Совет Федерации одобрил закон о поправках к конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Совет Федерации одобрил закон о поправках к конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предварительный контроль правовых актов Конституционным Судом России
(Кокотов А.Н.)
("Закон", 2020, N 12)В федеральном законодательном процессе законопроект становится законом, если Государственная Дума приняла его (федеральный закон) или одобрила (федеральный конституционный закон) в третьем чтении. Проект закона РФ о поправке к Конституции РФ становится законом, если он последовательно одобрен Государственной Думой и Советом Федерации.
(Кокотов А.Н.)
("Закон", 2020, N 12)В федеральном законодательном процессе законопроект становится законом, если Государственная Дума приняла его (федеральный закон) или одобрила (федеральный конституционный закон) в третьем чтении. Проект закона РФ о поправке к Конституции РФ становится законом, если он последовательно одобрен Государственной Думой и Советом Федерации.
Статья: Законодательное обеспечение конституционных положений о публичной власти в России
(Михеева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Между тем, вопреки законодательной логике, определение понятия публичной власти впервые появилось в Федеральном законе "О Государственном Совете Российской Федерации" <6>, принятом в быстрые сроки в течение полугода после одобрения поправок к Конституции Российской Федерации на общероссийском голосовании. К слову сказать, Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <7> (далее по тексту - Федеральный закон N 414-ФЗ) увидел свет лишь по истечении полутора лет от названного голосования, а проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <8> (далее по тексту - законопроект), принятый Государственной Думой в первом чтении в декабре 2021 г., так и остается до настоящего времени в статусе законопроекта без обозначения хоть каких-то сроков его принятия.
(Михеева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Между тем, вопреки законодательной логике, определение понятия публичной власти впервые появилось в Федеральном законе "О Государственном Совете Российской Федерации" <6>, принятом в быстрые сроки в течение полугода после одобрения поправок к Конституции Российской Федерации на общероссийском голосовании. К слову сказать, Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <7> (далее по тексту - Федеральный закон N 414-ФЗ) увидел свет лишь по истечении полутора лет от названного голосования, а проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <8> (далее по тексту - законопроект), принятый Государственной Думой в первом чтении в декабре 2021 г., так и остается до настоящего времени в статусе законопроекта без обозначения хоть каких-то сроков его принятия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"1. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
(ред. от 13.06.2023)
"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"1. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Уведомление СФ ФС РФ от 11.03.2020 N СФ-3
"О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2020 года и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2020 года одобрен проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
"О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2020 года и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2020 года одобрен проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Подписание и обнародование закона является завершающей стадией принятия закона, если Президент РФ подписал закон. Но Президент РФ имеет право отлагательного вето [10]. В случае отклонения закона Президентом РФ начинается особая стадия - повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ [3]. Закон направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или специально созданную комиссию для выработки рекомендаций. В результате Дума может принять решение: согласиться с предложением Президента РФ и одобрить закон в предложенной им редакции или согласиться с Президентом РФ о нецелесообразности принятия закона; преодолеть вето Президента - принять повторно закон в ранее принятой редакции большинством в две трети голосов. Однако, если предложения Президента оказались неприемлемыми для депутатов Государственной Думы и сенаторов, и в то же время закон не смог собрать требуемых двух третей голосов, закон считается отклоненным Президентом РФ. Но если федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, при повторном рассмотрении в прежней редакции будет принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации двумя третями голосов, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию - эта правовая норма была записана в Конституции РФ, действовавшей до внесения поправок в 2020 году [4]. Но поправка к ст. 107 Конституции РФ дает Президенту РФ еще один шанс окончательно отклонить этот закон.
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Подписание и обнародование закона является завершающей стадией принятия закона, если Президент РФ подписал закон. Но Президент РФ имеет право отлагательного вето [10]. В случае отклонения закона Президентом РФ начинается особая стадия - повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ [3]. Закон направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или специально созданную комиссию для выработки рекомендаций. В результате Дума может принять решение: согласиться с предложением Президента РФ и одобрить закон в предложенной им редакции или согласиться с Президентом РФ о нецелесообразности принятия закона; преодолеть вето Президента - принять повторно закон в ранее принятой редакции большинством в две трети голосов. Однако, если предложения Президента оказались неприемлемыми для депутатов Государственной Думы и сенаторов, и в то же время закон не смог собрать требуемых двух третей голосов, закон считается отклоненным Президентом РФ. Но если федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, при повторном рассмотрении в прежней редакции будет принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации двумя третями голосов, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию - эта правовая норма была записана в Конституции РФ, действовавшей до внесения поправок в 2020 году [4]. Но поправка к ст. 107 Конституции РФ дает Президенту РФ еще один шанс окончательно отклонить этот закон.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)2. Второй путь конституционного реформирования отражен в ст. 136 Конституции и состоит, говоря кратко, в том, что принимаются поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ. Они принимаются, согласно ст. 136, в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, по процедуре: т.е. после принятия палатами Федерального Собрания направляются в органы законодательной власти субъектов РФ, должны там получить одобрение не менее чем в двух третях субъектов, после чего окончательно принимаются в Совете Федерации, а закон подписывается Президентом РФ.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)2. Второй путь конституционного реформирования отражен в ст. 136 Конституции и состоит, говоря кратко, в том, что принимаются поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ. Они принимаются, согласно ст. 136, в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, по процедуре: т.е. после принятия палатами Федерального Собрания направляются в органы законодательной власти субъектов РФ, должны там получить одобрение не менее чем в двух третях субъектов, после чего окончательно принимаются в Совете Федерации, а закон подписывается Президентом РФ.
