Сравнение самозанятых и ип
Подборка наиболее важных документов по запросу Сравнение самозанятых и ип (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 12АП-5375/2024 по делу N А12-12587/2024
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.Сравнивая статусные публично-правовые характеристики различных категорий самозанятых граждан, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что при всей схожести осуществляемых ими видов деятельности не исключается возможность социально оправданной дифференциации в правовом регулировании отношений с их участием (определения от 06.06.2002 N 116-О, от 12.05.2016 N 1144-О и др.). Это касается различий в правовом регулировании в отношении самозанятых граждан с одной стороны, и индивидуальных предпринимателей - с другой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1200-О).
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.Сравнивая статусные публично-правовые характеристики различных категорий самозанятых граждан, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что при всей схожести осуществляемых ими видов деятельности не исключается возможность социально оправданной дифференциации в правовом регулировании отношений с их участием (определения от 06.06.2002 N 116-О, от 12.05.2016 N 1144-О и др.). Это касается различий в правовом регулировании в отношении самозанятых граждан с одной стороны, и индивидуальных предпринимателей - с другой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1200-О).
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 N 17АП-3001/2024-ГК по делу N А71-1230/2024
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.Сравнивая статусные публично-правовые характеристики различных категорий самозанятых граждан, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что при всей схожести осуществляемых ими видов деятельности не исключается возможность социально оправданной дифференциации в правовом регулировании отношений с их участием (определения от 06.06.2002 N 116-О, от 12.05.2016 N 1144-О и др.). Это касается различий в правовом регулировании в отношении самозанятых граждан с одной стороны, и индивидуальных предпринимателей - с другой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1200-О).
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.Сравнивая статусные публично-правовые характеристики различных категорий самозанятых граждан, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что при всей схожести осуществляемых ими видов деятельности не исключается возможность социально оправданной дифференциации в правовом регулировании отношений с их участием (определения от 06.06.2002 N 116-О, от 12.05.2016 N 1144-О и др.). Это касается различий в правовом регулировании в отношении самозанятых граждан с одной стороны, и индивидуальных предпринимателей - с другой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1200-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Для сравнения: количество самозанятых уже превысило численность ИП (3,6 млн), почти в 2 раза больше плательщиков на упрощенном режиме налогообложения (2,1 млн ИП) и почти в 4 раза больше налогоплательщиков, использующих патент (1,1 млн ИП).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Для сравнения: количество самозанятых уже превысило численность ИП (3,6 млн), почти в 2 раза больше плательщиков на упрощенном режиме налогообложения (2,1 млн ИП) и почти в 4 раза больше налогоплательщиков, использующих патент (1,1 млн ИП).
Статья: Пенсия ИП и самозанятых
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)В настоящий момент ситуация складывается таким образом, что ИП и самозанятые наименее защищены государством с точки зрения пенсионного обеспечения по сравнению с наемными работниками. А потому каждому начинающему предпринимателю важно помнить, что он рискует не только сейчас, осуществляя свою деятельность, но и в пенсионном будущем.
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)В настоящий момент ситуация складывается таким образом, что ИП и самозанятые наименее защищены государством с точки зрения пенсионного обеспечения по сравнению с наемными работниками. А потому каждому начинающему предпринимателю важно помнить, что он рискует не только сейчас, осуществляя свою деятельность, но и в пенсионном будущем.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 N 484
(ред. от 24.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"Комплексная государственная программа оказывает косвенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (по показателям: реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых), "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" (по показателю: обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации).
(ред. от 24.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"Комплексная государственная программа оказывает косвенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (по показателям: реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых), "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" (по показателю: обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации).
Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2519
(ред. от 27.09.2025)
"О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
(ред. от 27.09.2025)
"О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Таким образом, отсутствие системы оценки профессиональных рисков на дистанционных (удаленных) рабочих местах, а также в случаях самостоятельного обеспечения себя работой (самозанятые, индивидуальные предприниматели, фермеры, работа на интернет-платформах и т.п.) может привести к росту опасных происшествий и повреждению здоровья не только работника, но и окружающих его граждан.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Таким образом, отсутствие системы оценки профессиональных рисков на дистанционных (удаленных) рабочих местах, а также в случаях самостоятельного обеспечения себя работой (самозанятые, индивидуальные предприниматели, фермеры, работа на интернет-платформах и т.п.) может привести к росту опасных происшествий и повреждению здоровья не только работника, но и окружающих его граждан.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Об успехе эксперимента, преследующего в основном фискальные цели, свидетельствует стремительный рост числа самозанятых, а также рост налоговых поступлений на протяжении последних лет. Если по состоянию на 31 марта 2020 г. в РФ было зарегистрировано 563 722 самозанятых, то на 31 марта 2021 г. их численность составила 2 069 373 человек, а на 28 февраля 2022 г. - 4 285 828 чел. (из них 4 037 399 чел. - физические лица и 248 429 чел. - индивидуальные предприниматели). Больше всего самозанятых зарегистрировано в Москве - 935 065 чел., а меньше всего в федеральной территории "Сириус" - 8 чел. По сравнению с 2020 г. численность самозанятых выросла в 7,6 раза и превысила численность ИП (по данным ФНС России - 3 552 645 чел. на 31.12.2021) <3>. Всего с начала эксперимента самозанятые задекларировали 745 млрд рублей. В бюджеты субъектов РФ поступило 15 млрд рублей, в ФОМС - 8,7 млрд рублей <4>.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Об успехе эксперимента, преследующего в основном фискальные цели, свидетельствует стремительный рост числа самозанятых, а также рост налоговых поступлений на протяжении последних лет. Если по состоянию на 31 марта 2020 г. в РФ было зарегистрировано 563 722 самозанятых, то на 31 марта 2021 г. их численность составила 2 069 373 человек, а на 28 февраля 2022 г. - 4 285 828 чел. (из них 4 037 399 чел. - физические лица и 248 429 чел. - индивидуальные предприниматели). Больше всего самозанятых зарегистрировано в Москве - 935 065 чел., а меньше всего в федеральной территории "Сириус" - 8 чел. По сравнению с 2020 г. численность самозанятых выросла в 7,6 раза и превысила численность ИП (по данным ФНС России - 3 552 645 чел. на 31.12.2021) <3>. Всего с начала эксперимента самозанятые задекларировали 745 млрд рублей. В бюджеты субъектов РФ поступило 15 млрд рублей, в ФОМС - 8,7 млрд рублей <4>.
Статья: Защита прав физических лиц при оказании финансовых услуг
(Рахманина Н.В.)
("Цивилист", 2022, N 3)3) в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 23 ГК РФ "гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Учитывая изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ летом 2017 г., отметим, что теперь отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - самозанятыми гражданами <13>. Отметим также, что статус индивидуального предпринимателя налагает на гражданина дополнительное бремя ответственности по сравнению со статусом потребителя и неквалифицированного инвестора.
(Рахманина Н.В.)
("Цивилист", 2022, N 3)3) в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 23 ГК РФ "гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Учитывая изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ летом 2017 г., отметим, что теперь отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - самозанятыми гражданами <13>. Отметим также, что статус индивидуального предпринимателя налагает на гражданина дополнительное бремя ответственности по сравнению со статусом потребителя и неквалифицированного инвестора.
