Срок обжалования постановления судебного пристава пропущен
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования постановления судебного пристава пропущен (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 198 АПК РФ "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными"4.3.6. Невозможность восстановить пропущенный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя является основанием для отказа в удовлетворении этого заявления (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 121 "Обжалование (оспаривание) постановлений Федеральной службы судебных приставов, а также постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Относительно доводов налогоплательщика о том, что в отношении задолженности налоговым органом не приняты меры принудительного взыскания, пропущен срок на предъявление постановлений об обращении взыскания на имущество должника, поскольку не было предпринято мер по оспариванию действий судебного пристава по окончанию исполнительных производств, судом верно отмечено, что предусмотренное ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" право по оспариванию постановлений судебных приставов-исполнителей не входит в перечень обязательных для налоговых органов мероприятий по взысканию задолженности, установленных 46, 47, 48 НК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- пропуск срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет предусмотренную законом ответственность; при этом пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; пропуск срока для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу, такая жалоба считается неподанной (ст. 17 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве)).
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- пропуск срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет предусмотренную законом ответственность; при этом пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; пропуск срока для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу, такая жалоба считается неподанной (ст. 17 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве)).
Ситуация: Каков порядок обжалования постановления судебного пристава об определении размера задолженности по алиментам (взыскателем, должником)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба в порядке подчиненности подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления либо со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления. Пропуск срока подачи жалобы в порядке подчиненности влечет возврат жалобы без рассмотрения по существу. Пропущенный срок может быть восстановлен по заявлению заявителя (ч. 2 ст. 17, ст. ст. 18, 122 Закона N 229-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба в порядке подчиненности подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления либо со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления. Пропуск срока подачи жалобы в порядке подчиненности влечет возврат жалобы без рассмотрения по существу. Пропущенный срок может быть восстановлен по заявлению заявителя (ч. 2 ст. 17, ст. ст. 18, 122 Закона N 229-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50), разъясняя особенности обращения в суд с административным исковым заявлением, заявлением об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, указал на аналогичные последствия пропуска срока, а именно на то, что пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50), разъясняя особенности обращения в суд с административным исковым заявлением, заявлением об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, указал на аналогичные последствия пропуска срока, а именно на то, что пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"11. Административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"11. Административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По одному из дел Верховный Суд Российской Федерации указал на необходимость устанавливать в судебном решении законность (незаконность) оспоренных административным истцом действий даже при условии, что административный иск подан с пропуском установленного для его подачи срока <1>. В данном случае, как представляется, важно учитывать, что если срок пропущен на годы, то признание оспоренного акта незаконным с момента его принятия с вероятностью может причинить ущерб частным и публичным интересам, охране доверия к деятельности публичной власти (например, при признании спустя годы незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на движимое имущество, реализованное путем проведения публичных торгов).
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По одному из дел Верховный Суд Российской Федерации указал на необходимость устанавливать в судебном решении законность (незаконность) оспоренных административным истцом действий даже при условии, что административный иск подан с пропуском установленного для его подачи срока <1>. В данном случае, как представляется, важно учитывать, что если срок пропущен на годы, то признание оспоренного акта незаконным с момента его принятия с вероятностью может причинить ущерб частным и публичным интересам, охране доверия к деятельности публичной власти (например, при признании спустя годы незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на движимое имущество, реализованное путем проведения публичных торгов).
