Сокращение должности государственной гражданской службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение должности государственной гражданской службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Установив, что изменение существенных условий служебного контракта фактически обусловлено сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, суд первой инстанции, приняв во внимание позицию, нашедшую свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для прекращения с истцом служебного контракта по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в при установленных обстоятельствах служебный контракт мог быть расторгнут с истцом по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с чем удовлетворил требования ФИО1В. о признании незаконным приказа заместителя министра финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N л/с о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении ее в ранее замещаемой должности, и взыскании в ее пользу среднего заработка за время вынужденного прогула."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"Суд: госслужащего нельзя сократить, если вакансию предложили по рейтингу, а не квалификации (31.10.2025)
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
Статья: Основные криминологические показатели и тенденции пенитенциарной преступности
(Карлов И.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Сказанное еще более актуально в условиях очередной волны сокращений госслужащих на 10% в 2021 г. <12>. Не отрицая необходимости экономии бюджетных средств в сложных социально-экономических условиях, отметим, что в УИС сокращение численности работников не всегда достижимо за счет сокращения вакантных должностей, поскольку ввиду сложных и опасных условий труда при недостаточной социально-правовой защищенности работников такой "некомплект" зачастую является вынужденным, а по факту в исправительных учреждениях наблюдается значительный дефицит рабочей силы. Иными словами, очередное сокращение может привести к значительному повышению нагрузок на личный состав и, как следствие, усложнению борьбы с пенитенциарной преступностью.
(Карлов И.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Сказанное еще более актуально в условиях очередной волны сокращений госслужащих на 10% в 2021 г. <12>. Не отрицая необходимости экономии бюджетных средств в сложных социально-экономических условиях, отметим, что в УИС сокращение численности работников не всегда достижимо за счет сокращения вакантных должностей, поскольку ввиду сложных и опасных условий труда при недостаточной социально-правовой защищенности работников такой "некомплект" зачастую является вынужденным, а по факту в исправительных учреждениях наблюдается значительный дефицит рабочей силы. Иными словами, очередное сокращение может привести к значительному повышению нагрузок на личный состав и, как следствие, усложнению борьбы с пенитенциарной преступностью.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<4> См., например: Сокращение госслужащих в России: что изменится с июля 2025 года. URL: https://yamal-media.ru/narrative/sokraschenie-gossluzhaschih-v-rossii-chto-izmenitsja-s-ijulja-2025-goda (дата обращения: 20.03.2025).
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<4> См., например: Сокращение госслужащих в России: что изменится с июля 2025 года. URL: https://yamal-media.ru/narrative/sokraschenie-gossluzhaschih-v-rossii-chto-izmenitsja-s-ijulja-2025-goda (дата обращения: 20.03.2025).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- При увольнении гражданского служащего в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, упразднением государственного органа либо в связи с отсутствием гражданского служащего на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью (если более длительный срок сохранения места работы не установлен действующим законодательством РФ) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- При увольнении гражданского служащего в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, упразднением государственного органа либо в связи с отсутствием гражданского служащего на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью (если более длительный срок сохранения места работы не установлен действующим законодательством РФ) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
Статья: Наличие допуска к гостайне - важный аспект при сокращении
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 2)Сокращение работников - дело непростое. Для работодателя главное - это соблюдение норм действующего законодательства. При этом сокращение госслужащего имеет свои особенности. Один из аспектов такого сокращения был предметом рассмотрения судебными инстанциями, которые, надо отметить, имели разные подходы к решению спора (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024 по делу N 88-16544/2024 (дело N 2-585/2024)). Детали - в нашем материале.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 2)Сокращение работников - дело непростое. Для работодателя главное - это соблюдение норм действующего законодательства. При этом сокращение госслужащего имеет свои особенности. Один из аспектов такого сокращения был предметом рассмотрения судебными инстанциями, которые, надо отметить, имели разные подходы к решению спора (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024 по делу N 88-16544/2024 (дело N 2-585/2024)). Детали - в нашем материале.