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Суды только начинают рассматривать дела по возмещению вреда, причиненного при перевозке легковым такси в результате ДТП, имевших место после вступления в силу Закона N 580-ФЗ. На данный момент они преимущественно придерживаются подходов, сложившихся до его вступления в силу, но уже появляются единичные решения, свидетельствующие о возможном изменении вектора практики и возложении ответственности за вред на гражданина - арендатора-водителя такси, если в договоре аренды он обязуется стать самозанятым перевозчиком. Такой подход в целом соответствует заложенной Законом N 580-ФЗ модели организации отношений по перевозке легковым такси и распределению ответственности их участников: перевозчики, в том числе самозанятые, самостоятельно несут риски и ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира легкового такси или третьих лиц; на иных участников отношений ответственность возлагается преимущественно с целью обеспечить соблюдение публично-правовых запретов и требований в этой сфере, а также защитить права и законные интересы пассажиров. Возложение Законом ответственности на перевозчиков-самозанятых без каких-либо послаблений по сравнению с перевозчиками - юридическими лицами и ИП свидетельствует о признании законодателем предпринимательского характера их деятельности.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Суды только начинают рассматривать дела по возмещению вреда, причиненного при перевозке легковым такси в результате ДТП, имевших место после вступления в силу Закона N 580-ФЗ. На данный момент они преимущественно придерживаются подходов, сложившихся до его вступления в силу, но уже появляются единичные решения, свидетельствующие о возможном изменении вектора практики и возложении ответственности за вред на гражданина - арендатора-водителя такси, если в договоре аренды он обязуется стать самозанятым перевозчиком. Такой подход в целом соответствует заложенной Законом N 580-ФЗ модели организации отношений по перевозке легковым такси и распределению ответственности их участников: перевозчики, в том числе самозанятые, самостоятельно несут риски и ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира легкового такси или третьих лиц; на иных участников отношений ответственность возлагается преимущественно с целью обеспечить соблюдение публично-правовых запретов и требований в этой сфере, а также защитить права и законные интересы пассажиров. Возложение Законом ответственности на перевозчиков-самозанятых без каких-либо послаблений по сравнению с перевозчиками - юридическими лицами и ИП свидетельствует о признании законодателем предпринимательского характера их деятельности.
Статья: Занятость, самозанятость и платформенная занятость граждан в свете законопроекта о занятости населения в Российской Федерации
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Самозанятость как самостоятельная деятельность граждан тесно связана с категорией "самозанятое физическое лицо", понятие которого до настоящего времени в законодательстве не закреплено. Хронология введения в правовое поле данной категории граждан такова, что изначально речь о них зашла в 2016 г. в нормах налогового законодательства (ст. 83, 217 Налогового кодекса Российской Федерации <7> (далее - НК РФ)) <8>, затем в 2017 г. в нормах гражданского законодательства (ст. 2, 23 ГК РФ) <9>, позднее был принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <10> (далее - Закон N 422-ФЗ), регулирующий налоговые правоотношения с участием самозанятых лиц. Однако даже при такой правовой регламентации статус самозанятого лица остается неопределенным. Мнения в научном сообществе о правовой природе и признаках деятельности самозанятых лиц разделяются. С одной стороны, самозанятые лица искусственно причислены законодателем к индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) с той лишь разницей, что им нет необходимости регистрироваться в качестве ИП. Многие ученые, например И.В. Ершова и Е.В. Трофимова <11>, Е.С. Крюкова и В.Д. Рузанова <12>, сравнивают деятельность самозанятых лиц с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности <13>. С другой стороны, деятельность самозанятых лиц схожа с трудовой деятельностью, в том числе осуществляемой в дистанционном формате. На это указывают А.В. Серова <14>, Л.В. Зайцева <15>. Они отмечают риски переквалификации гражданско-правовых договоров, заключаемых с самозанятыми лицами, в трудовые договоры. В свою очередь, Н.В. Черных <16>, Е.Д. Лысенко <17> считают, что самозанятые лица занимают "промежуточное положение" между работниками и индивидуальными предпринимателями.
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Самозанятость как самостоятельная деятельность граждан тесно связана с категорией "самозанятое физическое лицо", понятие которого до настоящего времени в законодательстве не закреплено. Хронология введения в правовое поле данной категории граждан такова, что изначально речь о них зашла в 2016 г. в нормах налогового законодательства (ст. 83, 217 Налогового кодекса Российской Федерации <7> (далее - НК РФ)) <8>, затем в 2017 г. в нормах гражданского законодательства (ст. 2, 23 ГК РФ) <9>, позднее был принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <10> (далее - Закон N 422-ФЗ), регулирующий налоговые правоотношения с участием самозанятых лиц. Однако даже при такой правовой регламентации статус самозанятого лица остается неопределенным. Мнения в научном сообществе о правовой природе и признаках деятельности самозанятых лиц разделяются. С одной стороны, самозанятые лица искусственно причислены законодателем к индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) с той лишь разницей, что им нет необходимости регистрироваться в качестве ИП. Многие ученые, например И.В. Ершова и Е.В. Трофимова <11>, Е.С. Крюкова и В.Д. Рузанова <12>, сравнивают деятельность самозанятых лиц с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности <13>. С другой стороны, деятельность самозанятых лиц схожа с трудовой деятельностью, в том числе осуществляемой в дистанционном формате. На это указывают А.В. Серова <14>, Л.В. Зайцева <15>. Они отмечают риски переквалификации гражданско-правовых договоров, заключаемых с самозанятыми лицами, в трудовые договоры. В свою очередь, Н.В. Черных <16>, Е.Д. Лысенко <17> считают, что самозанятые лица занимают "промежуточное положение" между работниками и индивидуальными предпринимателями.
