Совет судей конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Совет судей конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль советов судей как органов судейского сообщества в индивидуальном регулировании судебной деятельности
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)В связи с этим приходим к выводу, что исследование содержания понятия "индивидуализация" имеет большое теоретическое и практическое значение, которое невозможно переоценить в сфере конфликтов правовых интересов, поскольку индивидуализация субъектов, между которыми возникают конфликты правовых интересов, а также их регулирование способствуют оптимальному развитию правоотношений. Прежде всего "индивидуализация" является философской категорией. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение: "Индивидуализация (лат. individuatio) - есть выделение единичного и индивидуального из всеобщего" <11>. Индивидуализация права представляет собой выделение субъектов (объектов) конфликтов правовых интересов из множественности конфликтных состояний путем выявления определенных, присущих только конкретным конфликтам особенностей. На примере оценки Советом судей РФ конфликтов правовых интересов в отношении служебных и иных отношений заинтересованности можно показать значение индивидуализации права в деятельности рассматриваемого органа судейского сообщества. Существование личной заинтересованности судьи в значении, определяемом п. 2 ст. 3 Закона о статусе судей, делает вывод Комиссия Совета судей по этике, не может и не должно предполагаться уже только в силу факта личного знакомства судьи с кем-либо из участников процесса, не дает никаких оснований считать, что любое знакомое судье лицо признается лицом, с которым судья связан финансовыми или иными обязательствами. Далее Советом судей проводится индивидуализация объектов конфликтов правовых интересов посредством оценки обстоятельств, при которой истцом по рассматриваемому судьей делу является лицо, с коим судья в один период времени обучался в одном высшем учебном заведении и впоследствии не поддерживал никаких отношений, что свидетельствует об отсутствии признаков конфликтов правовых интересов и обстоятельств личной дружбы, кумовства, соседства и т.п., порождающих обоснованные сомнения в беспристрастности судьи в данном деле <12>.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)В связи с этим приходим к выводу, что исследование содержания понятия "индивидуализация" имеет большое теоретическое и практическое значение, которое невозможно переоценить в сфере конфликтов правовых интересов, поскольку индивидуализация субъектов, между которыми возникают конфликты правовых интересов, а также их регулирование способствуют оптимальному развитию правоотношений. Прежде всего "индивидуализация" является философской категорией. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение: "Индивидуализация (лат. individuatio) - есть выделение единичного и индивидуального из всеобщего" <11>. Индивидуализация права представляет собой выделение субъектов (объектов) конфликтов правовых интересов из множественности конфликтных состояний путем выявления определенных, присущих только конкретным конфликтам особенностей. На примере оценки Советом судей РФ конфликтов правовых интересов в отношении служебных и иных отношений заинтересованности можно показать значение индивидуализации права в деятельности рассматриваемого органа судейского сообщества. Существование личной заинтересованности судьи в значении, определяемом п. 2 ст. 3 Закона о статусе судей, делает вывод Комиссия Совета судей по этике, не может и не должно предполагаться уже только в силу факта личного знакомства судьи с кем-либо из участников процесса, не дает никаких оснований считать, что любое знакомое судье лицо признается лицом, с которым судья связан финансовыми или иными обязательствами. Далее Советом судей проводится индивидуализация объектов конфликтов правовых интересов посредством оценки обстоятельств, при которой истцом по рассматриваемому судьей делу является лицо, с коим судья в один период времени обучался в одном высшем учебном заведении и впоследствии не поддерживал никаких отношений, что свидетельствует об отсутствии признаков конфликтов правовых интересов и обстоятельств личной дружбы, кумовства, соседства и т.п., порождающих обоснованные сомнения в беспристрастности судьи в данном деле <12>.
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно же п. 4 ст. 8 Кодекса судейской этики <217> судье следует проинформировать лиц, участвующих в деле, о наличии обстоятельств, могущих поставить его в ситуацию конфликта интересов. В этой связи Комиссия Совета судей РФ по этике замечает, что само по себе информирование судьей руководства суда или других судей, входящих в состав суда при коллегиальном рассмотрении дела, о наличии определенных связей, способных создать конфликт интересов в конкретном деле, не снимает с судьи личной ответственности за соблюдение требований п. 2 ст. 3 "О статусе судей в Российской Федерации" и п. 4 ст. 8 Кодекса судейской этики. Без доведения соответствующей информации до сведения участников процесса не исключается возникновение претензий к поведению судьи с точки зрения соблюдения профессиональной этики <218>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно же п. 4 ст. 8 Кодекса судейской этики <217> судье следует проинформировать лиц, участвующих в деле, о наличии обстоятельств, могущих поставить его в ситуацию конфликта интересов. В этой связи Комиссия Совета судей РФ по этике замечает, что само по себе информирование судьей руководства суда или других судей, входящих в состав суда при коллегиальном рассмотрении дела, о наличии определенных связей, способных создать конфликт интересов в конкретном деле, не снимает с судьи личной ответственности за соблюдение требований п. 2 ст. 3 "О статусе судей в Российской Федерации" и п. 4 ст. 8 Кодекса судейской этики. Без доведения соответствующей информации до сведения участников процесса не исключается возникновение претензий к поведению судьи с точки зрения соблюдения профессиональной этики <218>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 23.05.2023 N 368
(ред. от 26.06.2023)
"Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции"
(вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции")5) обеспечение деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в некоторых федеральных государственных органах, Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума этого Совета, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также в пределах своих полномочий обеспечение деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
(ред. от 26.06.2023)
"Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции"
(вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции")5) обеспечение деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в некоторых федеральных государственных органах, Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума этого Совета, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также в пределах своих полномочий обеспечение деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
Статья: Прокурорская медиация в России: есть ли перспективы?
