Срок обжалования предписания контролирующего органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования предписания контролирующего органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание ГИТ
(КонсультантПлюс, 2025)Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных препятствий для подачи административным истцом жалобы и соблюдения досудебного порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
(КонсультантПлюс, 2025)Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных препятствий для подачи административным истцом жалобы и соблюдения досудебного порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...выдача предписания с заведомо неисполнимыми сроками нарушает права контролируемого лица и ставит его в позицию, полностью зависимую от органа, обладающего властными полномочиями..."
(КонсультантПлюс, 2025)...выдача предписания с заведомо неисполнимыми сроками нарушает права контролируемого лица и ставит его в позицию, полностью зависимую от органа, обладающего властными полномочиями..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предписания органов контроля (надзора)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок для обжалования предписаний об устранении нарушений,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок для обжалования предписаний об устранении нарушений,
Статья: Сроки в контрольно-надзорном законодательстве
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Не совсем понятно, чем руководствовался законодатель, устанавливая различную продолжительность обжалования предписания и решения контрольно-надзорного органа, действия (бездействие) его должностных лиц. В первом случае это 10 рабочих дней, во втором - 30 календарных дней.
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Не совсем понятно, чем руководствовался законодатель, устанавливая различную продолжительность обжалования предписания и решения контрольно-надзорного органа, действия (бездействие) его должностных лиц. В первом случае это 10 рабочих дней, во втором - 30 календарных дней.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 4 названного закона предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 4 названного закона предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 4).
Статья: Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Подводя итоги обозначенным выше проблемным ситуациям, представляется важным обратить внимание на объективную необходимость выделения в КАС РФ и АПК РФ отдельной главы "Административно-понудительное судопроизводство по делам о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов" и детального процессуального урегулирования специфики разрешения данной категории дел применительно к деликтам, а не спорам, предопределив обязанность суда в судебном решении устанавливать срок для его исполнения, а в ходе разрешения дела - давать оценку правомерности выданного контрольно-надзорным органом предписания вне зависимости от отсутствия факта его обжалования, в том числе на предмет разумности установленных в нем сроков исполнения и реальной возможности его исполнить у контролируемого лица.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Подводя итоги обозначенным выше проблемным ситуациям, представляется важным обратить внимание на объективную необходимость выделения в КАС РФ и АПК РФ отдельной главы "Административно-понудительное судопроизводство по делам о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов" и детального процессуального урегулирования специфики разрешения данной категории дел применительно к деликтам, а не спорам, предопределив обязанность суда в судебном решении устанавливать срок для его исполнения, а в ходе разрешения дела - давать оценку правомерности выданного контрольно-надзорным органом предписания вне зависимости от отсутствия факта его обжалования, в том числе на предмет разумности установленных в нем сроков исполнения и реальной возможности его исполнить у контролируемого лица.
Статья: Как действовать при обжаловании результатов внеплановой трудовой проверки
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 6)Не пропустите сроки обжалования. Так, если вы жалуетесь <6>:
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 6)Не пропустите сроки обжалования. Так, если вы жалуетесь <6>:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Статьей 40 Закона N 248-ФЗ предусмотрена система обязательного досудебного обжалования. Жалоба подается в уполномоченный на ее рассмотрение орган, определяемый положением о виде муниципального контроля, исключительно в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением жалоб, содержащих охраняемую законом тайну. Жалоба должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, а жалоба организации - усиленной квалифицированной электронной подписью. В досудебном порядке могут быть обжалованы: 1) решение о проведении контрольных мероприятий; 2) акты контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; 3) действия (бездействие) должностных лиц контрольного органа в рамках контрольных мероприятий. Рассмотрев жалобу, уполномоченный орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня ее регистрации приостанавливает исполнение обжалуемого решения контрольного органа либо отказывает в этом. Общение с заявителем будет осуществляться через личный кабинет, доступ к которому будет предоставлен органу, уполномоченному на рассмотрение жалобы (контрольному органу).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Статьей 40 Закона N 248-ФЗ предусмотрена система обязательного досудебного обжалования. Жалоба подается в уполномоченный на ее рассмотрение орган, определяемый положением о виде муниципального контроля, исключительно в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением жалоб, содержащих охраняемую законом тайну. Жалоба должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, а жалоба организации - усиленной квалифицированной электронной подписью. В досудебном порядке могут быть обжалованы: 1) решение о проведении контрольных мероприятий; 2) акты контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; 3) действия (бездействие) должностных лиц контрольного органа в рамках контрольных мероприятий. Рассмотрев жалобу, уполномоченный орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня ее регистрации приостанавливает исполнение обжалуемого решения контрольного органа либо отказывает в этом. Общение с заявителем будет осуществляться через личный кабинет, доступ к которому будет предоставлен органу, уполномоченному на рассмотрение жалобы (контрольному органу).
