании безработным и как это сделать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок и сроки оспаривания заключения экспертизы в суде определяются нормами АПК РФ и КАС РФ, регламентирующими рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Соответствующее заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок и сроки оспаривания заключения экспертизы в суде определяются нормами АПК РФ и КАС РФ, регламентирующими рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Соответствующее заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статья: Судебный порядок рассмотрения жалоб на проведение оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан
(Чупилкин Ю.Б.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36. При применении документа следовало учитывать, что подраздел III раздела II (главы 23 - 26.2) ГПК РФ утратил силу с 15 сентября 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ. Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ с этого же срока введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, в главе 22 которого установлены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих // СПС "КонсультантПлюс".
(Чупилкин Ю.Б.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36. При применении документа следовало учитывать, что подраздел III раздела II (главы 23 - 26.2) ГПК РФ утратил силу с 15 сентября 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ. Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ с этого же срока введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, в главе 22 которого установлены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Спор о признании незаконным отказа в предоставлении и взыскании имущественного или социального налогового вычета по НДФЛ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно положениям КАС РФ гражданину (административному истцу) следует подавать в суд административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 38, ст. 218 КАС РФ). Срок обращения с указанным административным исковым заявлением в суд закреплен в ст. 219 КАС РФ, а требования к форме, содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых к нему документов - в ст. 220 КАС РФ.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно положениям КАС РФ гражданину (административному истцу) следует подавать в суд административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 38, ст. 218 КАС РФ). Срок обращения с указанным административным исковым заявлением в суд закреплен в ст. 219 КАС РФ, а требования к форме, содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых к нему документов - в ст. 220 КАС РФ.
Статья: Правовые позиции КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за I квартал 2023 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Обжалование решений (актов) госорганов во внесудебном (административном) порядке в вышестоящем государственном органе (п. 2 ст. 138 НК РФ) не должно блокировать возможность их судебного оспаривания в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Обжалование решений (актов) госорганов во внесудебном (административном) порядке в вышестоящем государственном органе (п. 2 ст. 138 НК РФ) не должно блокировать возможность их судебного оспаривания в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд.
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы
(Грибов Н.Д.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Компенсацию за нарушение условий содержания под стражей можно толковать как ответственность государственных органов за причинение физических и нравственных страданий специальному субъекту, которая 1) ограничена сроком давности и 2) подлежит взысканию в рамках административного судопроизводства при рассмотрении требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти. Моральный вред необходимо рассматривать в порядке гражданского судопроизводства, и, кроме того, срок давности на него не распространяется, за исключением ряда случаев, например при взыскании морального вреда за нарушение трудовых прав <2>.
(Грибов Н.Д.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Компенсацию за нарушение условий содержания под стражей можно толковать как ответственность государственных органов за причинение физических и нравственных страданий специальному субъекту, которая 1) ограничена сроком давности и 2) подлежит взысканию в рамках административного судопроизводства при рассмотрении требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти. Моральный вред необходимо рассматривать в порядке гражданского судопроизводства, и, кроме того, срок давности на него не распространяется, за исключением ряда случаев, например при взыскании морального вреда за нарушение трудовых прав <2>.