Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Налогообложение в средних, малых городских поселениях, сельской местности предусматривает также особый налоговый режим. Он распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения либо проживания на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющих на данных территориях коммерческую деятельность. В данном случае осуществляется налоговое стимулирование, ориентированное на развитие сельских территорий, создание полноценной инфраструктуры, закрепление рабочих мест.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Налогообложение в средних, малых городских поселениях, сельской местности предусматривает также особый налоговый режим. Он распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения либо проживания на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющих на данных территориях коммерческую деятельность. В данном случае осуществляется налоговое стимулирование, ориентированное на развитие сельских территорий, создание полноценной инфраструктуры, закрепление рабочих мест.
Статья: О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Кроме того, как представляется, столь масштабный проект инфраструктурного территориального развития, как создание и развитие так называемых опорных сельских населенных пунктов, не может не заинтересовать субъектов крупного предпринимательства. Думается, что применение таких инструментов, как государственно-частное партнерство (например, концессии), равно как и реализация социальной ответственности <7> субъектами крупного бизнеса, позволило бы привлечь дополнительное финансирование помимо бюджетных средств. Так, возможно, максимальное привлечение частного капитала к финансированию социально-культурных потребностей муниципальных образований (возможно при использовании механизма налоговых льгот) позволило бы как снизить нагрузку на местные бюджеты, так и более активно интегрировать субъекты крупного предпринимательства в осуществление социальной политики и общественное развитие страны.
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Кроме того, как представляется, столь масштабный проект инфраструктурного территориального развития, как создание и развитие так называемых опорных сельских населенных пунктов, не может не заинтересовать субъектов крупного предпринимательства. Думается, что применение таких инструментов, как государственно-частное партнерство (например, концессии), равно как и реализация социальной ответственности <7> субъектами крупного бизнеса, позволило бы привлечь дополнительное финансирование помимо бюджетных средств. Так, возможно, максимальное привлечение частного капитала к финансированию социально-культурных потребностей муниципальных образований (возможно при использовании механизма налоговых льгот) позволило бы как снизить нагрузку на местные бюджеты, так и более активно интегрировать субъекты крупного предпринимательства в осуществление социальной политики и общественное развитие страны.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.2023 N 266-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях"1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации и прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее - прилегающие территории), в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, оказания государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на прилегающих территориях, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
(ред. от 23.07.2025)
"О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях"1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации и прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее - прилегающие территории), в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, оказания государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на прилегающих территориях, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"Настоящий Федеральный закон устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, жилищного строительства, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
(ред. от 08.08.2024)
"О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"Настоящий Федеральный закон устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, жилищного строительства, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Статья: Развитие российского законодательства о геопарках
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Создание и функционирование геопарков как способа управления территорией, где расположены ООПТ, объекты природного и культурного наследия, объекты социальной и иной инфраструктуры, позволяют обеспечить экономическое развитие сельских территорий, что затруднительно сделать в границах ООПТ. В целях активного вовлечения местного населения в экономическую деятельность геопарка следует закрепить стимулирующий налоговый и инвестиционный режим в его пределах. Если устранить абстрактность формулировок в региональных нормах о геопарках путем конкретизации, то получается следующее его определение: это территория, включающая ООПТ, их части, объекты природного и культурного наследия, другие природные объекты, объекты социальной и иной инфраструктуры без снижения строгости охранного режима ООПТ, объектов природного и культурного наследия с особым режимом предпринимательской деятельности в природоохранной, научной, образовательной, просветительской, культурной, исторической и туристской сферах.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Создание и функционирование геопарков как способа управления территорией, где расположены ООПТ, объекты природного и культурного наследия, объекты социальной и иной инфраструктуры, позволяют обеспечить экономическое развитие сельских территорий, что затруднительно сделать в границах ООПТ. В целях активного вовлечения местного населения в экономическую деятельность геопарка следует закрепить стимулирующий налоговый и инвестиционный режим в его пределах. Если устранить абстрактность формулировок в региональных нормах о геопарках путем конкретизации, то получается следующее его определение: это территория, включающая ООПТ, их части, объекты природного и культурного наследия, другие природные объекты, объекты социальной и иной инфраструктуры без снижения строгости охранного режима ООПТ, объектов природного и культурного наследия с особым режимом предпринимательской деятельности в природоохранной, научной, образовательной, просветительской, культурной, исторической и туристской сферах.
Информация: Совет Федерации одобрил Закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)Среди сенаторских поправок - увеличение ассигнований на развитие региональных автомобильных дорог общего пользования, комплексное развитие сельских территорий, создание сети центров испытаний в области развития технологий беспилотных авиационных систем, оснащение и капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)Среди сенаторских поправок - увеличение ассигнований на развитие региональных автомобильных дорог общего пользования, комплексное развитие сельских территорий, создание сети центров испытаний в области развития технологий беспилотных авиационных систем, оснащение и капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Статья: Роль жилищного строительства в комплексном развитии сельских территорий
(Кучинская А.В., Галиновская Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В 2019 году в целях реализации Стратегии и всестороннего развития сельских территорий Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - КРСТ) <4>. Ключевым мероприятием этой Программы является осуществление таких, например, федеральных проектов, как "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", направленного на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, "Современный облик сельских территорий", основная цель которого - комплексное развитие сельских территорий с воссозданием социальной, образовательной и культурной инфраструктуры в сельской местности, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры.