Статья: Освобождение от взыскания исполнительского сбора: особенности процессуальной формы
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2024, N 9)Судебные инстанции преимущественно придерживаются процессуального подхода <24>. Так, в ряде дел должникам отказано в освобождении от взыскания исполнительского сбора исключительно по мотиву пропуска десятидневного процессуального срока <25>. При предъявлении двух требований одновременно - об обжаловании постановления пристава о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от последнего - суды не разделяют требования на два самостоятельных и, как следствие, считают сроки по правилам, установленным для первого требования <26>. Подобная практика, как и состоятельность данного подхода, видится несколько сомнительной. Это объяснимо тем, что сокращение судами сроков на подачу заявления об освобождении от исполнительского сбора до десяти рабочих дней произвольно и необоснованно. Установление законодателем десятидневного срока для обжалования действий или постановлений судебного пристава-исполнителя можно обосновать через задачу исполнительного производства (по правильному и своевременному исполнению судебных актов) и, как следствие, через динамичный характер этой стадии. Иными словами, подача жалобы не должна надолго приостанавливать механизм принудительного исполнения, а сокращенные процессуальные сроки способствуют оперативному установлению определенности при исполнении судебного акта. Процедура освобождения от взыскания исполнительского сбора в применении аналогичного правила, на наш взгляд, не нуждается. Обстоятельства непреодолимой силы, не позволяющие своевременно исполнить судебный акт, могут выходить за рамки десяти дней и потому не позволят соблюсти требование Закона о непродолжительном процессуальном сроке.
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2024, N 9)Судебные инстанции преимущественно придерживаются процессуального подхода <24>. Так, в ряде дел должникам отказано в освобождении от взыскания исполнительского сбора исключительно по мотиву пропуска десятидневного процессуального срока <25>. При предъявлении двух требований одновременно - об обжаловании постановления пристава о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от последнего - суды не разделяют требования на два самостоятельных и, как следствие, считают сроки по правилам, установленным для первого требования <26>. Подобная практика, как и состоятельность данного подхода, видится несколько сомнительной. Это объяснимо тем, что сокращение судами сроков на подачу заявления об освобождении от исполнительского сбора до десяти рабочих дней произвольно и необоснованно. Установление законодателем десятидневного срока для обжалования действий или постановлений судебного пристава-исполнителя можно обосновать через задачу исполнительного производства (по правильному и своевременному исполнению судебных актов) и, как следствие, через динамичный характер этой стадии. Иными словами, подача жалобы не должна надолго приостанавливать механизм принудительного исполнения, а сокращенные процессуальные сроки способствуют оперативному установлению определенности при исполнении судебного акта. Процедура освобождения от взыскания исполнительского сбора в применении аналогичного правила, на наш взгляд, не нуждается. Обстоятельства непреодолимой силы, не позволяющие своевременно исполнить судебный акт, могут выходить за рамки десяти дней и потому не позволят соблюсти требование Закона о непродолжительном процессуальном сроке.
Вопрос: В какой срок может быть обжаловано постановление судебного пристава-исполнителя?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя;
Готовое решение: Как обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по г. Энску Авилова Е.Б. от 3 февраля 2025 г. N 98023/24/37 о возбуждении исполнительного производства N 322245/25/980233-ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по г. Энску Авилова Е.Б. от 3 февраля 2025 г. N 98023/24/37 о возбуждении исполнительного производства N 322245/25/980233-ИП.
Статья: Суд как субъект исполнительного производства
(Старицын А.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 3)В первую очередь отметим, что суд осуществляет косвенный контроль над действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя, который реализуется исключительно при условии обращения конкретного лица (обжалования действия или постановления). Иными словами, такая функция суда не имеет перманентного характера, а является вариативной. В частности, реализация косвенного контроля происходит в рамках рассмотрения заявления о несоразмерности налагаемого судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора на должника, пропустившего срок добровольного исполнения <5>. Вопрос соразмерности подлежит разрешению применительно к каждому конкретному случаю на основании установления и исследования обстоятельств дела. Так, при рассмотрении соответствующих дел судом учитываются специфика имущественного положения должника, проявленная должником степень заботливости и осмотрительности, отсутствие его вины, принятие должником всех мер для надлежащего исполнения своего обязательства, наличие иных обстоятельств, затруднивших исполнение <6>.
(Старицын А.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 3)В первую очередь отметим, что суд осуществляет косвенный контроль над действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя, который реализуется исключительно при условии обращения конкретного лица (обжалования действия или постановления). Иными словами, такая функция суда не имеет перманентного характера, а является вариативной. В частности, реализация косвенного контроля происходит в рамках рассмотрения заявления о несоразмерности налагаемого судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора на должника, пропустившего срок добровольного исполнения <5>. Вопрос соразмерности подлежит разрешению применительно к каждому конкретному случаю на основании установления и исследования обстоятельств дела. Так, при рассмотрении соответствующих дел судом учитываются специфика имущественного положения должника, проявленная должником степень заботливости и осмотрительности, отсутствие его вины, принятие должником всех мер для надлежащего исполнения своего обязательства, наличие иных обстоятельств, затруднивших исполнение <6>.