Статья: Конституционные поправки 2008 и 2020 годов: сравнительно-правовой анализ
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Законодательно процесс внесения поправок в Основной Закон отражен в двух нормативных правовых актах: Конституции РФ и Федеральном законе N 33-ФЗ, которые содержат исчерпывающий (фактически закрытый) перечень стадий юридической процедуры внесения изменений в Основной Закон. Сформулируем условно эти стадии: предложение о поправке в форме проекта закона о поправке, рассмотрение в Государственной Думе проекта закона о поправке (включая внесение между первым и вторым чтением поправок к проекту закона в той же парламентской процедуре, что и при рассмотрении иных законов), одобрение Государственной Думой, одобрение Советом Федерации, одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, подписание Президентом РФ, обнародование.
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Законодательно процесс внесения поправок в Основной Закон отражен в двух нормативных правовых актах: Конституции РФ и Федеральном законе N 33-ФЗ, которые содержат исчерпывающий (фактически закрытый) перечень стадий юридической процедуры внесения изменений в Основной Закон. Сформулируем условно эти стадии: предложение о поправке в форме проекта закона о поправке, рассмотрение в Государственной Думе проекта закона о поправке (включая внесение между первым и вторым чтением поправок к проекту закона в той же парламентской процедуре, что и при рассмотрении иных законов), одобрение Государственной Думой, одобрение Советом Федерации, одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, подписание Президентом РФ, обнародование.
Статья: Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между "вечными главами" и главами 3 - 8 Конституции России
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Нельзя не отметить и "потрясающие" темпы принятия поправок: внесены 20 января, в первом чтении приняты через три дня (23.01.2020), второе и третье чтение прошли 10 марта и 11 марта, и в тот же день произошло одобрение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 12 и 13 марта все законодательные органы субъектов Федерации одобрили проект закона. 14 марта Закон был подписан Президентом РФ, и в тот же день его начал рассматривать Конституционный Суд РФ, который 16 марта уже принял заключение о соответствии поправок Конституции РФ. 17 марта 2020 г. Владимир Путин подписал указ о проведении 22 апреля всенародного голосования по предложенным поправкам в Конституцию РФ (позже его перенесли на неопределенный срок, а потом на промежуток с 25.06 по 01.07.2020).
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Нельзя не отметить и "потрясающие" темпы принятия поправок: внесены 20 января, в первом чтении приняты через три дня (23.01.2020), второе и третье чтение прошли 10 марта и 11 марта, и в тот же день произошло одобрение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 12 и 13 марта все законодательные органы субъектов Федерации одобрили проект закона. 14 марта Закон был подписан Президентом РФ, и в тот же день его начал рассматривать Конституционный Суд РФ, который 16 марта уже принял заключение о соответствии поправок Конституции РФ. 17 марта 2020 г. Владимир Путин подписал указ о проведении 22 апреля всенародного голосования по предложенным поправкам в Конституцию РФ (позже его перенесли на неопределенный срок, а потом на промежуток с 25.06 по 01.07.2020).
Статья: К вопросу о процедуре конституционной реформы 2020 г.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)2. Передача проекта на рассмотрение в Совет Федерации и его принятие тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)2. Передача проекта на рассмотрение в Совет Федерации и его принятие тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации.
Статья: Конституционная реформа 2020 года: впервые закреплен самостоятельный конституционно-правовой статус арбитражных судов
(Свириденко О.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)С 4 июля 2020 г. начали действовать поправки к Конституции России. Ранее их поддержали Государственная Дума, Совет Федерации, регионы и Конституционный Суд РФ. 1 июля завершилось общероссийское голосование, на котором изменения одобрило большинство граждан <1>.
