Состав Конституционного Суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Состав Конституционного Суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 94 АПК РФ "Встречное обеспечение"1.1.1. Затраты на получение банковской гарантии как встречного обеспечения, понесенные лицом, которое ходатайствовало о применении обеспечительных мер, включаются в состав судебных расходов (позиция КС РФ, ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"3.1.1. Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использоваться новые материалы, соответствующие расходы по общему правилу включаются в состав реального ущерба истца полностью (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы конституционно-политического развития государства в условиях современных реалий: реформы или контрреформы?
(Хачатрян А.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)На следующем этапе конституционно-политического развития конституционно-правовая политика вышла и на проблему изменения состава специализированного органа конституционного контроля. Достаточно вспомнить про осуществленный законодателем эксперимент с порядком организации Конституционного Суда, в результате которого реализованы разные варианты изменения состава Конституционного Суда.
(Хачатрян А.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)На следующем этапе конституционно-политического развития конституционно-правовая политика вышла и на проблему изменения состава специализированного органа конституционного контроля. Достаточно вспомнить про осуществленный законодателем эксперимент с порядком организации Конституционного Суда, в результате которого реализованы разные варианты изменения состава Конституционного Суда.
Статья: Конституционный (уставный) совет субъекта Российской Федерации: модель Татарстана
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Срок полномочий члена КС РТ установлен в пять лет с условием, что одно и то же лицо не может быть назначено на соответствующую должность более двух сроков (ч. 3 ст. 8 ЗРТ о КС РТ). Данное правило гарантирует определенную сменяемость состава КС РТ. Однако более предпочтительно, чтобы срок полномочий члена КС РТ превышал срок полномочий органов публичной власти, нормативные акты которых этот орган уполномочен проверять на соответствие Конституции РТ, а не был равен ему, как это предусмотрено ЗРТ о КС РТ. Это в большей степени гарантировало бы принцип независимости деятельности КС РТ.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Срок полномочий члена КС РТ установлен в пять лет с условием, что одно и то же лицо не может быть назначено на соответствующую должность более двух сроков (ч. 3 ст. 8 ЗРТ о КС РТ). Данное правило гарантирует определенную сменяемость состава КС РТ. Однако более предпочтительно, чтобы срок полномочий члена КС РТ превышал срок полномочий органов публичной власти, нормативные акты которых этот орган уполномочен проверять на соответствие Конституции РТ, а не был равен ему, как это предусмотрено ЗРТ о КС РТ. Это в большей степени гарантировало бы принцип независимости деятельности КС РТ.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя <*>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)1. Каковы состав и структура Конституционного Суда РФ?
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)1. Каковы состав и структура Конституционного Суда РФ?
Статья: Некоторые вопросы совершенствования регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению конституционного правосудия
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)В статье анализируются особенности регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации с учетом включения новых поправок в Конституцию России. Автор обосновывает выводы и рекомендации, направленные на совершенствование способа формирования состава Конституционного Суда, обеспечения гарантий деятельности судьи, закрепления его юрисдикции и порядка осуществления конституционного судопроизводства. Также, исходя из вызываемых правовых последствий итоговых решений Конституционного Суда в сфере нормоконтроля, ставится вопрос о целесообразности корректировки механизма их исполнения, связанный с изменением содержащихся в них правовых позиций.
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)В статье анализируются особенности регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации с учетом включения новых поправок в Конституцию России. Автор обосновывает выводы и рекомендации, направленные на совершенствование способа формирования состава Конституционного Суда, обеспечения гарантий деятельности судьи, закрепления его юрисдикции и порядка осуществления конституционного судопроизводства. Также, исходя из вызываемых правовых последствий итоговых решений Конституционного Суда в сфере нормоконтроля, ставится вопрос о целесообразности корректировки механизма их исполнения, связанный с изменением содержащихся в них правовых позиций.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Закон о прокуратуре вывел из состава участников заседаний Конституционного Суда РФ Генерального прокурора РФ. Несмотря на то, что в п. 6 ст. 35 данного Закона установлено право последнего на подачу заявления в высший судебный орган конституционного контроля России относительно проблем несоблюдения конституционных прав и свобод граждан в рамках какого-либо нормативного акта, который был применен или подлежит применению в конкретном деле.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Закон о прокуратуре вывел из состава участников заседаний Конституционного Суда РФ Генерального прокурора РФ. Несмотря на то, что в п. 6 ст. 35 данного Закона установлено право последнего на подачу заявления в высший судебный орган конституционного контроля России относительно проблем несоблюдения конституционных прав и свобод граждан в рамках какого-либо нормативного акта, который был применен или подлежит применению в конкретном деле.
