Совмещение должностей госслужащие
Подборка наиболее важных документов по запросу Совмещение должностей госслужащие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Такое применение данных норм ad hoc для управления федеральной территорией (единственной в стране на момент написания данной работы) можно считать оправданным. Однако согласно подп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе запрет совмещения должности гражданской службы и государственных должностей не распространяется на случаи, установленные не только Законом о федеральной территории "Сириус", но и Законом о Правительстве. Между тем последний допускает совмещение должности федерального министра и должностей государственной гражданской службы в случаях, предусмотренных федеральными законами, т.е. в том числе Законом о государственной гражданской службе. А это приводит к логичному выводу, что заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать любую должность государственной гражданской службы!
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Такое применение данных норм ad hoc для управления федеральной территорией (единственной в стране на момент написания данной работы) можно считать оправданным. Однако согласно подп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе запрет совмещения должности гражданской службы и государственных должностей не распространяется на случаи, установленные не только Законом о федеральной территории "Сириус", но и Законом о Правительстве. Между тем последний допускает совмещение должности федерального министра и должностей государственной гражданской службы в случаях, предусмотренных федеральными законами, т.е. в том числе Законом о государственной гражданской службе. А это приводит к логичному выводу, что заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать любую должность государственной гражданской службы!
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако ст. 17 данного Закона содержит некоторые запреты, текущее нарушение которых несовместимо с прохождением государственной гражданской службы. Это значит, что при их нарушении невозможно ограничиться дисциплинарным взысканием, не связанным с увольнением. Это составы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 17, где речь идет о недопустимости совмещения некоторых должностей с исполнением обязанностей государственной гражданской службы. Например, запрет замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Как нам представляется, данные деяния (обстоятельства) ошибочно отнесены к запретам, а фактически представляют собой ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Так, одним из отличий ограничений от запретов является то, что они распространяются не только на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, но и на граждан, которые поступают на службу. Запреты же не являются основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу <25>. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, уже состоящее на государственной или иной выборной должности, может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и только после зачисления его на должность может быть поставлен вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением запретов, связанных с государственной службой. Кроме того, как мы уже говорили, запреты, в отличие от ограничений, представляют собой не императивное, а диспозитивное основание увольнения. Иными словами, теоретически представитель нанимателя не обязан расторгать служебный контракт в данном случае, однако нарушение рассматриваемых запретов делает невозможным прохождение гражданской службы. В этой связи мы полагаем, что запреты, сформулированные в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, необходимо перенести в ст. 16 в качестве ограничений, связанных с государственной гражданской службой.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако ст. 17 данного Закона содержит некоторые запреты, текущее нарушение которых несовместимо с прохождением государственной гражданской службы. Это значит, что при их нарушении невозможно ограничиться дисциплинарным взысканием, не связанным с увольнением. Это составы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 17, где речь идет о недопустимости совмещения некоторых должностей с исполнением обязанностей государственной гражданской службы. Например, запрет замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Как нам представляется, данные деяния (обстоятельства) ошибочно отнесены к запретам, а фактически представляют собой ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Так, одним из отличий ограничений от запретов является то, что они распространяются не только на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, но и на граждан, которые поступают на службу. Запреты же не являются основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу <25>. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, уже состоящее на государственной или иной выборной должности, может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и только после зачисления его на должность может быть поставлен вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением запретов, связанных с государственной службой. Кроме того, как мы уже говорили, запреты, в отличие от ограничений, представляют собой не императивное, а диспозитивное основание увольнения. Иными словами, теоретически представитель нанимателя не обязан расторгать служебный контракт в данном случае, однако нарушение рассматриваемых запретов делает невозможным прохождение гражданской службы. В этой связи мы полагаем, что запреты, сформулированные в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, необходимо перенести в ст. 16 в качестве ограничений, связанных с государственной гражданской службой.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 N 16-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми"Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещения депутатского мандата с занятием должности на государственной службе. Из этого требования исходил федеральный законодатель, установив в Федеральном законе от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации", что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (подпункт 2 пункта 1 статьи 11).
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми"Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещения депутатского мандата с занятием должности на государственной службе. Из этого требования исходил федеральный законодатель, установив в Федеральном законе от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации", что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (подпункт 2 пункта 1 статьи 11).
Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Члены попечительского совета Российской академии наук имеют право совмещать свое членство в указанном попечительском совете с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Освобождение члена попечительского совета Российской академии наук от государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации не является основанием для прекращения его членства в попечительском совете Российской академии наук.
(ред. от 31.07.2025)
"О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Члены попечительского совета Российской академии наук имеют право совмещать свое членство в указанном попечительском совете с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Освобождение члена попечительского совета Российской академии наук от государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации не является основанием для прекращения его членства в попечительском совете Российской академии наук.