Готовое решение: Как обжаловать постановление об окончании исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по г. Энску Авилова Е.Б. от 19.06.2025 N 98023/25/37 об окончании исполнительного производства N 322245/25/98023-ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по г. Энску Авилова Е.Б. от 19.06.2025 N 98023/25/37 об окончании исполнительного производства N 322245/25/98023-ИП.
Готовое решение: Как обжаловать отказ судебного пристава-исполнителя в приостановлении исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по г. Энску Авилова Е.Б. от 24.06.2025 N 98023/25/37 об отказе в приостановлении исполнительного производства N 322245/25/98023-ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по г. Энску Авилова Е.Б. от 24.06.2025 N 98023/25/37 об отказе в приостановлении исполнительного производства N 322245/25/98023-ИП.
Путеводитель. Что нужно знать об исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Важно не пропустить срок подачи жалобы. Он составляет всего 10 рабочих дней со дня вынесения ФССП или судебным приставом-исполнителем постановления, совершения приставом действия либо установления факта его бездействия. Если вас не известили о времени и месте совершения действий, срок исчисляется со дня, когда вы узнали или должны были узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Обратите внимание: применяется указанный специальный срок, а не общий трехмесячный, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ (ч. 2 ст. 15, ст. 122 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 219 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно не пропустить срок подачи жалобы. Он составляет всего 10 рабочих дней со дня вынесения ФССП или судебным приставом-исполнителем постановления, совершения приставом действия либо установления факта его бездействия. Если вас не известили о времени и месте совершения действий, срок исчисляется со дня, когда вы узнали или должны были узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Обратите внимание: применяется указанный специальный срок, а не общий трехмесячный, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ (ч. 2 ст. 15, ст. 122 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 219 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Решением городского суда административные исковые требования оставлены без удовлетворения в связи с пропуском установленного срока обращения в суд без уважительной причины. Суд исходил из того, что оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя своевременно направлялись должнику по указанному в исполнительном производстве адресу, однако почтовая корреспонденция возвращена по истечении срока хранения. При этом суд сослался на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его места жительства; сообщения, доставленные по такому адресу, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Решением городского суда административные исковые требования оставлены без удовлетворения в связи с пропуском установленного срока обращения в суд без уважительной причины. Суд исходил из того, что оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя своевременно направлялись должнику по указанному в исполнительном производстве адресу, однако почтовая корреспонденция возвращена по истечении срока хранения. При этом суд сослался на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его места жительства; сообщения, доставленные по такому адресу, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4. В отношении порядка рассмотрения судами заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) часть 4 комментируемой статьи отсылает к процессуальному законодательству РФ, но при этом предусматривает, что должны также соблюдаться особенности, установленные комментируемым Законом. Эти особенности сводятся к определению в ч. 2 и 3 комментируемой статьи компетенции судов по рассмотрению дел. Иные содержащиеся в данном Законе процессуальные правила продублированы в КАС РФ и АПК РФ. В отношении порядка восстановления пропущенных сроков для обращения в суд часть 5 ст. 18 комментируемого Закона отсылает непосредственно к процессуальному законодательству РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4. В отношении порядка рассмотрения судами заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) часть 4 комментируемой статьи отсылает к процессуальному законодательству РФ, но при этом предусматривает, что должны также соблюдаться особенности, установленные комментируемым Законом. Эти особенности сводятся к определению в ч. 2 и 3 комментируемой статьи компетенции судов по рассмотрению дел. Иные содержащиеся в данном Законе процессуальные правила продублированы в КАС РФ и АПК РФ. В отношении порядка восстановления пропущенных сроков для обращения в суд часть 5 ст. 18 комментируемого Закона отсылает непосредственно к процессуальному законодательству РФ.