Статья: Небезопасные самозанятые. Нужно ли прекратить работать с плательщиками НПД?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Это не полный список критериев, которые позволяют инспекторами выявлять скрытые трудовые отношения. "Если предприятие или индивидуальный предприниматель заключает договор с самозанятым только для того, чтобы тот выполнил конкретную задачу, то риски переквалификации контракта в трудовой значительно ниже в сравнении с бизнесом, который пытается скрыть трудовые отношения", - напоминает Тимур Гуляев.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Это не полный список критериев, которые позволяют инспекторами выявлять скрытые трудовые отношения. "Если предприятие или индивидуальный предприниматель заключает договор с самозанятым только для того, чтобы тот выполнил конкретную задачу, то риски переквалификации контракта в трудовой значительно ниже в сравнении с бизнесом, который пытается скрыть трудовые отношения", - напоминает Тимур Гуляев.
Статья: Объективные признаки введения в легальный оборот термина "самозанятый гражданин"
(Лукьянов К.Ю.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Если же сравнивать НПД и налоги, уплачиваемые на доходы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, также существуют и отличия, не позволяющие включить самозанятых лиц, уплачивающих НПД, в одну из категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с тем, что самозанятые лица:
(Лукьянов К.Ю.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Если же сравнивать НПД и налоги, уплачиваемые на доходы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, также существуют и отличия, не позволяющие включить самозанятых лиц, уплачивающих НПД, в одну из категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с тем, что самозанятые лица:
Статья: Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)В статье исследуются проблемы формирования правового статуса самозанятого гражданина. Внимание сосредоточено на промежуточных итогах реформ 2016 - 2017 гг., в результате которых в гражданском и налоговом законодательстве была закреплена возможность легальной деятельности физических лиц без их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Анализируются разрозненные нормативные положения и положения ненормативных актов государственных органов, касающиеся деятельности самозанятых граждан; складывающаяся судебная практика; выявляемые деятелями юридического сообщества пробелы и противоречия, образовавшиеся в результате принятия новых правил. Поднимаются актуальные вопросы соотношения нововведений налогового и гражданского законодательства с действующими нормами, регулирующими трудовые отношения, отношения, связанные с защитой прав потребителей, с оказанием государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Указывается на необходимость разработки базового легального определения самозанятых граждан, пригодного для использования во всех отраслях законодательства, регулирующих их деятельность. Проводится сравнение статуса самозанятого лица со статусом собственника, использующего имущество на законном основании, работника, индивидуального предпринимателя. Предлагается подходить к решению вопроса об участии самозанятых лиц в гражданских правоотношениях наравне с предпринимателями в зависимости от содержания и условий их деятельности, учитывая фактическое выделение в налоговом законодательстве различных категорий самозанятых. Предлагается критически осмыслить ситуации, в которых те или иные юридические последствия ставятся в зависимость от наличия статуса индивидуального предпринимателя, и отграничить их от тех, в которых важен только предпринимательский характер осуществляемой деятельности. Также авторами рассмотрены возможности переквалификации отношений с участием самозанятых лиц из гражданско-правовых в трудовые и потенциальные последствия такой переквалификации. Констатируются тенденция к построению системы регулирования деятельности самозанятых граждан преимущественно в части стимулов и льгот и отсутствие на данный момент целостного правового режима из-за неурегулированности в различных отраслях их обязанностей и ответственности.