Сотрудник стал самозанятым
Подборка наиболее важных документов по запросу Сотрудник стал самозанятым (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налог на самозанятых: основные правила
(Издательство "Главная книга", 2025)Нельзя платить НПД с доходов, полученных от нынешнего работодателя или работодателя, от которого человек уволился меньше двух лет назад, а также с арендной платы за нежилую недвижимость. Самозанятому нельзя быть агентом или комиссионером, заниматься перепродажей товаров. Есть и другие ограничения по видам доходов и видам деятельности (Письма Минфина от 24.02.2022 N 03-11-11/12806, ФНС от 03.08.2021 N СД-4-3/10980@).
(Издательство "Главная книга", 2025)Нельзя платить НПД с доходов, полученных от нынешнего работодателя или работодателя, от которого человек уволился меньше двух лет назад, а также с арендной платы за нежилую недвижимость. Самозанятому нельзя быть агентом или комиссионером, заниматься перепродажей товаров. Есть и другие ограничения по видам доходов и видам деятельности (Письма Минфина от 24.02.2022 N 03-11-11/12806, ФНС от 03.08.2021 N СД-4-3/10980@).
Статья: Трудовая миграция: вопросы международного налогообложения
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В последнее время стали возникать дополнительные вопросы при регулировании взаимоотношений интернет-платформ и лиц, которые получают и выполняют заказы с их использованием. В связи с этим учеными предлагается набор критериев, которые при их законодательном закреплении позволят относить лиц, занятых посредством интернет-платформ, к зависимым самозанятым либо приравнять их к работникам, признав складывающиеся отношения трудовыми <13>. В таком случае при наличии у интернет-платформ сведений о выплатах физическим лицам, имеющих значение для целей налогообложения, потребуется формирование налогово-правового статуса интернет-платформы <14>. Представляется, что данный вопрос должен получить законодательное разрешение, поскольку выявленная неопределенность негативно сказывается на защите прав физических лиц, снижает их социальную обеспеченность и налоговую дисциплину.
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В последнее время стали возникать дополнительные вопросы при регулировании взаимоотношений интернет-платформ и лиц, которые получают и выполняют заказы с их использованием. В связи с этим учеными предлагается набор критериев, которые при их законодательном закреплении позволят относить лиц, занятых посредством интернет-платформ, к зависимым самозанятым либо приравнять их к работникам, признав складывающиеся отношения трудовыми <13>. В таком случае при наличии у интернет-платформ сведений о выплатах физическим лицам, имеющих значение для целей налогообложения, потребуется формирование налогово-правового статуса интернет-платформы <14>. Представляется, что данный вопрос должен получить законодательное разрешение, поскольку выявленная неопределенность негативно сказывается на защите прав физических лиц, снижает их социальную обеспеченность и налоговую дисциплину.
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В существующей в России налоговой системе участники трудовых отношений (прежде всего работодатели) находят "лазейки", позволяющие им уйти от налогов. Появление налога на профессиональный доход с самозанятых моментально породило серые схемы по его использованию. Одна из таких схем связана с налогом на профессиональный доход (далее - НПД), который позволяет людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально. С 1 января 2019 года те, кто зарегистрировался в качестве самозанятых, уплачивают налог в размере 4 процентов с дохода от сделок с физическими лицами и 6 процентов - с дохода от сделок с ИП и юридическими лицами.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В существующей в России налоговой системе участники трудовых отношений (прежде всего работодатели) находят "лазейки", позволяющие им уйти от налогов. Появление налога на профессиональный доход с самозанятых моментально породило серые схемы по его использованию. Одна из таких схем связана с налогом на профессиональный доход (далее - НПД), который позволяет людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально. С 1 января 2019 года те, кто зарегистрировался в качестве самозанятых, уплачивают налог в размере 4 процентов с дохода от сделок с физическими лицами и 6 процентов - с дохода от сделок с ИП и юридическими лицами.
Статья: Проблемы обоснования в рамках проведения налоговых проверок сотрудничества налогоплательщика с самозанятым лицом
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В частности, в ходе налоговых проверок подлежат дополнительной проверке гражданско-правовые договоры, заключенные, как правило, с индивидуальными предпринимателями, которые ранее являлись работниками в данной организации либо которые сравнительно недавно заключили договоры с самозанятыми лицами, ставшими таковыми после увольнения от конкретного работодателя. В подобных ситуациях хозяйствующие субъекты, используя в цепочке операций индивидуальных предпринимателей, обходят запрет на заключение гражданско-правовых договоров с самозанятыми лицами, которые ранее являлись работниками данной организации.
