Сро в области архитектурно строительного проектирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Сро в области архитектурно строительного проектирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений требований к участникам закупки и (или) к подтверждающим документам
(КонсультантПлюс, 2025)Решение оставят в силе, если суд сочтет, что требование к членству в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий ограничивает конкуренцию
(КонсультантПлюс, 2025)Решение оставят в силе, если суд сочтет, что требование к членству в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий ограничивает конкуренцию
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"Часть 4.1 статьи 48 ГрК РФ предусматривает закрытый и исчерпывающий перечень случаев, при которых не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования, под которые ООО "Строительное управление 2016" также не подпадает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работники прошли обучение требованиям охраны труда в организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности и внесенной в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. СРО в области архитектурно-строительного проектирования не признает данное обучение. Законны ли их действия?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Вопрос: В ходе выполнения строительно-монтажных работ потребовалось внести изменения в проектную документацию, разработанную проектной организацией, и направить их на повторную экспертизу. Может ли застройщик внести такие изменения самостоятельно, если он является членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Проектная организация разработала проектную документацию, которая получила положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. В ходе выполнения строительно-монтажных работ потребовалось внести изменения в разделы проектной документации, разработанной проектной организацией, и направить их на повторную экспертизу проектной документации. Может ли организация-застройщик внести такие изменения самостоятельно (без привлечения разработчика проектной документации), если она является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Проектная организация разработала проектную документацию, которая получила положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. В ходе выполнения строительно-монтажных работ потребовалось внести изменения в разделы проектной документации, разработанной проектной организацией, и направить их на повторную экспертизу проектной документации. Может ли организация-застройщик внести такие изменения самостоятельно (без привлечения разработчика проектной документации), если она является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования?
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(ред. от 31.07.2025)4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
<Письмо> Минстроя России от 17.12.2018 N 54426-ОГ/02
<По вопросу обязательности членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
<По вопросу обязательности членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
Готовое решение: Как осуществляется входной контроль проектной документации
(КонсультантПлюс, 2025)Входной контроль проектной документации проводят до начала строительства застройщик (технический заказчик) и лицо, осуществляющее строительство (п. п. 3.2, 5.2, 7.1.1 СП 543.1325800.2024). Саму проектную документацию по общему правилу готовят ИП или юрлица - члены саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. Выполнение работ обеспечивают специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования - главные инженеры проектов, главные архитекторы проектов (ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Входной контроль проектной документации проводят до начала строительства застройщик (технический заказчик) и лицо, осуществляющее строительство (п. п. 3.2, 5.2, 7.1.1 СП 543.1325800.2024). Саму проектную документацию по общему правилу готовят ИП или юрлица - члены саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. Выполнение работ обеспечивают специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования - главные инженеры проектов, главные архитекторы проектов (ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Весьма сомнительным, с точки зрения обеспечения качества результата строительства и обеспечения прав лиц, осуществивших архитектурно-строительное проектирование, выглядит отсутствие в законодательстве требований, направленных на подтверждение компетентности и обеспечение ответственности лица, составляющего рабочую документацию. Минстроем РФ был сделан вывод, что для подготовки рабочей документации индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования <14>.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Весьма сомнительным, с точки зрения обеспечения качества результата строительства и обеспечения прав лиц, осуществивших архитектурно-строительное проектирование, выглядит отсутствие в законодательстве требований, направленных на подтверждение компетентности и обеспечение ответственности лица, составляющего рабочую документацию. Минстроем РФ был сделан вывод, что для подготовки рабочей документации индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования <14>.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Недопустимо требовать от участников закупки наличия членства одновременно в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Недопустимо требовать от участников закупки наличия членства одновременно в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Неоднозначным является вопрос о субъекте, по умолчанию предоставляющем проектную документацию для возведения объекта строительства в российском праве. Функции строительства и проектирования описаны в различных параграфах гл. 37 ГК РФ: строительной функции посвящен § 3 гл. 37 ГК РФ, а проектирование описано в § 4 гл. 37 ГК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 743 ГК РФ сторону, предоставляющую проектную документацию, необходимо каждый раз определять в договоре строительного подряда. Таким образом, Гражданский кодекс не предусматривает диспозитивного распределения данной функции, оставляя решение этого вопроса на усмотрение сторон. В свою очередь, обращаясь к ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что согласно ч. 4, 5 ст. 48 ГрК РФ для получения разрешения на строительство проектная документация должна быть представлена на экспертизу застройщиком. Положения ч. 4, 5 ст. 48 ГрК РФ допускают возможность подготовки проектной документации застройщиком при условии его членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования <1>. Так, ч. 5 ст. 48 ГрК РФ прямо закрепляет: лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик или иное лицо. Одновременно в ч. 4 ст. 48 ГрК РФ говорится, что договоры по подготовке проектной документации заключаются с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Таким образом, Градостроительный кодекс предусматривает, что договоры по подготовке проектной документации заключаются либо с застройщиком, либо с лицом, действующим в качестве застройщика. Застройщик в ч. 16 ст. 1 ГрК РФ понимается как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта <2>. Указанное определение, представленное в ГрК РФ, позволяет сделать вывод, что статус заказчика в ГК РФ соответствует статусу застройщика в ГрК РФ, поскольку оба лица предоставляют собственный земельный участок для возведения объектов недвижимости. Принимая во внимание, что технический заказчик действует на стороне заказчика (о чем будет сказано далее), мы приходим к выводу о том, что обязанность предоставить проектную документацию согласно требованиям публичного права по умолчанию лежит на заказчике.