Совмещение выБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Совмещение выБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Активное избирательное право: развитие форм реализации
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В единый день голосования 13 сентября 2020 г. происходило совмещение выборов различного уровня. Так, в Краснодарском крае проходили выборы высшего должностного лица субъекта РФ, выборы глав 42 поселений, а также депутатов 38 представительных органов местного самоуправления. Применение в единый день голосования параллельно различных правовых механизмов - досрочного голосования на муниципальных выборах в его классическом варианте (каждый бюллетень помещается избирателем в конверт) и новых форм голосования (бюллетени в конце дня голосования помещаются в сейф-пакет) - фактически приводило к коллизии правовых норм, необходимости перестраивания работы участковых избирательных комиссий уже в ходе проводимых избирательных кампаний и, как следствие, к появлению достаточно значительного количества ошибок. Особые сложности возникали в процессе подсчета голосов с применением разных механизмов досрочного голосования. Так, при досрочном голосовании на муниципальных выборах конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей опускаются в стационарный ящик до начала голосования. Бюллетени из сейф-пакетов, заполненные в рамках новых механизмов голосования в течение нескольких дней до дня голосования, на выборах регионального и федерального уровней извлекаются уже после окончания времени голосования. Кроме того, осуществляется подсчет бюллетеней из переносных ящиков по тем бюллетеням, которые были заполнены в день голосования вне помещения для голосования. Наличие множества процедур усложняло работу участковых комиссий по составлению итогового протокола.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В единый день голосования 13 сентября 2020 г. происходило совмещение выборов различного уровня. Так, в Краснодарском крае проходили выборы высшего должностного лица субъекта РФ, выборы глав 42 поселений, а также депутатов 38 представительных органов местного самоуправления. Применение в единый день голосования параллельно различных правовых механизмов - досрочного голосования на муниципальных выборах в его классическом варианте (каждый бюллетень помещается избирателем в конверт) и новых форм голосования (бюллетени в конце дня голосования помещаются в сейф-пакет) - фактически приводило к коллизии правовых норм, необходимости перестраивания работы участковых избирательных комиссий уже в ходе проводимых избирательных кампаний и, как следствие, к появлению достаточно значительного количества ошибок. Особые сложности возникали в процессе подсчета голосов с применением разных механизмов досрочного голосования. Так, при досрочном голосовании на муниципальных выборах конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей опускаются в стационарный ящик до начала голосования. Бюллетени из сейф-пакетов, заполненные в рамках новых механизмов голосования в течение нескольких дней до дня голосования, на выборах регионального и федерального уровней извлекаются уже после окончания времени голосования. Кроме того, осуществляется подсчет бюллетеней из переносных ящиков по тем бюллетеням, которые были заполнены в день голосования вне помещения для голосования. Наличие множества процедур усложняло работу участковых комиссий по составлению итогового протокола.
Статья: О консолидации населения муниципальных образований России
(Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Если проводить анализ явки избирателей только по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отмечается постепенное снижение явки, но при этом она остается достаточно высокой. Если по стране выборы проходят в муниципальных образованиях без совмещения с федеральными выборами, явка избирателей обычно ниже 30 - 20%, что подтверждают результаты проведенных выборов 2022 г. в стране.
(Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Если проводить анализ явки избирателей только по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отмечается постепенное снижение явки, но при этом она остается достаточно высокой. Если по стране выборы проходят в муниципальных образованиях без совмещения с федеральными выборами, явка избирателей обычно ниже 30 - 20%, что подтверждают результаты проведенных выборов 2022 г. в стране.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 82. О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 82. О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"4) при совмещении дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"4) при совмещении дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Существование самостоятельных муниципальных избирательных комиссий имело, наверное, и свои достоинства. Это ощущалось, например, в крупных городах - административных центрах субъектов Российской Федерации в условиях, когда региональные и территориальные избирательные комиссии были заняты организацией двух или более совмещенных выборов федерального и регионального уровня, которые были совмещены также и с муниципальными выборами. Существенную долю организационной работы в своей части добросовестно выполнял муниципальный избирком города, не обременяя коллег из других избирательных комиссий необходимостью тратить силы и дефицитное время на прием, проверку документов выдвигающихся кандидатов, их регистрацию и исполнение прочих обязанностей комиссии, организующей выборы.
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Существование самостоятельных муниципальных избирательных комиссий имело, наверное, и свои достоинства. Это ощущалось, например, в крупных городах - административных центрах субъектов Российской Федерации в условиях, когда региональные и территориальные избирательные комиссии были заняты организацией двух или более совмещенных выборов федерального и регионального уровня, которые были совмещены также и с муниципальными выборами. Существенную долю организационной работы в своей части добросовестно выполнял муниципальный избирком города, не обременяя коллег из других избирательных комиссий необходимостью тратить силы и дефицитное время на прием, проверку документов выдвигающихся кандидатов, их регистрацию и исполнение прочих обязанностей комиссии, организующей выборы.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве недозволенной (недобросовестной) конкуренции значение имеет не как таковое соблюдение (нарушение) им гражданского или отраслевого законодательства, а иные обстоятельства: является ли его поведение актом конкуренции - затрагивает права и законные интересы иных участников рынка - хозяйствующих субъектов и потребителей; направлено ли оно на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности не за счет собственных экономических ресурсов, а за счет иных участников рынка - на причинение им действительных или потенциальных убытков, умаление деловой репутации; совместим ли избранный хозяйствующим субъектом способ получения преимуществ с честным предпринимательством - отвечает ли он требованиям законодательства и (или) сложившимся в коммерческом обороте обычаям, представлениям о добропорядочности, разумности и справедливости (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26 апреля 2019 г. N 303-КГ18-23327) <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве недозволенной (недобросовестной) конкуренции значение имеет не как таковое соблюдение (нарушение) им гражданского или отраслевого законодательства, а иные обстоятельства: является ли его поведение актом конкуренции - затрагивает права и законные интересы иных участников рынка - хозяйствующих субъектов и потребителей; направлено ли оно на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности не за счет собственных экономических ресурсов, а за счет иных участников рынка - на причинение им действительных или потенциальных убытков, умаление деловой репутации; совместим ли избранный хозяйствующим субъектом способ получения преимуществ с честным предпринимательством - отвечает ли он требованиям законодательства и (или) сложившимся в коммерческом обороте обычаям, представлениям о добропорядочности, разумности и справедливости (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26 апреля 2019 г. N 303-КГ18-23327) <1>.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Примечание. По какой стоимости учитывать ОС на балансе - это выбор организации. Оба способа можно совмещать: одни группы ОС учитывать по первоначальной стоимости, другие - по переоцененной.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Примечание. По какой стоимости учитывать ОС на балансе - это выбор организации. Оба способа можно совмещать: одни группы ОС учитывать по первоначальной стоимости, другие - по переоцененной.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае совмещения дней голосования на выборах или референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный ТИК. Этот срок не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной УИК, в результате которых были нарушены порядок голосования или порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия этих членов УИК продлеваются до дня принятия вышестоящей комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов УИК и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета (п. 3.1 ст. 27 Закона об основных гарантиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае совмещения дней голосования на выборах или референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный ТИК. Этот срок не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной УИК, в результате которых были нарушены порядок голосования или порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия этих членов УИК продлеваются до дня принятия вышестоящей комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов УИК и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета (п. 3.1 ст. 27 Закона об основных гарантиях).