Способы использования произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы использования произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1263 ГК РФСообщение в эфир, переработка и использование в составе аудиовизуального произведения - самостоятельные способы использования произведения >>>
Важнейшая практика по ст. 1270 ГК РФХранение без цели введения в гражданский оборот не признается способом использования произведения >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1270. Исключительное право на произведение
(ред. от 23.07.2025)Статья 1270. Исключительное право на произведение
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Сообщение произведения в эфир, переработка и использование произведения в составе сложного объекта являются самостоятельными способами использования произведения (статья 1270 ГК РФ) и требуют получения соответствующего разрешения у правообладателя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Сообщение произведения в эфир, переработка и использование произведения в составе сложного объекта являются самостоятельными способами использования произведения (статья 1270 ГК РФ) и требуют получения соответствующего разрешения у правообладателя.
Статья: Иммунитет авторских прав: прошлое, настоящее, будущее
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)Стоит отметить, что в целом такое решение несвойственно правопорядкам континентального типа, подавляющее большинство которых устанавливает абсолютный иммунитет исключительных прав автора <55>. Это можно проиллюстрировать категорическим неприятием принудительного обращения взыскания на имущественные авторские права французской доктриной: "...не может быть и речи о том, чтобы изъять право использования произведения в целом и в связи с этим принимать без согласия автора решения об ином способе использования произведения, чем то, на которое он дал свое согласие" <56>. Португалия, Швейцария, Бельгия и Турция являются скорее исключениями, однако их опыт не нужно игнорировать.
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)Стоит отметить, что в целом такое решение несвойственно правопорядкам континентального типа, подавляющее большинство которых устанавливает абсолютный иммунитет исключительных прав автора <55>. Это можно проиллюстрировать категорическим неприятием принудительного обращения взыскания на имущественные авторские права французской доктриной: "...не может быть и речи о том, чтобы изъять право использования произведения в целом и в связи с этим принимать без согласия автора решения об ином способе использования произведения, чем то, на которое он дал свое согласие" <56>. Португалия, Швейцария, Бельгия и Турция являются скорее исключениями, однако их опыт не нужно игнорировать.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Перечень способов использования произведения содержится в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Перечень способов использования произведения содержится в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
Статья: Соотношение частноправовых и публично-правовых интересов при создании произведений уличного искусства
(Савина В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)Итак, в случае создания объектов уличного искусства суд в каждой конкретной ситуации должен соотносить аргументы, с одной стороны, авторов, а с другой - собственников зданий (сооружений) либо иных обладателей вещных прав на них, и в большинстве случаев суды становятся на сторону последних. Весьма редко в подобных ситуациях заключаются мировые соглашения о способах использования произведения уличного искусства. В мировой практике известны даже случаи продажи части стены с изображенным на ней граффити, предположительно, авторства Бэнкси.
(Савина В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)Итак, в случае создания объектов уличного искусства суд в каждой конкретной ситуации должен соотносить аргументы, с одной стороны, авторов, а с другой - собственников зданий (сооружений) либо иных обладателей вещных прав на них, и в большинстве случаев суды становятся на сторону последних. Весьма редко в подобных ситуациях заключаются мировые соглашения о способах использования произведения уличного искусства. В мировой практике известны даже случаи продажи части стены с изображенным на ней граффити, предположительно, авторства Бэнкси.
Статья: Защита авторских и (или) смежных прав в сети Интернет: текущая ситуация и тенденции совершенствования
(Лепешин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Очевидно, что обсуждение различных аспектов защиты авторских и смежных прав, в том числе от нарушений в сети Интернет, позволяет минимизировать различия в правоприменении. В то же время постоянная трансформация способов использования произведений в условиях технического прогресса неизбежно ставит перед правоприменителем и законодателем все новые и новые вопросы. В связи с этим представляется, что традиция ежегодного проведения семинара должна сохраниться.