Статья: Особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе при поступлении на службу в органы принудительного исполнения
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Отдельные аспекты правоприменения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание равных возможностей для продвижения по службе иллюстрирует судебная практика. Так, С. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области <12> (далее - УФССП) с требованиями признать незаконным и необоснованным отказ ответчиков в принятии его на службу в органы принудительного исполнения РФ; возложить на них обязанность заключить с ним служебный контракт без условия об испытании для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 9 июня 2020 г.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу материальный ущерб в виде недополученного дохода (упущенной выгоды) в размере 40 тыс. руб. ежемесячно, с 9 июня 2020 г. по день исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. По мнению истца, отказ в принятии его на службу являлся незаконным и немотивированным, так как его деловые качества соответствуют требованиям, установленным Приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП) от 17 января 2020 г. N 102 <13>, а именно: С. имеет диплом о высшем образовании, стаж работы в данной системе с 2004 г., награжден медалями за службу II и III степени, является ветераном ФССП, что подтверждено соответствующим удостоверением. Судом первой инстанции было установлено, что УФССП заблаговременно уведомило истца об отнесении с 1 мая 2020 г. в связи с законодательными изменениями служебной деятельности, осуществляемой в системе ФССП России, к государственной службе иных видов и сокращении замещаемой им должности гражданской службы. При этом истцу было разъяснены его право поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в соответствии с требованиями Федерального закона N 328-ФЗ при условии успешного прохождения профессионального отбора и возможность в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, рассмотреть предлагаемые вакантные должности гражданской службы при их наличии. При отсутствии таковых либо в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы предполагалось освобождение истца от замещаемой им должности и его увольнение по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Отдельные аспекты правоприменения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание равных возможностей для продвижения по службе иллюстрирует судебная практика. Так, С. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области <12> (далее - УФССП) с требованиями признать незаконным и необоснованным отказ ответчиков в принятии его на службу в органы принудительного исполнения РФ; возложить на них обязанность заключить с ним служебный контракт без условия об испытании для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 9 июня 2020 г.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу материальный ущерб в виде недополученного дохода (упущенной выгоды) в размере 40 тыс. руб. ежемесячно, с 9 июня 2020 г. по день исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. По мнению истца, отказ в принятии его на службу являлся незаконным и немотивированным, так как его деловые качества соответствуют требованиям, установленным Приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП) от 17 января 2020 г. N 102 <13>, а именно: С. имеет диплом о высшем образовании, стаж работы в данной системе с 2004 г., награжден медалями за службу II и III степени, является ветераном ФССП, что подтверждено соответствующим удостоверением. Судом первой инстанции было установлено, что УФССП заблаговременно уведомило истца об отнесении с 1 мая 2020 г. в связи с законодательными изменениями служебной деятельности, осуществляемой в системе ФССП России, к государственной службе иных видов и сокращении замещаемой им должности гражданской службы. При этом истцу было разъяснены его право поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в соответствии с требованиями Федерального закона N 328-ФЗ при условии успешного прохождения профессионального отбора и возможность в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, рассмотреть предлагаемые вакантные должности гражданской службы при их наличии. При отсутствии таковых либо в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы предполагалось освобождение истца от замещаемой им должности и его увольнение по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)Какие выплаты положены при сокращении госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Какие выплаты положены при сокращении госслужащего
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Развитие механизмов саморегулирования позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка в диалоге с властью в вопросах защиты своих интересов и прав, а с потребителями - в вопросах защиты их прав, а с другой стороны, персонифицировать наиболее авторитетных и компетентных, по мнению представителей рынка, участников. При этом создаются предпосылки для комплексного решения задач по формированию института квалифицированного диалога, оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательских и профессиональных сообществ, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса, сужения поля для принятия решений по усмотрению государственных служащих, а также для сокращения бюрократических барьеров и устранения коррупциогенных факторов.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Развитие механизмов саморегулирования позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка в диалоге с властью в вопросах защиты своих интересов и прав, а с потребителями - в вопросах защиты их прав, а с другой стороны, персонифицировать наиболее авторитетных и компетентных, по мнению представителей рынка, участников. При этом создаются предпосылки для комплексного решения задач по формированию института квалифицированного диалога, оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательских и профессиональных сообществ, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса, сужения поля для принятия решений по усмотрению государственных служащих, а также для сокращения бюрократических барьеров и устранения коррупциогенных факторов.
Статья: Сокращение госслужащего: как избежать ошибок?
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3