Совмещение обязанностей в ОВД
Подборка наиболее важных документов по запросу Совмещение обязанностей в ОВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 по делу N 88-4113/2024 (УИД 30RS0001-01-2023-003906-09)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истица указала, что она проходила службу в органах внутренних дел, приказом с ней расторгнут контракт, она уволена со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел допускается при условии, что это не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел и не приводит к возникновению конфликта интересов.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истица указала, что она проходила службу в органах внутренних дел, приказом с ней расторгнут контракт, она уволена со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел допускается при условии, что это не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел и не приводит к возникновению конфликта интересов.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2024 N 88-24830/2024 (УИД 03RS0003-01-2023-006604-50)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за совмещение должностей; 2) О взыскании премий; 3) Об обязании внести информацию в трудовую книжку.
Обстоятельства: Истцом в отсутствие уважительных причин пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что истца привлекали к исполнению обязанностей по вакантной должности <данные изъяты> направления дознания пункта полиции N 8 Усть-Камчатского МО МВД России без его согласия, по основаниям пункта 8 статьи 31 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем он не мог отказаться от совмещения, а также о том, что доплата за совмещение является обязательной, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, с учетом того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт пропуска истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за совмещение должностей; 2) О взыскании премий; 3) Об обязании внести информацию в трудовую книжку.
Обстоятельства: Истцом в отсутствие уважительных причин пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что истца привлекали к исполнению обязанностей по вакантной должности <данные изъяты> направления дознания пункта полиции N 8 Усть-Камчатского МО МВД России без его согласия, по основаниям пункта 8 статьи 31 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем он не мог отказаться от совмещения, а также о том, что доплата за совмещение является обязательной, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, с учетом того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт пропуска истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания и увеличении объема работ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок оформления поручения нормативно не установлен. Исключение - поручение дополнительных обязанностей отдельным категориям госслужащих. Например, при поручении совмещения обязанностей госслужащим органов внутренних дел необходимо оформить приказ и указать в нем, в частности, размер дополнительной оплаты (ч. 3 ст. 34 Закона о службе в органах внутренних дел, п. п. 8, 9 Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок оформления поручения нормативно не установлен. Исключение - поручение дополнительных обязанностей отдельным категориям госслужащих. Например, при поручении совмещения обязанностей госслужащим органов внутренних дел необходимо оформить приказ и указать в нем, в частности, размер дополнительной оплаты (ч. 3 ст. 34 Закона о службе в органах внутренних дел, п. п. 8, 9 Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел РФ).
Статья: Концептуальные подходы к совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Во-первых, это обеспечение согласованности и соответствия задач и функций по профилактике правонарушений исполняемым служебным обязанностям. При определении состава задач и функций по профилактике правонарушений следует стремиться к тому, чтобы установленный функциональный комплекс строго соответствовал конкретному направлению оперативно-служебной деятельности и совмещался с исполнением сотрудниками органов внутренних дел основных для замещаемых ими должностей служебных обязанностей. В частности, задачи участковых уполномоченных полиции в сфере профилактики правонарушений должны реализовываться в связи с исполнением ими служебных обязанностей на обслуживаемых административных участках; сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних - на обслуживаемой территории по линии несовершеннолетних; сотрудников патрульно-постовой службы - на маршрутах патрулирования в местах наиболее вероятного совершения преступлений и административных правонарушений и т.д.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Во-первых, это обеспечение согласованности и соответствия задач и функций по профилактике правонарушений исполняемым служебным обязанностям. При определении состава задач и функций по профилактике правонарушений следует стремиться к тому, чтобы установленный функциональный комплекс строго соответствовал конкретному направлению оперативно-служебной деятельности и совмещался с исполнением сотрудниками органов внутренних дел основных для замещаемых ими должностей служебных обязанностей. В частности, задачи участковых уполномоченных полиции в сфере профилактики правонарушений должны реализовываться в связи с исполнением ими служебных обязанностей на обслуживаемых административных участках; сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних - на обслуживаемой территории по линии несовершеннолетних; сотрудников патрульно-постовой службы - на маршрутах патрулирования в местах наиболее вероятного совершения преступлений и административных правонарушений и т.д.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Недопущение совмещения отцами - сотрудниками органов внутренних дел исполнения их служебных обязанностей с воспитанием малолетних детей при наличии материнского попечения посредством отпуска по уходу за ребенком, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса сотрудников органов внутренних дел, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), оправдано необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность. Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Недопущение совмещения отцами - сотрудниками органов внутренних дел исполнения их служебных обязанностей с воспитанием малолетних детей при наличии материнского попечения посредством отпуска по уходу за ребенком, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса сотрудников органов внутренних дел, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), оправдано необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность. Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).
Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)"1. Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем:
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)"1. Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем:
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В белорусском законодательстве заслуживают внимания ряд норм Закона "Об органах внутренних дел РБ". Так, в ч. 3 ст. 32 для сотрудников ОВД установлен запрет на совмещение службы с иной оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, что совпадает с аналогичной нормой Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ". Но наряду с этим в ч. 3 ст. 32 Закона "Об органах внутренних дел РБ" допустимыми видами занятости являются: культурная деятельность и медицинская практика. Представляется целесообразным изучить подобный подход к разрешенным видам совмещаемой деятельности с целью прогнозирования возможности использования в отечественном законодательстве.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В белорусском законодательстве заслуживают внимания ряд норм Закона "Об органах внутренних дел РБ". Так, в ч. 3 ст. 32 для сотрудников ОВД установлен запрет на совмещение службы с иной оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, что совпадает с аналогичной нормой Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ". Но наряду с этим в ч. 3 ст. 32 Закона "Об органах внутренних дел РБ" допустимыми видами занятости являются: культурная деятельность и медицинская практика. Представляется целесообразным изучить подобный подход к разрешенным видам совмещаемой деятельности с целью прогнозирования возможности использования в отечественном законодательстве.
Статья: Расследование хищений бюджетных средств: вопросы эффективности
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Относительно приоритетов государственной политики еще выскажемся ниже. Сначала проанализируем, насколько предложенное в определенной мере теоретическое определение, т.е. некое идеальное представление об эффективности расследования преступлений, соответствует текущему состоянию критериев оценки правоохранительной деятельности. О.А. Попова вслед за иными авторами формулирует объективную и весьма негативную оценку по этому параметру. Автор констатирует, что стремление получить положительную оценку своей работы нацеливает подавляющее большинство сотрудников правоохранительных органов, в чьи обязанности входит непосредственно противодействие преступности, не на решение стоящих перед ними реальных задач, а на удовлетворение, условно говоря, нужд ведомственной статистической отчетности. "Статистика первична, а деятельность, для анализа которой она служит, - вторична", - с горечью отмечает автор и приводит результаты социологического опроса руководителей органов внутренних дел. 100,0% опрошенных согласились с тезисом о первичности отчетности, при этом только 48,2% отметили, что в меру сил стараются совмещать достижение задач уголовного судопроизводства (ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)) с достижением высоких показателей отчетности [7]. При этом мы понимаем, что респонденты такого уровня в рамках опроса, во-первых, излагают субъективное мнение (самооценка себя и возглавляемого подразделения), во-вторых, могут выдавать желаемое за действительное.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Относительно приоритетов государственной политики еще выскажемся ниже. Сначала проанализируем, насколько предложенное в определенной мере теоретическое определение, т.е. некое идеальное представление об эффективности расследования преступлений, соответствует текущему состоянию критериев оценки правоохранительной деятельности. О.А. Попова вслед за иными авторами формулирует объективную и весьма негативную оценку по этому параметру. Автор констатирует, что стремление получить положительную оценку своей работы нацеливает подавляющее большинство сотрудников правоохранительных органов, в чьи обязанности входит непосредственно противодействие преступности, не на решение стоящих перед ними реальных задач, а на удовлетворение, условно говоря, нужд ведомственной статистической отчетности. "Статистика первична, а деятельность, для анализа которой она служит, - вторична", - с горечью отмечает автор и приводит результаты социологического опроса руководителей органов внутренних дел. 100,0% опрошенных согласились с тезисом о первичности отчетности, при этом только 48,2% отметили, что в меру сил стараются совмещать достижение задач уголовного судопроизводства (ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)) с достижением высоких показателей отчетности [7]. При этом мы понимаем, что респонденты такого уровня в рамках опроса, во-первых, излагают субъективное мнение (самооценка себя и возглавляемого подразделения), во-вторых, могут выдавать желаемое за действительное.