(Кучинская А.В., Галиновская Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В 2019 году в целях реализации Стратегии и всестороннего развития сельских территорий Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - КРСТ) <4>. Ключевым мероприятием этой Программы является осуществление таких, например, федеральных проектов, как "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", направленного на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, "Современный облик сельских территорий", основная цель которого - комплексное развитие сельских территорий с воссозданием социальной, образовательной и культурной инфраструктуры в сельской местности, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры.
Статья: Сельские агломерации: проблемы формирования правового статуса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Создание и развитие сельских территорий - это одно из самых важных направлений социально-экономической политики страны, поскольку представляет собой один из инструментов развития территорий муниципалитетов. Именно сельские территории (агломерации) играют ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Сельская агломерация создается с целью развития агропромышленного комплекса сельских территорий, повышения эффективности аграрного производства, развития сельской инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Создание и развитие сельских территорий - это одно из самых важных направлений социально-экономической политики страны, поскольку представляет собой один из инструментов развития территорий муниципалитетов. Именно сельские территории (агломерации) играют ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Сельская агломерация создается с целью развития агропромышленного комплекса сельских территорий, повышения эффективности аграрного производства, развития сельской инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве еще одного примера объекта, именуемого в законодательстве территорией, можно привести территорию комплексного развития. Подход к застройке, предполагающий одновременное возведение, наряду с многоэтажными жилыми домами, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, получил наименование комплексного развития территорий. Данные мероприятия могут осуществляться в различных отраслях экономики, в том числе в сфере сельского хозяйства, и предполагают создание организаций так называемого полного цикла, включающего производство, хранение, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве еще одного примера объекта, именуемого в законодательстве территорией, можно привести территорию комплексного развития. Подход к застройке, предполагающий одновременное возведение, наряду с многоэтажными жилыми домами, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, получил наименование комплексного развития территорий. Данные мероприятия могут осуществляться в различных отраслях экономики, в том числе в сфере сельского хозяйства, и предполагают создание организаций так называемого полного цикла, включающего производство, хранение, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Статья: О понятии механизма комплексного развития территории в разрезе предпринимательского права
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)Очевидно, что особенно остро указанная проблема стоит при осуществлении КРТ жилой застройки. Следствием из этого является и способность застроенной территории удовлетворить различные потребности людей, на них проживающей <20>. За рубежом интересы населения также ставятся в приоритет: фокус внимания направлен на вовлечение местных жителей в проекты градостроительства, осуществление общественных консультаций <21>. Представляется, что соответствие интересам общества достигается не столько путем создания инфраструктуры, сколько постройкой на территории приоритетных объектов, ее многофункциональностью. Подтверждением являются выводы Н.Н. Мельникова о том, что содержание комплексного развития должно различаться в зависимости от конкретного преобразуемого участка: сельские территории должны развиваться отлично от территорий городских, что обусловлено тем, что КРТ направлено на эффективное использование земель <22>.
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)Очевидно, что особенно остро указанная проблема стоит при осуществлении КРТ жилой застройки. Следствием из этого является и способность застроенной территории удовлетворить различные потребности людей, на них проживающей <20>. За рубежом интересы населения также ставятся в приоритет: фокус внимания направлен на вовлечение местных жителей в проекты градостроительства, осуществление общественных консультаций <21>. Представляется, что соответствие интересам общества достигается не столько путем создания инфраструктуры, сколько постройкой на территории приоритетных объектов, ее многофункциональностью. Подтверждением являются выводы Н.Н. Мельникова о том, что содержание комплексного развития должно различаться в зависимости от конкретного преобразуемого участка: сельские территории должны развиваться отлично от территорий городских, что обусловлено тем, что КРТ направлено на эффективное использование земель <22>.
Статья: Применение пониженных тарифов страховых взносов КФХ - участником СЭЗ на территориях Республики Крым и г. Севастополя
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К сведению. Федеральный закон N 377-ФЗ устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К сведению. Федеральный закон N 377-ФЗ устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Статья: Отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия "Анализ достижения субъектами Российской Федерации показателей целей устойчивого развития при реализации документов стратегического планирования в период с 2020 года по истекший период 2022 года" (со Счетной палатой Республики Татарстан, Счетной палатой Владимирской области, контрольно-счетной палатой Волгоградской области, контрольно-счетной палатой Воронежской области, контрольно-счетной палатой Липецкой области, контрольно-счетной палатой Нижегородской области, Счетной палатой Самарской области, контрольно-счетной палатой Тверской области, контрольно-счетной палатой Челябинской области, контрольно-счетной палатой Москвы и контрольно-счетной палатой города Севастополя)
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)1. Мероприятия из Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года <4>, направленные на создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, а также развитие железнодорожного, воздушного, водного видов транспорта, отнесены к национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", при этом данные мероприятия в большей степени характеризуют достижение показателей национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни".
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)1. Мероприятия из Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года <4>, направленные на создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, а также развитие железнодорожного, воздушного, водного видов транспорта, отнесены к национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", при этом данные мероприятия в большей степени характеризуют достижение показателей национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни".