Состав линейного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Состав линейного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФПрименение части 3.8 статьи 49 ГрК РФ и порядка подтверждения соответствия изменений, вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям указанной нормы разъяснено в пунктах 5 и 7 письма Минстроя России от 14.09.2019 N 34072-ДВ/08, согласно которым проектная организация, осуществляющая проектное сопровождение, дает такое подтверждение в случае, если соответствующие изменения для строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства (в том числе входящих в состав линейных объектов) одновременно: 1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства (исключения - замена отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы); 2) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; 3) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий; 4) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)На указанных земельных участках расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости, являющиеся линейными объектами, которые входят в состав магистрального газопровода, в том числе... принадлежащий Обществу... Газопровод-отвод... линия электропередачи воздушного газопровода-отвода.
(КонсультантПлюс, 2025)На указанных земельных участках расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости, являющиеся линейными объектами, которые входят в состав магистрального газопровода, в том числе... принадлежащий Обществу... Газопровод-отвод... линия электропередачи воздушного газопровода-отвода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по текущему ремонту в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При НМЦК более 1 млн руб. в извещении (документации) установите доптребования к участникам закупки о наличии у них за пять лет, предшествующих дню окончания подачи заявок, опыта работ по текущему ремонту зданий, сооружений или по капремонту объекта капстроительства (в том числе в составе линейного объекта). Подтверждающие документы: исполненный контракт или договор, заключенный соответственно по Закону 44-ФЗ или по Закону 223-ФЗ, и акт, подтверждающий цену выполненных работ в объеме не менее 20% НМЦК вашей закупки. Если перечисленные документы доступны на сайте ЕИС, участнику достаточно указать номер реестровой записи из соответствующего реестра (ч. 2 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Не принимайте в качестве подтверждающих документов договоры по Постановлению N 615, так как они не являются контрактами или договорами, которые заключили и исполнили по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ (Письмо ФАС России от 16.05.2025 N ГР/45776/25).
(КонсультантПлюс, 2025)При НМЦК более 1 млн руб. в извещении (документации) установите доптребования к участникам закупки о наличии у них за пять лет, предшествующих дню окончания подачи заявок, опыта работ по текущему ремонту зданий, сооружений или по капремонту объекта капстроительства (в том числе в составе линейного объекта). Подтверждающие документы: исполненный контракт или договор, заключенный соответственно по Закону 44-ФЗ или по Закону 223-ФЗ, и акт, подтверждающий цену выполненных работ в объеме не менее 20% НМЦК вашей закупки. Если перечисленные документы доступны на сайте ЕИС, участнику достаточно указать номер реестровой записи из соответствующего реестра (ч. 2 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Не принимайте в качестве подтверждающих документов договоры по Постановлению N 615, так как они не являются контрактами или договорами, которые заключили и исполнили по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ (Письмо ФАС России от 16.05.2025 N ГР/45776/25).
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)участник вправе представить документы, которые подтверждают опыт выполнения работ по объекту капстроительства в составе линейного объекта, когда он участвует в закупках на выполнение работ в отношении как объекта капстроительства, так и линейного объекта (пп. "г" п. 3 Постановления N 2571);
(КонсультантПлюс, 2025)участник вправе представить документы, которые подтверждают опыт выполнения работ по объекту капстроительства в составе линейного объекта, когда он участвует в закупках на выполнение работ в отношении как объекта капстроительства, так и линейного объекта (пп. "г" п. 3 Постановления N 2571);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"III. Состав разделов проектной документации
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"III. Состав разделов проектной документации
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"21. В случае строительства линейных объектов допускаются подготовка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких линейных объектов или их частей, которые входят в состав таких линейных объектов и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"21. В случае строительства линейных объектов допускаются подготовка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких линейных объектов или их частей, которые входят в состав таких линейных объектов и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Может ли отказ заказчика от договора подряда выражаться в фактических действиях, свидетельствующих об этом отказе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Истец (субподрядчик) и ответчик (субподрядчик) заключили договор от 01.08.2012 N 1-229-12/1, предметом которого является выполнение работ по строительству системы технологической связи на участке от км 987,0 до конца трассы, в составе объекта "Линейная часть. 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящий в стройку "Систем магистральных нефтепроводов Бованенково - Ухта" и сдача его по акту рабочей комиссии о готовности законченного строительством объекта для предъявления приемочной комиссии субподрядчику (приложения N 1 "Перечень зданий и сооружений, вошедших в объект строительства" и N 2 "Состав и объемы основных строительных, монтажных и специальных строительных работ").