Статья: О конфликте интересов и должности председателя контрольно-счетной палаты
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)Порядок представления указанных сведений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. Например, Приказом Счетной палаты РФ от 30.08.2013 N 54 утвержден порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)Порядок представления указанных сведений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. Например, Приказом Счетной палаты РФ от 30.08.2013 N 54 утвержден порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец в обоснование иска указал, что приказом ответчика он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта Тахтамукайского отдела и уволен в соответствии с п. 2 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия по причине возникновения личной заинтересованности, которая привела к конфликту интересов. Поводом к увольнению послужило совмещение истцом выборной должности председателя ДНТ "Приречный". Полагал, что законодательством о государственной гражданской службе в Российской Федерации не запрещено замещать должности государственного служащего с должностями в жилищном, жилищно-строительном, гаражном кооперативах, садоводческих, огороднических, дачных потребительских кооперативах, товариществах собственников недвижимости и профсоюза. Назначение на должность председателя ДНТ "Приречный", по мнению истца, не создает конфликта интересов. Кроме того, по его заявлению служебная проверка не проводилась, объяснения по указанным фактам он не подавал.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец в обоснование иска указал, что приказом ответчика он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта Тахтамукайского отдела и уволен в соответствии с п. 2 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия по причине возникновения личной заинтересованности, которая привела к конфликту интересов. Поводом к увольнению послужило совмещение истцом выборной должности председателя ДНТ "Приречный". Полагал, что законодательством о государственной гражданской службе в Российской Федерации не запрещено замещать должности государственного служащего с должностями в жилищном, жилищно-строительном, гаражном кооперативах, садоводческих, огороднических, дачных потребительских кооперативах, товариществах собственников недвижимости и профсоюза. Назначение на должность председателя ДНТ "Приречный", по мнению истца, не создает конфликта интересов. Кроме того, по его заявлению служебная проверка не проводилась, объяснения по указанным фактам он не подавал.
Статья: Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Еще одной особенностью французской системы государственной службы, имеющей значение для противодействия коррупции, является возможность для чиновников избираться на выборные должности - правда, в этом случае они сначала должны уйти в отпуск с государственной службы на срок исполнения обязанностей на такой должности (например, если госслужащий был избран депутатом парламента). Это связано с конституционным запретом на совмещение должностей.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Еще одной особенностью французской системы государственной службы, имеющей значение для противодействия коррупции, является возможность для чиновников избираться на выборные должности - правда, в этом случае они сначала должны уйти в отпуск с государственной службы на срок исполнения обязанностей на такой должности (например, если госслужащий был избран депутатом парламента). Это связано с конституционным запретом на совмещение должностей.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Что касается запретов, то Положение, так же как и применительно к ограничениям, воспроизводит лишь часть из предусмотренных действующим российским законодательством о государственной и муниципальной службе. Так, в частности, на служащих на новых территориях до 1 января 2026 г. не будут распространяться: запрет на совмещение некоторых должностей; запрет приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; запрет использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций и другие.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Что касается запретов, то Положение, так же как и применительно к ограничениям, воспроизводит лишь часть из предусмотренных действующим российским законодательством о государственной и муниципальной службе. Так, в частности, на служащих на новых территориях до 1 января 2026 г. не будут распространяться: запрет на совмещение некоторых должностей; запрет приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; запрет использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций и другие.
Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)<35> При этом интересно, что п. 9 ст. 12 этого Закона указывает: "Члены Совета федеральной территории "Сириус", осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, имеют право совмещать членство в Совете федеральной территории "Сириус" с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Краснодарского края, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей государственной гражданской службы Краснодарского края, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе на платной основе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью". См.: Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О федеральной территории "Сириус" // СЗ РФ. 2020. N 52 (часть I). Ст. 8583.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)<35> При этом интересно, что п. 9 ст. 12 этого Закона указывает: "Члены Совета федеральной территории "Сириус", осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, имеют право совмещать членство в Совете федеральной территории "Сириус" с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Краснодарского края, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей государственной гражданской службы Краснодарского края, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе на платной основе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью". См.: Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О федеральной территории "Сириус" // СЗ РФ. 2020. N 52 (часть I). Ст. 8583.