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В частности, в ходе налоговых проверок подлежат дополнительной проверке гражданско-правовые договоры, заключенные, как правило, с индивидуальными предпринимателями, которые ранее являлись работниками в данной организации либо которые сравнительно недавно заключили договоры с самозанятыми лицами, ставшими таковыми после увольнения от конкретного работодателя. В подобных ситуациях хозяйствующие субъекты, используя в цепочке операций индивидуальных предпринимателей, обходят запрет на заключение гражданско-правовых договоров с самозанятыми лицами, которые ранее являлись работниками данной организации.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)4.2.4. Если получатели дохода станут самозанятыми
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)4.2.4. Если получатели дохода станут самозанятыми
Статья: Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)- он не должен состоять в трудовых отношениях с работодателями или работниками;
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)- он не должен состоять в трудовых отношениях с работодателями или работниками;
Статья: Правовое регулирование профессиональной деятельности самозанятых
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Юрист", 2023, N 12)Самозанятость - одно из новых направлений современной экономической политики в России. С 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <1> (далее - Закон N 422-ФЗ) на территории ряда субъектов РФ началась реализация специального налогового режима, предусматривающего упрощенный порядок регистрации и уплаты налогов. Стать самозанятыми могут физические лица, которые оказывают услуги или продают товары без наемных работников и зарабатывают на этом до 2,4 млн рублей в год. Новый режим предусматривает две налоговые ставки: 4% - при оказании услуг и продаже физическим лицам и 6% - юридическим лицам и ИП. Срок действия данного эксперимента установлен в Законе 10 лет - до 31 декабря 2028 г. включительно.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Юрист", 2023, N 12)Самозанятость - одно из новых направлений современной экономической политики в России. С 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <1> (далее - Закон N 422-ФЗ) на территории ряда субъектов РФ началась реализация специального налогового режима, предусматривающего упрощенный порядок регистрации и уплаты налогов. Стать самозанятыми могут физические лица, которые оказывают услуги или продают товары без наемных работников и зарабатывают на этом до 2,4 млн рублей в год. Новый режим предусматривает две налоговые ставки: 4% - при оказании услуг и продаже физическим лицам и 6% - юридическим лицам и ИП. Срок действия данного эксперимента установлен в Законе 10 лет - до 31 декабря 2028 г. включительно.
Статья: Алименты-2025. Правила и порядок удержания
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)- и иные выплаты, в том числе характерные для отдельных отраслей, например суммы гонораров, которые получают творческие работники, и т.д.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)- и иные выплаты, в том числе характерные для отдельных отраслей, например суммы гонораров, которые получают творческие работники, и т.д.
Статья: Учредитель со статусом самозанятого: риски, а не экономия
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 24)Суд первой инстанции признал это правильным, но следующие инстанции заняли сторону налоговиков. Решающими обстоятельствами тут стали:
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 24)Суд первой инстанции признал это правильным, но следующие инстанции заняли сторону налоговиков. Решающими обстоятельствами тут стали:
Статья: Правовое регулирование самозанятости и работы на платформах в условиях цифровой экономики: трудовой и (или) гражданско-правовой аспекты?
(Сапфирова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 5)И тем не менее нам представляется несправедливым и недальновидным разграничение в правовом регулировании труда работающих по трудовым договорам и труда самозанятых граждан. Дело в налогах. Работник платит налог на доходы физических лиц в размере 13%, в исключительных случаях - 15%, а самозанятый - налог на профессиональный доход в 4% или 6% в зависимости от того, кто оплачивает его услуги: физическое или юридическое лицо. Очевидно, что для работника в налоговом смысле стало нерентабельно быть именно работником, значительно выгоднее быть самозанятым. И заметим, что никакие социальные права, вроде права работника на обязательное пенсионное или социальное страхование, не выглядят решающими для работника в выборе формы занятости. На такую несправедливость первыми отреагировали работодатели известными им экономическими способами: они просто "перевели" граждан из числа работников в ряд самозанятых и заключили с последними гражданско-правовые договоры о труде, идентичном ранее выполняемой ими трудовой функции. В результате работодатели не оплачивают страховые взносы, а у таких самозанятых снижается сумма налога. Проведенный соцопрос показал, что в последние годы с 15 процентами лиц оформляются гражданско-правовые договоры при трудовых отношениях, что мотивирует их на результат работы, а 7% работодателей работают с самозанятыми <11>.
(Сапфирова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 5)И тем не менее нам представляется несправедливым и недальновидным разграничение в правовом регулировании труда работающих по трудовым договорам и труда самозанятых граждан. Дело в налогах. Работник платит налог на доходы физических лиц в размере 13%, в исключительных случаях - 15%, а самозанятый - налог на профессиональный доход в 4% или 6% в зависимости от того, кто оплачивает его услуги: физическое или юридическое лицо. Очевидно, что для работника в налоговом смысле стало нерентабельно быть именно работником, значительно выгоднее быть самозанятым. И заметим, что никакие социальные права, вроде права работника на обязательное пенсионное или социальное страхование, не выглядят решающими для работника в выборе формы занятости. На такую несправедливость первыми отреагировали работодатели известными им экономическими способами: они просто "перевели" граждан из числа работников в ряд самозанятых и заключили с последними гражданско-правовые договоры о труде, идентичном ранее выполняемой ими трудовой функции. В результате работодатели не оплачивают страховые взносы, а у таких самозанятых снижается сумма налога. Проведенный соцопрос показал, что в последние годы с 15 процентами лиц оформляются гражданско-правовые договоры при трудовых отношениях, что мотивирует их на результат работы, а 7% работодателей работают с самозанятыми <11>.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.