Может ли отказ заказчика от договора подряда выражаться в фактических действиях, свидетельствующих об этом отказе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Истец (субподрядчик) и ответчик (субподрядчик) заключили договор от 01.08.2012 N 1-229-12/1, предметом которого является выполнение работ по строительству системы технологической связи на участке от км 987,0 до конца трассы, в составе объекта "Линейная часть. 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящий в стройку "Систем магистральных нефтепроводов Бованенково - Ухта" и сдача его по акту рабочей комиссии о готовности законченного строительством объекта для предъявления приемочной комиссии субподрядчику (приложения N 1 "Перечень зданий и сооружений, вошедших в объект строительства" и N 2 "Состав и объемы основных строительных, монтажных и специальных строительных работ").
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В статье анализируются новеллы законодательства по вопросам размещения линейных объектов в контексте их связи с землей (земельными участками). Дается оценка правила об упрощении порядка установления публичных сервитутов для субъектов естественных монополий или на основании ходатайства оператора связи и отмечается, что требуется межотраслевой анализ введенных норм. Анализируется понятие "линейный объект" для целей земельно-правового регулирования и отмечается, что в составе линейных объектов обычно есть элементы, требующие пространственного расположения ("площадные объекты"), что вызывает изменения правового режима. Сделан вывод, что при использовании горизонтально направленного бурения и иных современных технологий отсутствует сама необходимость установления того или иного сервитута.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В статье анализируются новеллы законодательства по вопросам размещения линейных объектов в контексте их связи с землей (земельными участками). Дается оценка правила об упрощении порядка установления публичных сервитутов для субъектов естественных монополий или на основании ходатайства оператора связи и отмечается, что требуется межотраслевой анализ введенных норм. Анализируется понятие "линейный объект" для целей земельно-правового регулирования и отмечается, что в составе линейных объектов обычно есть элементы, требующие пространственного расположения ("площадные объекты"), что вызывает изменения правового режима. Сделан вывод, что при использовании горизонтально направленного бурения и иных современных технологий отсутствует сама необходимость установления того или иного сервитута.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Отказывая администрации в удовлетворении заявления об обязании конкурсного управляющего передать в муниципальную собственность муниципального образования имущество должника, суд первой инстанции в рамках дела N А56-26394/2005 пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что выставленные на торги объекты представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения и водоснабжения, то есть входят в централизованную систему водоснабжения и водоотведения, материалы дела не содержат. На торги выставлено движимое имущество и ряд объектов недвижимого имущества, каждый из которых имеет самостоятельный кадастровый учет. Доказательств того, что истребуемое у конкурсного управляющего имущество поставлено на кадастровый учет в составе единого линейного объекта, в материалы дела также не представлено.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Отказывая администрации в удовлетворении заявления об обязании конкурсного управляющего передать в муниципальную собственность муниципального образования имущество должника, суд первой инстанции в рамках дела N А56-26394/2005 пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что выставленные на торги объекты представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения и водоснабжения, то есть входят в централизованную систему водоснабжения и водоотведения, материалы дела не содержат. На торги выставлено движимое имущество и ряд объектов недвижимого имущества, каждый из которых имеет самостоятельный кадастровый учет. Доказательств того, что истребуемое у конкурсного управляющего имущество поставлено на кадастровый учет в составе единого линейного объекта, в материалы дела также не представлено.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае внесения изменений в ППТиПМ, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, согласование изменений не требуется при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные ППТиПМ планировочные решения, а также не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (в случаях размещения линейных объектов федерального, регионального, местного значения, для размещения которых допускается такое изъятие) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае внесения изменений в ППТиПМ, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, согласование изменений не требуется при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные ППТиПМ планировочные решения, а также не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (в случаях размещения линейных объектов федерального, регионального, местного значения, для размещения которых допускается такое изъятие) <1>.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (март 2022 года)"