(Каминский Э.С.)
("Российский судья", 2021, N 3)Следует отметить, что круг лиц, привлекаемых к посредничеству в процессе медиации в зарубежных странах, весьма широк. Это специализированные службы медиации, вспомогательные службы, занимающиеся пробацией и компенсацией жертвам правонарушений, посреднические советы, неправительственные организации, полиция, судьи (в том числе судьи в отставке), прокуроры, общественные советы, волонтеры, традиционные общины и т.д. Широкое распространение в последние годы в отдельных странах начинают получать традиционные способы разрешения уголовно-правовых конфликтов. Л.Н. Карнозова пишет о "мировой тенденции, проявляющейся в повышенном интересе к традиционным способам разрешения споров и конфликтов и их увязывании с системами официальной юстиции", возрождении некоторых обычаев <8>. Так, в Республике Казахстан вопросами медиации в том числе занимаются Дома дружбы при Ассамблее народа Казахстана и советы биев, создаваемые при местных органах власти <9>.
(Каминский Э.С.)
("Российский судья", 2021, N 3)Следует отметить, что круг лиц, привлекаемых к посредничеству в процессе медиации в зарубежных странах, весьма широк. Это специализированные службы медиации, вспомогательные службы, занимающиеся пробацией и компенсацией жертвам правонарушений, посреднические советы, неправительственные организации, полиция, судьи (в том числе судьи в отставке), прокуроры, общественные советы, волонтеры, традиционные общины и т.д. Широкое распространение в последние годы в отдельных странах начинают получать традиционные способы разрешения уголовно-правовых конфликтов. Л.Н. Карнозова пишет о "мировой тенденции, проявляющейся в повышенном интересе к традиционным способам разрешения споров и конфликтов и их увязывании с системами официальной юстиции", возрождении некоторых обычаев <8>. Так, в Республике Казахстан вопросами медиации в том числе занимаются Дома дружбы при Ассамблее народа Казахстана и советы биев, создаваемые при местных органах власти <9>.
Статья: Основы правового статуса Комиссии по судейской этике Королевства Испания
(Соловьев А.А.)
("Российский судья", 2023, N 5)Выступая с отчетным докладом на юбилейном X Всероссийском съезде судей, председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов отметил, что заключения такого рода играют особую роль в регуляторном процессе. В своей работе Комиссия не только дает ответы индивидуального характера на вопросы судей, но и формирует единые подходы к допустимому и недопустимому поведению судьи, способствует укреплению правового положения и статуса судей. По результатам рассмотрения запросов и обращений приняты рекомендательные заключения, такие как: заключения по вопросам, связанным с конфликтом интересов; заключения о поступлении судей в отставке на государственную и муниципальную службу; о занятии научной и педагогической деятельностью; об общественной деятельности судьи; заключения, затрагивающие вопросы работы пребывающего в отставке судьи по трудовому договору, а также по иным вопросам <2>.
(Соловьев А.А.)
("Российский судья", 2023, N 5)Выступая с отчетным докладом на юбилейном X Всероссийском съезде судей, председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов отметил, что заключения такого рода играют особую роль в регуляторном процессе. В своей работе Комиссия не только дает ответы индивидуального характера на вопросы судей, но и формирует единые подходы к допустимому и недопустимому поведению судьи, способствует укреплению правового положения и статуса судей. По результатам рассмотрения запросов и обращений приняты рекомендательные заключения, такие как: заключения по вопросам, связанным с конфликтом интересов; заключения о поступлении судей в отставке на государственную и муниципальную службу; о занятии научной и педагогической деятельностью; об общественной деятельности судьи; заключения, затрагивающие вопросы работы пребывающего в отставке судьи по трудовому договору, а также по иным вопросам <2>.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)По мнению Е.В. Рябцевой, из-за многочисленности ситуаций конфликта интересов предусмотреть исчерпывающий перечень всех комбинаций в законодательстве не представляется возможным <57>. Это действительно так. Однако пробелы в таком случае должны восполняться путем обобщений правоприменительной практики, напрямую связанной с урегулированием конфликта интересов в судебной деятельности, и разработанных методических рекомендаций для судей. Имеющиеся Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции от 26 января 2017 г. довольно косвенно затрагивают проблему конфликта интересов в судебной деятельности <58>. При этом в п. 4 Методических рекомендаций отмечено, что судья, испытывающий затруднения при идентификации конфликта интересов в конкретной ситуации, вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей РФ по этике за разъяснениями. Заключения Комиссии по этике носят рекомендательный характер, судья несет личную ответственность за принятие решений в спорной ситуации. Однако регулярные обобщения запросов судей и заключений Комиссии по этике, выделение типовых ситуаций конфликтов интересов могли бы способствовать формированию единообразного подхода к решению данной проблемы.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)По мнению Е.В. Рябцевой, из-за многочисленности ситуаций конфликта интересов предусмотреть исчерпывающий перечень всех комбинаций в законодательстве не представляется возможным <57>. Это действительно так. Однако пробелы в таком случае должны восполняться путем обобщений правоприменительной практики, напрямую связанной с урегулированием конфликта интересов в судебной деятельности, и разработанных методических рекомендаций для судей. Имеющиеся Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции от 26 января 2017 г. довольно косвенно затрагивают проблему конфликта интересов в судебной деятельности <58>. При этом в п. 4 Методических рекомендаций отмечено, что судья, испытывающий затруднения при идентификации конфликта интересов в конкретной ситуации, вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей РФ по этике за разъяснениями. Заключения Комиссии по этике носят рекомендательный характер, судья несет личную ответственность за принятие решений в спорной ситуации. Однако регулярные обобщения запросов судей и заключений Комиссии по этике, выделение типовых ситуаций конфликтов интересов могли бы способствовать формированию единообразного подхода к решению данной проблемы.
Статья: Повышенные требования к судье в деле о банкротстве и их влияние на исключение прямой или косвенной заинтересованности судьи в результатах рассмотрения дела
(Карелина С.А., Фролов И.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)<16> Заключение Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 5 декабря 2018 N 16-КЭ "Об исключении ситуации конфликта интересов при рассмотрении в арбитражном суде относительно обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)".
(Карелина С.А., Фролов И.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)<16> Заключение Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 5 декабря 2018 N 16-КЭ "Об исключении ситуации конфликта интересов при рассмотрении в арбитражном суде относительно обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)".
Статья: Кодексы этики профессиональных сообществ: гарантия независимости или инструмент давления?
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Например, французским законодателем под угрозой колоссального штрафа введен запрет для органов публичной власти нанимать на работу близких родственников, в то время как для трудоустройства родственников "второго круга" требуется специальное разрешение; ограничены депутатские расходы; установлены дополнительные требования к прозрачности предвыборной деятельности, нарушение которой влечет запрет на избрание; уточнены положения о конфликте интересов; получил правовое оформление статус помощников и установлен запрет на принятие ими вознаграждений и т.д. <23>.
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Например, французским законодателем под угрозой колоссального штрафа введен запрет для органов публичной власти нанимать на работу близких родственников, в то время как для трудоустройства родственников "второго круга" требуется специальное разрешение; ограничены депутатские расходы; установлены дополнительные требования к прозрачности предвыборной деятельности, нарушение которой влечет запрет на избрание; уточнены положения о конфликте интересов; получил правовое оформление статус помощников и установлен запрет на принятие ими вознаграждений и т.д. <23>.
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
Статья: Независимость и добросовестность суда и судей в цифровую эпоху: интеграционный опыт
(Нешатаева Т.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Другой стандарт, который значится как основной и в актах ООН, и в документах Совета Европы, - это конфликт интересов или коллизия интересов. В Суде ЕАЭС пришлось разбираться с этим стандартом в недавнем прошлом [5; 15]. Была выработана позиция, совпадающая и с европейской, и с позицией ООН в том, что конфликт интересов возникает только тогда, когда какой-то (хоть самый ничтожный) личный интерес пересекается с профессиональной функцией <20>. Нарушением будет, если компетентное лицо, выполняя определенную профессиональную функцию, реализует какую-то личную заинтересованность. Иначе говоря, запрещается предубежденность в пользу личного против публичного. Заинтересованность может быть абсолютно разной: оказывается протекция родственникам для работы в одной организации; на аттестации получило преимущество лицо, которое имело особые отношения со своим начальником; совершаются недобросовестные действия для получения руководящей должности; также недопустима ситуация, когда должностное лицо, судья, предлагает сотрудникам писать для него диссертацию, а затем объявляет об успешной защите чужого труда; или в случае когда подтасовываются факты, даются ложные обещания с целью избавления от независимого профессионала или избрания на административную должность.