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)В статье исследуются проблемы формирования правового статуса самозанятого гражданина. Внимание сосредоточено на промежуточных итогах реформ 2016 - 2017 гг., в результате которых в гражданском и налоговом законодательстве была закреплена возможность легальной деятельности физических лиц без их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Анализируются разрозненные нормативные положения и положения ненормативных актов государственных органов, касающиеся деятельности самозанятых граждан; складывающаяся судебная практика; выявляемые деятелями юридического сообщества пробелы и противоречия, образовавшиеся в результате принятия новых правил. Поднимаются актуальные вопросы соотношения нововведений налогового и гражданского законодательства с действующими нормами, регулирующими трудовые отношения, отношения, связанные с защитой прав потребителей, с оказанием государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Указывается на необходимость разработки базового легального определения самозанятых граждан, пригодного для использования во всех отраслях законодательства, регулирующих их деятельность. Проводится сравнение статуса самозанятого лица со статусом собственника, использующего имущество на законном основании, работника, индивидуального предпринимателя. Предлагается подходить к решению вопроса об участии самозанятых лиц в гражданских правоотношениях наравне с предпринимателями в зависимости от содержания и условий их деятельности, учитывая фактическое выделение в налоговом законодательстве различных категорий самозанятых. Предлагается критически осмыслить ситуации, в которых те или иные юридические последствия ставятся в зависимость от наличия статуса индивидуального предпринимателя, и отграничить их от тех, в которых важен только предпринимательский характер осуществляемой деятельности. Также авторами рассмотрены возможности переквалификации отношений с участием самозанятых лиц из гражданско-правовых в трудовые и потенциальные последствия такой переквалификации. Констатируются тенденция к построению системы регулирования деятельности самозанятых граждан преимущественно в части стимулов и льгот и отсутствие на данный момент целостного правового режима из-за неурегулированности в различных отраслях их обязанностей и ответственности.
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Следует отметить, что термин "самозанятые" употребляется как минимум в двух значениях. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р, самозанятые граждане были определены как "граждане, осуществляющие приносящую доход деятельность и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей" <6>, что и повлияло на дальнейшее развитие законодательства, связанное с легализацией статуса самозанятых <7>. С точки зрения же социального обеспечения в отношении самозанятых был сформирован подход как к лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой и получающим в связи с этим иной объем социального обеспечения по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору. В состав самозанятых по этому принципу входили (до появления законодательства о специальном налоговом режиме) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории <8>.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Следует отметить, что термин "самозанятые" употребляется как минимум в двух значениях. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р, самозанятые граждане были определены как "граждане, осуществляющие приносящую доход деятельность и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей" <6>, что и повлияло на дальнейшее развитие законодательства, связанное с легализацией статуса самозанятых <7>. С точки зрения же социального обеспечения в отношении самозанятых был сформирован подход как к лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой и получающим в связи с этим иной объем социального обеспечения по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору. В состав самозанятых по этому принципу входили (до появления законодательства о специальном налоговом режиме) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории <8>.
Статья: Дистанционная (удаленная) работа и институт охраны труда
(Чуча С.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)распространении правового регулирования дистанционного труда на все категории прекариата, а также на все случаи применения самостоятельного труда не по трудовому договору (самозанятые, работающие по договору с агрегаторами, индивидуальные предприниматели, не использующие наемный труд и т.д.). Именно поэтому в своей статье мы активно применяли понятие "дистанционный (удаленный) труд" как более широкое, межотраслевое и междисциплинарное в сравнении с закрепленным в ТК РФ понятием "дистанционная (удаленная) работа".
(Чуча С.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)распространении правового регулирования дистанционного труда на все категории прекариата, а также на все случаи применения самостоятельного труда не по трудовому договору (самозанятые, работающие по договору с агрегаторами, индивидуальные предприниматели, не использующие наемный труд и т.д.). Именно поэтому в своей статье мы активно применяли понятие "дистанционный (удаленный) труд" как более широкое, межотраслевое и междисциплинарное в сравнении с закрепленным в ТК РФ понятием "дистанционная (удаленная) работа".