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Под продукцией сопоставимого характера для целей настоящей документации понимаются строительно-монтажные работы (в том числе пусконаладочные работы) по строительству объектов промышленного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, линейного объекта и объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Под продукцией сопоставимого характера для целей настоящей документации понимаются строительно-монтажные работы (в том числе пусконаладочные работы) по строительству объектов промышленного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, линейного объекта и объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для этого необходимо получение разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства или в случае выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, в соответствии с ч. 3.3 комментируемой статьи (см. комментарий к ней).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для этого необходимо получение разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства или в случае выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, в соответствии с ч. 3.3 комментируемой статьи (см. комментарий к ней).
Статья: Требования имущественного характера
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если спор о признании права собственности в отношении нескольких объектов рассматривается в рамках одного дела, государственная пошлина уплачивается за каждый объект недвижимого имущества, о признании права на который заявлено, в отдельности. При этом НК РФ не устанавливает каких-либо изъятий из указанного правила в случае взаимосвязи спорных объектов недвижимого имущества по признаку того, что объекты недвижимого имущества входят в состав линейного объекта либо в состав имущественного комплекса (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 N 17АП-15179/2023-ГК по делу N А50-27159/2023).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если спор о признании права собственности в отношении нескольких объектов рассматривается в рамках одного дела, государственная пошлина уплачивается за каждый объект недвижимого имущества, о признании права на который заявлено, в отдельности. При этом НК РФ не устанавливает каких-либо изъятий из указанного правила в случае взаимосвязи спорных объектов недвижимого имущества по признаку того, что объекты недвижимого имущества входят в состав линейного объекта либо в состав имущественного комплекса (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 N 17АП-15179/2023-ГК по делу N А50-27159/2023).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных неразрывно связанных физически или технологически вещей, в том числе вещей, входящих в состав линейного объекта, может быть признана единым недвижимым комплексом при условии, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество право собственности на совокупность указанных объектов зарегистрировано в целом как на одну недвижимую вещь. Относительно приведенного в ст. 133.1 ГК РФ понятия единого недвижимого комплекса актуальным представляется вопрос о том, входит ли в состав данного комплекса земельный участок. Некоторые авторы к числу составных частей линейного объекта относили земельные участки <1>. Согласно первоначальному проекту федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> предполагалось, что ст. 133 ГК РФ будет дополнена положениями о "едином объекте", участвующем в гражданском обороте как одна недвижимая вещь, под которым понимались земельный участок и располагающаяся на нем недвижимость, находящаяся в собственности у одного лица.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных неразрывно связанных физически или технологически вещей, в том числе вещей, входящих в состав линейного объекта, может быть признана единым недвижимым комплексом при условии, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество право собственности на совокупность указанных объектов зарегистрировано в целом как на одну недвижимую вещь. Относительно приведенного в ст. 133.1 ГК РФ понятия единого недвижимого комплекса актуальным представляется вопрос о том, входит ли в состав данного комплекса земельный участок. Некоторые авторы к числу составных частей линейного объекта относили земельные участки <1>. Согласно первоначальному проекту федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> предполагалось, что ст. 133 ГК РФ будет дополнена положениями о "едином объекте", участвующем в гражданском обороте как одна недвижимая вещь, под которым понимались земельный участок и располагающаяся на нем недвижимость, находящаяся в собственности у одного лица.