Специальная дисциплинарная ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальная дисциплинарная ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иностранный гражданин как специальный субъект дисциплинарной ответственности
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)"Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)"Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3
Готовое решение: Как отправить работника в ежегодный оплачиваемый отпуск, если он не хочет (отказывается от него)
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого необходимо соблюдать общий порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Специальные правила для привлечения к дисциплинарной ответственности за то, что работник не соблюдает график отпусков, законом не предусмотрены. В частности (абз. 1, 4 ч. 2 ст. 21, ч. 1 - 3 ст. 123, ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 192, ч. 1 ст. 193 ТК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого необходимо соблюдать общий порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Специальные правила для привлечения к дисциплинарной ответственности за то, что работник не соблюдает график отпусков, законом не предусмотрены. В частности (абз. 1, 4 ч. 2 ст. 21, ч. 1 - 3 ст. 123, ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 192, ч. 1 ст. 193 ТК РФ):
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Руководитель федерального органа принудительного исполнения или уполномоченный руководитель, принявшие с нарушением закона решение об увольнении сотрудника со службы в органах принудительного исполнения, о его освобождении, отстранении от должности или переводе на другую должность в органах принудительного исполнения либо задержавшие исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании, несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Руководитель федерального органа принудительного исполнения или уполномоченный руководитель, принявшие с нарушением закона решение об увольнении сотрудника со службы в органах принудительного исполнения, о его освобождении, отстранении от должности или переводе на другую должность в органах принудительного исполнения либо задержавшие исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании, несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в таможенных органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)2. Начальник таможенного органа, необоснованно задержавший представление сотрудника таможенного органа к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в таможенных органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)2. Начальник таможенного органа, необоснованно задержавший представление сотрудника таможенного органа к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан находится в стадии становления. Следует обратить внимание на возможность его дополнения институтами, касающимися обеспечения контроля за расходами государственных служащих, конкретных способов урегулирования конфликта интересов, специального порядка дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения, использования цифровых технологий <9> в целях противодействия коррупции, распространения антикоррупционных стандартов на сферы, непосредственно не связанные с государственно-служебной деятельностью (предоставление различных социальных услуг и др.).
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан находится в стадии становления. Следует обратить внимание на возможность его дополнения институтами, касающимися обеспечения контроля за расходами государственных служащих, конкретных способов урегулирования конфликта интересов, специального порядка дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения, использования цифровых технологий <9> в целях противодействия коррупции, распространения антикоррупционных стандартов на сферы, непосредственно не связанные с государственно-служебной деятельностью (предоставление различных социальных услуг и др.).
Статья: Актуальные проблемы применения мер дисциплинарной ответственности
(Кораблина О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)При привлечении к дисциплинарной ответственности работников принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность. "К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все лица, вступившие в трудовые отношения в соответствии с ТК РФ и получившие статус работников" <6>. Согласно п. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель наделен правом применять такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
(Кораблина О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)При привлечении к дисциплинарной ответственности работников принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность. "К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все лица, вступившие в трудовые отношения в соответствии с ТК РФ и получившие статус работников" <6>. Согласно п. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель наделен правом применять такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В связи с этим представляется, что применение общих подходов к решению вопросов о дисциплинарной ответственности медицинских работников не всегда возможно и обоснованно, однако востребованные практикой особенности привлечения медицинских работников к дисциплинарной ответственности законодательно не предусмотрены. Согласно ст. 189, 192 ТК РФ специальная дисциплинарная ответственность работников может устанавливаться, помимо ТК РФ, иными федеральными законами, в том числе утвержденными ими уставами и положениями о дисциплине. Ни ТК РФ, ни иные федеральные законы специальных норм о дисциплинарной ответственности медицинских работников не содержат. Часть 2 ст. 98 Закона 323-ФЗ, рассматривая вопрос об ответственности медицинских работников, указывает на применение установленных законодательством общих правил.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В связи с этим представляется, что применение общих подходов к решению вопросов о дисциплинарной ответственности медицинских работников не всегда возможно и обоснованно, однако востребованные практикой особенности привлечения медицинских работников к дисциплинарной ответственности законодательно не предусмотрены. Согласно ст. 189, 192 ТК РФ специальная дисциплинарная ответственность работников может устанавливаться, помимо ТК РФ, иными федеральными законами, в том числе утвержденными ими уставами и положениями о дисциплине. Ни ТК РФ, ни иные федеральные законы специальных норм о дисциплинарной ответственности медицинских работников не содержат. Часть 2 ст. 98 Закона 323-ФЗ, рассматривая вопрос об ответственности медицинских работников, указывает на применение установленных законодательством общих правил.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Во-первых, касаясь юридико-технической стороны данного регулирования, следует отметить, что законодатель не придерживается единой терминологии: в ст. 59.1 он именует соответствующие правонарушения "несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции", а в ст. 59.3 - использует емкое понятие "коррупционные правонарушения". Выделение в отдельную статью (ст. 59.1 ФЗ о ГГС РФ) видов дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), ничем не отличающихся от предусмотренных в общем порядке (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 57 ФЗ о ГГС РФ), едва ли имеет какой-то нормативный смысл. Кроме того, законодатель почему-то не счел возможным включить наиболее тяжкое по своим последствиям взыскание - увольнение в связи с утратой доверия - в общую систему взысканий, предусмотренную ст. 59.1 ФЗ о ГГС РФ, урегулировав его отдельно (ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ), что также отличает специальный порядок применения дисциплинарной ответственности от общего.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Во-первых, касаясь юридико-технической стороны данного регулирования, следует отметить, что законодатель не придерживается единой терминологии: в ст. 59.1 он именует соответствующие правонарушения "несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции", а в ст. 59.3 - использует емкое понятие "коррупционные правонарушения". Выделение в отдельную статью (ст. 59.1 ФЗ о ГГС РФ) видов дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), ничем не отличающихся от предусмотренных в общем порядке (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 57 ФЗ о ГГС РФ), едва ли имеет какой-то нормативный смысл. Кроме того, законодатель почему-то не счел возможным включить наиболее тяжкое по своим последствиям взыскание - увольнение в связи с утратой доверия - в общую систему взысканий, предусмотренную ст. 59.1 ФЗ о ГГС РФ, урегулировав его отдельно (ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ), что также отличает специальный порядок применения дисциплинарной ответственности от общего.
Готовое решение: Можно ли уволить работника во время командировки и, если да, как оформить увольнение
(КонсультантПлюс, 2025)Если увольнение является дисциплинарным взысканием, вам потребуется провести специальную процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности и оформить соответствующие документы.
(КонсультантПлюс, 2025)Если увольнение является дисциплинарным взысканием, вам потребуется провести специальную процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности и оформить соответствующие документы.
Статья: Трудовая функция как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Отправление правосудия как обязательный элемент трудовой функции судьи, производный от публично-правового статуса последнего, отличается уникальностью: "Только судья как специальный субъект отношений (публично-правовых и трудоправовых) обладает исключительным правом в силу Конституции РФ отправлять правосудие. Никакие другие лица, не наделенные статусом судьи в установленном законом порядке, не уполномочены осуществлять подобного рода функцию" <2>. Специфика отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи проявляется и в том, что "результат его труда фактически выходит за пределы трудовых правоотношений: вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ" <3>. В отправлении правосудия именем Российской Федерации состоит основная цель и ценность судьи как носителя судебной власти, проводника правосудия и защиты прав и свобод человека и гражданина, гаранта верховенства права в системе разделения властей. Из этого вытекает и этим обусловливается автономия и независимость судьи при отправлении правосудия, недопустимость вмешательства в него третьих лиц, нераспространение субординационной власти и контроля работодателя в сферу осуществления судьей правосудия. Данный обязательный элемент трудовой функции судьи выведен из-под действия трудоправового института специальной дисциплинарной ответственности: судья не может быть привлечен к ответственности за вынесенное им решение в силу конституционного принципа независимости судьи при осуществлении правосудия; оценка правильности применения судьей норм материального и процессуального права, соответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам происходит в рамках процессуально-правового поля судами вышестоящих инстанций и не затрагивает трудоправовой статус судьи. Принцип недопустимости привлечения судьи к ответственности за принимаемые решения определяется Т.Г. Морщаковой как "главный принцип, сопровождающий независимость судебной власти" <4> и "одна из составных частей судейского иммунитета" <5>. Как указано в абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей" <6>, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. В связи с чем непосредственное осуществление правосудия лежит вне сферы действия института дисциплинарной ответственности. В данной специфике отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи публично-правовой природы находит выражение принцип единства и дифференциации регулирования трудовых отношений, подтверждающий и доказывающий трудоправовую природу профессиональной деятельности судей.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Отправление правосудия как обязательный элемент трудовой функции судьи, производный от публично-правового статуса последнего, отличается уникальностью: "Только судья как специальный субъект отношений (публично-правовых и трудоправовых) обладает исключительным правом в силу Конституции РФ отправлять правосудие. Никакие другие лица, не наделенные статусом судьи в установленном законом порядке, не уполномочены осуществлять подобного рода функцию" <2>. Специфика отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи проявляется и в том, что "результат его труда фактически выходит за пределы трудовых правоотношений: вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ" <3>. В отправлении правосудия именем Российской Федерации состоит основная цель и ценность судьи как носителя судебной власти, проводника правосудия и защиты прав и свобод человека и гражданина, гаранта верховенства права в системе разделения властей. Из этого вытекает и этим обусловливается автономия и независимость судьи при отправлении правосудия, недопустимость вмешательства в него третьих лиц, нераспространение субординационной власти и контроля работодателя в сферу осуществления судьей правосудия. Данный обязательный элемент трудовой функции судьи выведен из-под действия трудоправового института специальной дисциплинарной ответственности: судья не может быть привлечен к ответственности за вынесенное им решение в силу конституционного принципа независимости судьи при осуществлении правосудия; оценка правильности применения судьей норм материального и процессуального права, соответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам происходит в рамках процессуально-правового поля судами вышестоящих инстанций и не затрагивает трудоправовой статус судьи. Принцип недопустимости привлечения судьи к ответственности за принимаемые решения определяется Т.Г. Морщаковой как "главный принцип, сопровождающий независимость судебной власти" <4> и "одна из составных частей судейского иммунитета" <5>. Как указано в абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей" <6>, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. В связи с чем непосредственное осуществление правосудия лежит вне сферы действия института дисциплинарной ответственности. В данной специфике отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи публично-правовой природы находит выражение принцип единства и дифференциации регулирования трудовых отношений, подтверждающий и доказывающий трудоправовую природу профессиональной деятельности судей.
Готовое решение: В каких случаях можно уволить работников с детьми
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите также особенности, характерные для конкретного основания увольнения. Например, если увольнение связано с дисциплинарным взысканием, вам потребуется провести специальную процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите также особенности, характерные для конкретного основания увольнения. Например, если увольнение связано с дисциплинарным взысканием, вам потребуется провести специальную процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Различают два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность - это ответственность в рамках правил внутреннего трудового распорядка. Она может быть возложена на всех работников, за исключением тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Общую дисциплинарную ответственность устанавливают ст. 192 - 194 ТК РФ и правила внутреннего трудового распорядка конкретного работодателя. Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для отдельных категорий работников специальным законодательством, уставами и положениями о дисциплине. Специальная дисциплинарная ответственность имеет особенности: строго определен круг лиц, подпадающих под действие соответствующих норм; предусмотрены специальные меры дисциплинарного взыскания; очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий; действует особый порядок применения и обжалования взысканий.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Различают два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность - это ответственность в рамках правил внутреннего трудового распорядка. Она может быть возложена на всех работников, за исключением тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Общую дисциплинарную ответственность устанавливают ст. 192 - 194 ТК РФ и правила внутреннего трудового распорядка конкретного работодателя. Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для отдельных категорий работников специальным законодательством, уставами и положениями о дисциплине. Специальная дисциплинарная ответственность имеет особенности: строго определен круг лиц, подпадающих под действие соответствующих норм; предусмотрены специальные меры дисциплинарного взыскания; очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий; действует особый порядок применения и обжалования взысканий.
Готовое решение: Как применить к работнику дисциплинарное взыскание за нарушение правил внутреннего трудового распорядка
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, нужно соблюсти специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 22, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 192, ст. 193 ТК РФ). В частности, затребуйте у работника письменное объяснение по факту нарушения, а если он не представит его по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, нужно соблюсти специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 22, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 192, ст. 193 ТК РФ). В частности, затребуйте у работника письменное объяснение по факту нарушения, а если он не представит его по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Готовое решение: За какие нарушения можно применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения
(КонсультантПлюс, 2025)Но в любом случае, когда вы увольняете работника за нарушение трудовой дисциплины, нужно соблюдать специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Но в любом случае, когда вы увольняете работника за нарушение трудовой дисциплины, нужно соблюдать специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.