Готовое решение: Как инспекция проводит дополнительные мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные мероприятия проводят, чтобы подтвердить и уточнить уже выявленные нарушения (п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, п. 2-3 Письма ФНС России от 19.10.2018 N ЕД-4-2/20515@, п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). В том числе уточняют обстоятельства совершения нарушения (факт) и иные элементы состава правонарушения (пп. 1, 2 п. 5 ст. 101 НК РФ, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные мероприятия проводят, чтобы подтвердить и уточнить уже выявленные нарушения (п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, п. 2-3 Письма ФНС России от 19.10.2018 N ЕД-4-2/20515@, п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). В том числе уточняют обстоятельства совершения нарушения (факт) и иные элементы состава правонарушения (пп. 1, 2 п. 5 ст. 101 НК РФ, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно позиции Конституционного Суда РФ повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления. При этом к таким отходам относятся в том числе и отходы, образующиеся в деятельности юрлиц и ИП, которые подобны по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физлицами (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П), то есть те отходы, которые закон относит к ТКО (п. 1 ст. 1 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно позиции Конституционного Суда РФ повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления. При этом к таким отходам относятся в том числе и отходы, образующиеся в деятельности юрлиц и ИП, которые подобны по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физлицами (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П), то есть те отходы, которые закон относит к ТКО (п. 1 ст. 1 Закона об отходах).
Статья: Замена судьи в различных видах судопроизводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положения ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", пп. 3 п. 1 ст. 6.2 Закона о статусе судей, определяющие полномочия председателя суда по организации работы суда и по распределению обязанностей между судьями, не предполагают право председателя суда произвольно передавать дело от одного судьи, принявшего дело к производству, другому судье этого же суда, т.е. без наличия на то установленных процессуальным законом оснований и без принятия соответствующего процессуального решения. Гарантией прав заинтересованных лиц в этом случае служит предусмотренная ГПК РФ возможность обжаловать в судах вышестоящих инстанций судебное постановление, если оно было принято судом в составе, сформированном с нарушением закона (в незаконном составе) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 200-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Севостьянова-Бриксова Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", частью второй статьи 20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 1599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Урахчина Михаила Викторовича, Урахчиной Виктории Александровны и других на нарушение их конституционных прав статьей 14, частью второй статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 26 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", пунктами 1 и 7 части 3 статьи 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положения ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", пп. 3 п. 1 ст. 6.2 Закона о статусе судей, определяющие полномочия председателя суда по организации работы суда и по распределению обязанностей между судьями, не предполагают право председателя суда произвольно передавать дело от одного судьи, принявшего дело к производству, другому судье этого же суда, т.е. без наличия на то установленных процессуальным законом оснований и без принятия соответствующего процессуального решения. Гарантией прав заинтересованных лиц в этом случае служит предусмотренная ГПК РФ возможность обжаловать в судах вышестоящих инстанций судебное постановление, если оно было принято судом в составе, сформированном с нарушением закона (в незаконном составе) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 200-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Севостьянова-Бриксова Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", частью второй статьи 20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 1599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Урахчина Михаила Викторовича, Урахчиной Виктории Александровны и других на нарушение их конституционных прав статьей 14, частью второй статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 26 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", пунктами 1 и 7 части 3 статьи 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Ошибка! МРОТ - это минимальный размер заработной платы, которая согласно определению, данному в ст. 129 ТК РФ, включает, помимо оклада, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также премии. Не входят в состав МРОТ только прямо названные в постановлениях Конституционного Суда РФ выплаты.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Ошибка! МРОТ - это минимальный размер заработной платы, которая согласно определению, данному в ст. 129 ТК РФ, включает, помимо оклада, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также премии. Не входят в состав МРОТ только прямо названные в постановлениях Конституционного Суда РФ выплаты.
Статья: Какие сведения и когда могут быть признаны недостоверными?
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Обратите внимание! Одновременное применение санкций, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, недопустимо из-за схожести их составов правонарушений. На этот нюанс Конституционный Суд РФ обратил внимание еще в Определении от 18.01.2001 N 6-О. Поэтому, какую из названных санкций применить в том или ином случае, налоговый орган решает в зависимости от квалификации действий налогоплательщика.
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Обратите внимание! Одновременное применение санкций, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, недопустимо из-за схожести их составов правонарушений. На этот нюанс Конституционный Суд РФ обратил внимание еще в Определении от 18.01.2001 N 6-О. Поэтому, какую из названных санкций применить в том или ином случае, налоговый орган решает в зависимости от квалификации действий налогоплательщика.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В результате Конституционный Суд РФ и непосредственно судья-докладчик Г.А. Гаджиев встали перед необходимостью решения достаточно сложного вопроса в остром пересечении конституционных принципов. При этом значимость данного вопроса процессуально была подчеркнута тем, что дело рассматривалось полным составом Конституционного Суда РФ, притом что вопрос относился к числу таких, по которым, согласно действовавшей на момент рассмотрения дела редакции Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановление могла принять и одна из двух его палат.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В результате Конституционный Суд РФ и непосредственно судья-докладчик Г.А. Гаджиев встали перед необходимостью решения достаточно сложного вопроса в остром пересечении конституционных принципов. При этом значимость данного вопроса процессуально была подчеркнута тем, что дело рассматривалось полным составом Конституционного Суда РФ, притом что вопрос относился к числу таких, по которым, согласно действовавшей на момент рассмотрения дела редакции Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановление могла принять и одна из двух его палат.