Готовое решение: Кто проверяет кассовую дисциплину и как проходит проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается решений налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц, то их судебное обжалование возможно только после их досудебного обжалования (ч. 2 ст. 39 Закона о государственном и муниципальном контроле). Жалобу на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц подайте через Единый портал госуслуг (п. 41 Положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона о государственном и муниципальном контроле). Требования к ее оформлению приведены в ст. 41 Закона о государственном и муниципальном контроле. Срок обжалования решения - 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении прав, предписания - 10 рабочих дней с момента его получения (ч. 5, 6 ст. 40 Закона о государственном и муниципальном контроле). Жалобу рассматривает руководитель (заместитель руководителя) налоговой либо вышестоящий орган ФНС России (в порядке подчиненности). Общий срок рассмотрения жалобы - 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования (п. п. 42, 43 Положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки, п. 1 ч. 2 ст. 40, ч. 2, 3 ст. 43 Закона о государственном и муниципальном контроле).
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается решений налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц, то их судебное обжалование возможно только после их досудебного обжалования (ч. 2 ст. 39 Закона о государственном и муниципальном контроле). Жалобу на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц подайте через Единый портал госуслуг (п. 41 Положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона о государственном и муниципальном контроле). Требования к ее оформлению приведены в ст. 41 Закона о государственном и муниципальном контроле. Срок обжалования решения - 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении прав, предписания - 10 рабочих дней с момента его получения (ч. 5, 6 ст. 40 Закона о государственном и муниципальном контроле). Жалобу рассматривает руководитель (заместитель руководителя) налоговой либо вышестоящий орган ФНС России (в порядке подчиненности). Общий срок рассмотрения жалобы - 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования (п. п. 42, 43 Положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки, п. 1 ч. 2 ст. 40, ч. 2, 3 ст. 43 Закона о государственном и муниципальном контроле).
Статья: Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Закон N 248-ФЗ содержит и иные нормы, имеющие отношение к рассматриваемой мере административного принуждения. Так, контрольный (надзорный) орган при неисполнении предписания в установленные сроки вправе принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении. Отдельно установлен срок обжалования предписания с момента получения его контролируемым лицом.
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Закон N 248-ФЗ содержит и иные нормы, имеющие отношение к рассматриваемой мере административного принуждения. Так, контрольный (надзорный) орган при неисполнении предписания в установленные сроки вправе принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении. Отдельно установлен срок обжалования предписания с момента получения его контролируемым лицом.
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Содержание моратория отражает его прямое отношение к категории "правовой режим", которую А.В. Малько определил как "специфический вид правового воздействия, выраженный в определенном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений" <34>. Мораторий в сфере государственного управления предполагает не только запреты и ограничения, выраженные в обязанностях должностных лиц органов исполнительной власти, но и корреспондирующие им права определенных категорий лиц (например, право ходатайствовать о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган <35>, упрощенный порядок обжалования в том числе нарушений мораторного режима <36>). При этом, как показывает нормотворческая практика, стимулирующие меры вводятся и для самих органов исполнительной власти. Примером служит освобождение контрольно-надзорных органов от представления статистической информации об осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля <37>.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Содержание моратория отражает его прямое отношение к категории "правовой режим", которую А.В. Малько определил как "специфический вид правового воздействия, выраженный в определенном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений" <34>. Мораторий в сфере государственного управления предполагает не только запреты и ограничения, выраженные в обязанностях должностных лиц органов исполнительной власти, но и корреспондирующие им права определенных категорий лиц (например, право ходатайствовать о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган <35>, упрощенный порядок обжалования в том числе нарушений мораторного режима <36>). При этом, как показывает нормотворческая практика, стимулирующие меры вводятся и для самих органов исполнительной власти. Примером служит освобождение контрольно-надзорных органов от представления статистической информации об осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля <37>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, в том числе правила продления срока исполнения представления, предписания;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, в том числе правила продления срока исполнения представления, предписания;
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Письмом от 27.04.2017 предприятие сообщило контрольному органу о приостановлении действия упомянутого предписания ввиду его оспаривания в судебном порядке победителем закупочной процедуры. Между тем в установленный срок Предприятие указанное предписание не исполнило.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Письмом от 27.04.2017 предприятие сообщило контрольному органу о приостановлении действия упомянутого предписания ввиду его оспаривания в судебном порядке победителем закупочной процедуры. Между тем в установленный срок Предприятие указанное предписание не исполнило.
Статья: Право на эффективную защиту при осуществлении государственного контроля (надзора)
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)В поисках положительного решения вопроса о продлении срока исполнения предписания добросовестный заявитель уже обратился в три судебные инстанции. Согласно ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ ему предстоит обратиться в две вышестоящие контролирующие инстанции, при этом ставить вопрос о восстановлении сроков досудебного обжалования, а затем обращаться с кассационной жалобой в соответствующий арбитражный суд. В противном случае вопрос о подсудности спора об обжаловании отказа контрольного органа в продлении срока исполнения предписания остается неразрешенным.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)В поисках положительного решения вопроса о продлении срока исполнения предписания добросовестный заявитель уже обратился в три судебные инстанции. Согласно ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ ему предстоит обратиться в две вышестоящие контролирующие инстанции, при этом ставить вопрос о восстановлении сроков досудебного обжалования, а затем обращаться с кассационной жалобой в соответствующий арбитражный суд. В противном случае вопрос о подсудности спора об обжаловании отказа контрольного органа в продлении срока исполнения предписания остается неразрешенным.
Готовое решение: Как обжаловать представление (предписание) органа внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в досудебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как обратиться в орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля для оспаривания представления (предписания)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как обратиться в орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля для оспаривания представления (предписания)