(Свириденко О.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)С 4 июля 2020 г. начали действовать поправки к Конституции России. Ранее их поддержали Государственная Дума, Совет Федерации, регионы и Конституционный Суд РФ. 1 июля завершилось общероссийское голосование, на котором изменения одобрило большинство граждан <1>.
Статья: Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9) часть поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 г., заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем в одном пакете с данными изменениями в окончательной редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" оказался ряд спорных норм, оставшихся к тому же за рамками пояснительной записки к проекту указанного Закона и за рамками какого-либо обсуждения. А именно переименование членов Совета Федерации в сенаторов, значительное сокращение числа судей Конституционного Суда РФ и существенное укрепление полномочий Президента РФ. Расширение же компетенции палат Федерального Собрания по факту оказалось незначительным, тем более что одновременно с предоставлением Государственной думе полномочий по утверждению кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров установлена возможность роспуска палаты в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур. В окончательной редакции конституционных поправок 2020 г. не нашлось места многим другим, не менее важным и давно назревшим изменениям в Основной Закон. В числе таких изменений - введение прямых выборов в Совет Федерации, предоставление Государственной Думе права отправлять в отставку правительство в целом и отдельных его членов и ряд других.
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9) часть поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 г., заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем в одном пакете с данными изменениями в окончательной редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" оказался ряд спорных норм, оставшихся к тому же за рамками пояснительной записки к проекту указанного Закона и за рамками какого-либо обсуждения. А именно переименование членов Совета Федерации в сенаторов, значительное сокращение числа судей Конституционного Суда РФ и существенное укрепление полномочий Президента РФ. Расширение же компетенции палат Федерального Собрания по факту оказалось незначительным, тем более что одновременно с предоставлением Государственной думе полномочий по утверждению кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров установлена возможность роспуска палаты в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур. В окончательной редакции конституционных поправок 2020 г. не нашлось места многим другим, не менее важным и давно назревшим изменениям в Основной Закон. В числе таких изменений - введение прямых выборов в Совет Федерации, предоставление Государственной Думе права отправлять в отставку правительство в целом и отдельных его членов и ряд других.
Статья: О правотворческом усмотрении как психолого-юридическом истоке права
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Ярким примером комплексного коллективного правотворческого усмотрения является юридическая техника принятия и наделения юридической силой Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Применительно к названному законодательному акту можно выделить следующие типы коллективного усмотрения:
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Ярким примером комплексного коллективного правотворческого усмотрения является юридическая техника принятия и наделения юридической силой Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Применительно к названному законодательному акту можно выделить следующие типы коллективного усмотрения:
Статья: Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Недостатки конституционного контроля принятого, но не подписанного и официально не опубликованного закона РФ о поправке к Конституции РФ являются продолжением его преимуществ. Поскольку проверка осуществляется "на выходе", закон о поправке к Конституции РФ может с успехом пройти все значимые стадии процедуры, связанные с его одобрением Государственной Думой ФС РФ, Советом Федерации ФС РФ и органами законодательной власти субъектов РФ и быть "дисквалифицированным на финишной прямой". Одобренный, но не вступивший в силу закон о поправке к Конституции РФ может быть признан неконституционным после обретения им народной легитимации, опосредованной волеизъявлением представительных органов, в самом конце потенциально непростой процедуры. Очевидно, что это может стать предпосылкой для политического конфликта.
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Недостатки конституционного контроля принятого, но не подписанного и официально не опубликованного закона РФ о поправке к Конституции РФ являются продолжением его преимуществ. Поскольку проверка осуществляется "на выходе", закон о поправке к Конституции РФ может с успехом пройти все значимые стадии процедуры, связанные с его одобрением Государственной Думой ФС РФ, Советом Федерации ФС РФ и органами законодательной власти субъектов РФ и быть "дисквалифицированным на финишной прямой". Одобренный, но не вступивший в силу закон о поправке к Конституции РФ может быть признан неконституционным после обретения им народной легитимации, опосредованной волеизъявлением представительных органов, в самом конце потенциально непростой процедуры. Очевидно, что это может стать предпосылкой для политического конфликта.
Статья: Полупрезидентская республика: особенности реализации в России (сравнительное конституционное обозрение)
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)Наиболее значимые изменения в модели республики, существующей в России, произошли после принятия в 2020 г. Закона РФ о поправке к Конституции РФ, посвященного совершенствованию организации и функционирования публичной власти <10>, и его одобрения общероссийским голосованием.
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)Наиболее значимые изменения в модели республики, существующей в России, произошли после принятия в 2020 г. Закона РФ о поправке к Конституции РФ, посвященного совершенствованию организации и функционирования публичной власти <10>, и его одобрения общероссийским голосованием.