Готовое решение: Как разработать и утвердить должностной регламент гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)наименование должности гражданской службы. Сделайте это в строгом соответствии с реестром должностей государственной гражданской службы, то есть с указанием категории и группы должностей, регистрационного номера должности (если есть). Для федеральных государственных гражданских служащих это Реестр, утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, у субъектов РФ - свой реестр (ст. 10 Закона о государственной гражданской службе);
(КонсультантПлюс, 2025)наименование должности гражданской службы. Сделайте это в строгом соответствии с реестром должностей государственной гражданской службы, то есть с указанием категории и группы должностей, регистрационного номера должности (если есть). Для федеральных государственных гражданских служащих это Реестр, утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, у субъектов РФ - свой реестр (ст. 10 Закона о государственной гражданской службе);
Готовое решение: Как оформить временное замещение госслужащим иной должности
(КонсультантПлюс, 2025)Ряд государственных органов локальными нормативными правовыми актами устанавливают перечень должностей гражданской службы, по которым могут вводиться доплаты за совмещение должностей (см., например, Приказ ФАС России от 13.10.2006 N 259).
(КонсультантПлюс, 2025)Ряд государственных органов локальными нормативными правовыми актами устанавливают перечень должностей гражданской службы, по которым могут вводиться доплаты за совмещение должностей (см., например, Приказ ФАС России от 13.10.2006 N 259).
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)В свою очередь, отнесение всех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (в том числе работающих не на постоянной (штатной) основе) к числу лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, приводит к ситуации совмещения двух публичных статусов. Это обусловлено тем, что избирательное законодательство не содержит запрета на назначение членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, действующим не на постоянной (штатной) основе, например, государственного или муниципального служащего. Полагаем, что данное обстоятельство актуализирует необходимость выявления и предотвращения конфликта публичных интересов в деятельности таких должностных лиц.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)В свою очередь, отнесение всех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (в том числе работающих не на постоянной (штатной) основе) к числу лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, приводит к ситуации совмещения двух публичных статусов. Это обусловлено тем, что избирательное законодательство не содержит запрета на назначение членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, действующим не на постоянной (штатной) основе, например, государственного или муниципального служащего. Полагаем, что данное обстоятельство актуализирует необходимость выявления и предотвращения конфликта публичных интересов в деятельности таких должностных лиц.
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)При условии, если исполнителем содеянного является руководитель контрактной службы или контрактный управляющий (при этом одновременно не наделенный должностными полномочиями в связи с исполнением обязанностей по иной управленческой должности в юридическом лице - заказчике, т.е. не совмещающий осуществление организационных "закупочных" полномочий с должностными), обладающий также статусом государственного служащего, принимая во внимание рекомендации п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", п. 7 Постановления N 24, а также учитывая, что преступные действия виновных выразились в сознательном представлении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (искусственное завышение стоимости контрактов путем изготовления ложных коммерческих предложений и представления их государственному заказчику, подготовка ложного отчета-обоснования), и при условии наличия иных признаков хищения такие деяния должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 УК РФ: руководителя контрактной службы как исполнителя мошенничества с использованием своего служебного положения, а директора коммерческой организации как пособника в данном преступлении.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)При условии, если исполнителем содеянного является руководитель контрактной службы или контрактный управляющий (при этом одновременно не наделенный должностными полномочиями в связи с исполнением обязанностей по иной управленческой должности в юридическом лице - заказчике, т.е. не совмещающий осуществление организационных "закупочных" полномочий с должностными), обладающий также статусом государственного служащего, принимая во внимание рекомендации п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", п. 7 Постановления N 24, а также учитывая, что преступные действия виновных выразились в сознательном представлении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (искусственное завышение стоимости контрактов путем изготовления ложных коммерческих предложений и представления их государственному заказчику, подготовка ложного отчета-обоснования), и при условии наличия иных признаков хищения такие деяния должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 УК РФ: руководителя контрактной службы как исполнителя мошенничества с использованием своего служебного положения, а директора коммерческой организации как пособника в данном преступлении.
Статья: Актуальные вопросы взаимодействия органов публичной власти федеральной территории и субъекта Российской Федерации
(Кан К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Наконец, возникает вполне резонный вопрос о мотивах дифференциации прав государственных служащих и лиц, которые занимают государственные должности. Если служащий не может заниматься бизнесом, то почему же такой возможностью наделяется лицо, которому доверена государственная должность на федеральной территории? Почему предполагается, что совмещение государственной службы и бизнеса недопустимо в целях исключения коррупции, а одновременное участие в управлении федеральной территорией и осуществление предпринимательской деятельности может допускаться? Мотивы этих двойных стандартов видятся туманными.
(Кан К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Наконец, возникает вполне резонный вопрос о мотивах дифференциации прав государственных служащих и лиц, которые занимают государственные должности. Если служащий не может заниматься бизнесом, то почему же такой возможностью наделяется лицо, которому доверена государственная должность на федеральной территории? Почему предполагается, что совмещение государственной службы и бизнеса недопустимо в целях исключения коррупции, а одновременное участие в управлении федеральной территорией и осуществление предпринимательской деятельности может допускаться? Мотивы этих двойных стандартов видятся туманными.