(Лепешин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Очевидно, что обсуждение различных аспектов защиты авторских и смежных прав, в том числе от нарушений в сети Интернет, позволяет минимизировать различия в правоприменении. В то же время постоянная трансформация способов использования произведений в условиях технического прогресса неизбежно ставит перед правоприменителем и законодателем все новые и новые вопросы. В связи с этим представляется, что традиция ежегодного проведения семинара должна сохраниться.
Статья: Нарушение авторских прав посредством создания дипфейков в сети Интернет
(Глинкова К.М.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)В п. 2 ст. 1270 ГК РФ содержится открытый перечень способов использования произведения, в отношении которых, независимо от цели (извлечение прибыли или без таковой), необходимо получать разрешение у правообладателя. Одним из таких способов является переработка произведения, под которой понимается создание производного произведения. Нарушением исключительного права считается несанкционированное осуществление своих прав автором производного произведения.
(Глинкова К.М.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)В п. 2 ст. 1270 ГК РФ содержится открытый перечень способов использования произведения, в отношении которых, независимо от цели (извлечение прибыли или без таковой), необходимо получать разрешение у правообладателя. Одним из таких способов является переработка произведения, под которой понимается создание производного произведения. Нарушением исключительного права считается несанкционированное осуществление своих прав автором производного произведения.
Статья: Эволюция подходов к свободному использованию музыкальных произведений в правовой системе США
(Медведев А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Основная же проблема здесь состоит в поиске адекватного баланса между этими интересами. И ее призван решить как раз институт свободного использования произведений касательно тех ограниченных случаев, когда конкретные способы использования произведения не будут наносить сильного экономического ущерба правообладателю. Именно поэтому данный институт нуждается в четком понимании и толковании.
(Медведев А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Основная же проблема здесь состоит в поиске адекватного баланса между этими интересами. И ее призван решить как раз институт свободного использования произведений касательно тех ограниченных случаев, когда конкретные способы использования произведения не будут наносить сильного экономического ущерба правообладателю. Именно поэтому данный институт нуждается в четком понимании и толковании.
Статья: Темпоральные аспекты авторских и смежных прав
(Бузова Н.В.)
("Цивилист", 2025, N 2)Согласно ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. за автором признавались: право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Таким образом, издание, постановка, механическая запись и др. рассматривались как способы использования произведения <14>.
(Бузова Н.В.)
("Цивилист", 2025, N 2)Согласно ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. за автором признавались: право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Таким образом, издание, постановка, механическая запись и др. рассматривались как способы использования произведения <14>.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)При этом, как отмечается разработчиками части четвертой ГК РФ, "перечни входящих в состав этого права правомочий имеют не иллюстративное, а юридическое значение по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, отталкиваясь от содержания этих правомочий, можно сравнительно легко определить круг действий, являющихся нарушениями соответствующего исключительного права. Во-вторых, градация способов использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации облегчает заключение лицензионных договоров (см. подп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК) и в случае сомнения - их толкование" <1>. Важно также подчеркнуть, что с терминологической точки зрения исключительное право является единым правом, состоящим из совокупности правомочий, содержание которых определяется способами использования произведения. Таким образом, несмотря на наличие множества правомочий, нельзя говорить о некой совокупности исключительных прав автора. Это отличает российский подход от американского, где соответствующие правомочия автора представляют собой самостоятельные права (bundle of rights), способные к отдельной защите и распоряжению <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)При этом, как отмечается разработчиками части четвертой ГК РФ, "перечни входящих в состав этого права правомочий имеют не иллюстративное, а юридическое значение по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, отталкиваясь от содержания этих правомочий, можно сравнительно легко определить круг действий, являющихся нарушениями соответствующего исключительного права. Во-вторых, градация способов использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации облегчает заключение лицензионных договоров (см. подп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК) и в случае сомнения - их толкование" <1>. Важно также подчеркнуть, что с терминологической точки зрения исключительное право является единым правом, состоящим из совокупности правомочий, содержание которых определяется способами использования произведения. Таким образом, несмотря на наличие множества правомочий, нельзя говорить о некой совокупности исключительных прав автора. Это отличает российский подход от американского, где соответствующие правомочия автора представляют собой самостоятельные права (bundle of rights), способные к отдельной защите и распоряжению <2>.