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Неоднозначным является вопрос о субъекте, по умолчанию предоставляющем проектную документацию для возведения объекта строительства в российском праве. Функции строительства и проектирования описаны в различных параграфах гл. 37 ГК РФ: строительной функции посвящен § 3 гл. 37 ГК РФ, а проектирование описано в § 4 гл. 37 ГК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 743 ГК РФ сторону, предоставляющую проектную документацию, необходимо каждый раз определять в договоре строительного подряда. Таким образом, Гражданский кодекс не предусматривает диспозитивного распределения данной функции, оставляя решение этого вопроса на усмотрение сторон. В свою очередь, обращаясь к ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что согласно ч. 4, 5 ст. 48 ГрК РФ для получения разрешения на строительство проектная документация должна быть представлена на экспертизу застройщиком. Положения ч. 4, 5 ст. 48 ГрК РФ допускают возможность подготовки проектной документации застройщиком при условии его членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования <1>. Так, ч. 5 ст. 48 ГрК РФ прямо закрепляет: лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик или иное лицо. Одновременно в ч. 4 ст. 48 ГрК РФ говорится, что договоры по подготовке проектной документации заключаются с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Таким образом, Градостроительный кодекс предусматривает, что договоры по подготовке проектной документации заключаются либо с застройщиком, либо с лицом, действующим в качестве застройщика. Застройщик в ч. 16 ст. 1 ГрК РФ понимается как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта <2>. Указанное определение, представленное в ГрК РФ, позволяет сделать вывод, что статус заказчика в ГК РФ соответствует статусу застройщика в ГрК РФ, поскольку оба лица предоставляют собственный земельный участок для возведения объектов недвижимости. Принимая во внимание, что технический заказчик действует на стороне заказчика (о чем будет сказано далее), мы приходим к выводу о том, что обязанность предоставить проектную документацию согласно требованиям публичного права по умолчанию лежит на заказчике.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- копия действующей выписки из реестра саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнять работы в отношении объектов капитального строительства; при этом саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения Контрактных обязательств и совокупный размер обязательств участника закупки по Контрактам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по указанному компенсационному фонду обеспечения Контрактных обязательств. Данные требования не распространяются на юридические лица в случаях, которые перечислены в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- копия действующей выписки из реестра саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнять работы в отношении объектов капитального строительства; при этом саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения Контрактных обязательств и совокупный размер обязательств участника закупки по Контрактам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по указанному компенсационному фонду обеспечения Контрактных обязательств. Данные требования не распространяются на юридические лица в случаях, которые перечислены в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ".
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО). Подготовка проектной документации обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования: главными инженерами проектов и главными архитекторами проектов.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО). Подготовка проектной документации обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования: главными инженерами проектов и главными архитекторами проектов.
Статья: Проектная документация на проведение капитального ремонта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 4 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено ст. 48 ГрК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 4 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено ст. 48 ГрК РФ.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"1. Наличие членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц с госучастием в случаях, перечисленных в пункте 4.1 статьи 48 ГрК РФ), с правом осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) с уровнем ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда не ниже первого.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"1. Наличие членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц с госучастием в случаях, перечисленных в пункте 4.1 статьи 48 ГрК РФ), с правом осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) с уровнем ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда не ниже первого.
Статья: Эксплуатация опасных производственных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) сведения о заказчике обоснования безопасности (застройщике или техническом заказчике (при проектировании опасного производственного объекта) либо организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, генеральной проектной организации (при ее наличии), разработчике обоснования безопасности, с указанием сведений о членстве разработчика обоснования безопасности в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением юридических лиц, членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования которых не требуется в соответствии с ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) сведения о заказчике обоснования безопасности (застройщике или техническом заказчике (при проектировании опасного производственного объекта) либо организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, генеральной проектной организации (при ее наличии), разработчике обоснования безопасности, с указанием сведений о членстве разработчика обоснования безопасности в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением юридических лиц, членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования которых не требуется в соответствии с ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ);
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.