(Нешатаева Т.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Другой стандарт, который значится как основной и в актах ООН, и в документах Совета Европы, - это конфликт интересов или коллизия интересов. В Суде ЕАЭС пришлось разбираться с этим стандартом в недавнем прошлом [5; 15]. Была выработана позиция, совпадающая и с европейской, и с позицией ООН в том, что конфликт интересов возникает только тогда, когда какой-то (хоть самый ничтожный) личный интерес пересекается с профессиональной функцией <20>. Нарушением будет, если компетентное лицо, выполняя определенную профессиональную функцию, реализует какую-то личную заинтересованность. Иначе говоря, запрещается предубежденность в пользу личного против публичного. Заинтересованность может быть абсолютно разной: оказывается протекция родственникам для работы в одной организации; на аттестации получило преимущество лицо, которое имело особые отношения со своим начальником; совершаются недобросовестные действия для получения руководящей должности; также недопустима ситуация, когда должностное лицо, судья, предлагает сотрудникам писать для него диссертацию, а затем объявляет об успешной защите чужого труда; или в случае когда подтасовываются факты, даются ложные обещания с целью избавления от независимого профессионала или избрания на административную должность.
Статья: Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Определенные проблемы во Франции существуют и с такими направлениями антикоррупционной политики, как недопущение конфликта интересов и получение подарков. Неслучайно в 2018 г. ГРЕКО <9> призвала французские власти предпринять усилия по проведению в жизнь установлений, касающихся ситуаций конфликта интересов и получения подарков, а также предания гласности деклараций об активах членов обеих палат парламента. Наряду с этим, по мнению организации, необходимо продолжить разработку критериев награждения и применения дисциплинарных мер к судьям <10>.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Определенные проблемы во Франции существуют и с такими направлениями антикоррупционной политики, как недопущение конфликта интересов и получение подарков. Неслучайно в 2018 г. ГРЕКО <9> призвала французские власти предпринять усилия по проведению в жизнь установлений, касающихся ситуаций конфликта интересов и получения подарков, а также предания гласности деклараций об активах членов обеих палат парламента. Наряду с этим, по мнению организации, необходимо продолжить разработку критериев награждения и применения дисциплинарных мер к судьям <10>.
Статья: Корпоративная этика и профессиональная деформация
(Овчинников Д.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Примечание. Образцы положения о конфликте интересов, соглашения о конфиденциальности и уведомления о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей/гражданско-правовых обязательств, которая приводит или может привести к конфликту интересов, см. в статье "Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников" в N 6, 2024, на стр. 57.
(Овчинников Д.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Примечание. Образцы положения о конфликте интересов, соглашения о конфиденциальности и уведомления о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей/гражданско-правовых обязательств, которая приводит или может привести к конфликту интересов, см. в статье "Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников" в N 6, 2024, на стр. 57.
Статья: Дисциплинарная функция органов судейского сообщества
(Бурашникова Н.А.)
("Судья", 2021, N 1)Представляется, что возможным выходом из ситуации могло бы быть разделение компетенций органов судейского сообщества в рамках выполняемой ими дисциплинарной функции. Квалификационные коллегии как орган, который непосредственно занимается кадровым обеспечением судебной деятельности, могли бы заниматься проверкой и рассмотрением жалоб, связанных с профессиональной деятельностью судьи, с нарушением ими квалификационных требований (например, грубое нарушение материального и процессуального закона при рассмотрении дел, систематическое ненадлежащее качество судебных решений и т.д.). Советы судей при таком подходе могли бы проводить дисциплинарное расследование по вопросам, касающимся этических требований к деятельности судьи, наличия либо отсутствия конфликта интересов, соблюдения требований закона во внеслужебной деятельности, т.е. по всем вопросам, не связанным со служебной деятельностью судьи и с его профессиональной квалификацией.
(Бурашникова Н.А.)
("Судья", 2021, N 1)Представляется, что возможным выходом из ситуации могло бы быть разделение компетенций органов судейского сообщества в рамках выполняемой ими дисциплинарной функции. Квалификационные коллегии как орган, который непосредственно занимается кадровым обеспечением судебной деятельности, могли бы заниматься проверкой и рассмотрением жалоб, связанных с профессиональной деятельностью судьи, с нарушением ими квалификационных требований (например, грубое нарушение материального и процессуального закона при рассмотрении дел, систематическое ненадлежащее качество судебных решений и т.д.). Советы судей при таком подходе могли бы проводить дисциплинарное расследование по вопросам, касающимся этических требований к деятельности судьи, наличия либо отсутствия конфликта интересов, соблюдения требований закона во внеслужебной деятельности, т.е. по всем вопросам, не связанным со служебной деятельностью судьи и с его профессиональной квалификацией.