Сохранение права пользования жилым помещением за сиротой до совершеннолетия
Подборка наиболее важных документов по запросу Сохранение права пользования жилым помещением за сиротой до совершеннолетия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Исковое заявление в суд общей юрисдикции о выселении в другое жилое помещение в связи с невозможностью совместного проживания гражданина, лишенного родительских прав, с ребенком, в отношении которого он лишен родительских прав (по основаниям ч. 2 ст. 90 ЖК РФ или ч. 2 ст. 91 ЖК РФ) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)6. Копия Распоряжения ОСНЗ от "___"_________ ____ г. об устройстве несовершеннолетнего в приемную семью/о назначении Истца опекуном/попечителем _________________________ (Ф.И.О., дата рождения), о сохранении на время нахождения под опекой (попечительством) за _________________________ (Ф.И.О., дата рождения) права пользования Жилым помещением/о включении ________________________ (Ф.И.О., дата рождения) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)6. Копия Распоряжения ОСНЗ от "___"_________ ____ г. об устройстве несовершеннолетнего в приемную семью/о назначении Истца опекуном/попечителем _________________________ (Ф.И.О., дата рождения), о сохранении на время нахождения под опекой (попечительством) за _________________________ (Ф.И.О., дата рождения) права пользования Жилым помещением/о включении ________________________ (Ф.И.О., дата рождения) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)6. Копия Распоряжения ОСНЗ от "___"_____________ г. об устройстве несовершеннолетнего в приемную семью/о назначении Истца опекуном/попечителем _________________________ (Ф.И.О., дата рождения), о сохранении на время нахождения под опекой (попечительством) за _________________________ (Ф.И.О., дата рождения) права пользования Жилым помещением/о включении _________________________ (Ф.И.О., дата рождения) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)6. Копия Распоряжения ОСНЗ от "___"_____________ г. об устройстве несовершеннолетнего в приемную семью/о назначении Истца опекуном/попечителем _________________________ (Ф.И.О., дата рождения), о сохранении на время нахождения под опекой (попечительством) за _________________________ (Ф.И.О., дата рождения) права пользования Жилым помещением/о включении _________________________ (Ф.И.О., дата рождения) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(Куропацкая Е.Г., Темникова Н.А., Попова О.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Подопечные имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, а также сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Если соответствующие выплаты подопечному еще не производятся, то опекун или попечитель должен предпринять меры, направленные на получение указанных выплат. Предусматривая пенсии, пособия, иные социальные выплаты на содержание подопечных, закон вместе с тем не обязывает опекуна содержать подопечного и не дает права получать содержание за счет опекуна.
(постатейный)
(Куропацкая Е.Г., Темникова Н.А., Попова О.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Подопечные имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, а также сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Если соответствующие выплаты подопечному еще не производятся, то опекун или попечитель должен предпринять меры, направленные на получение указанных выплат. Предусматривая пенсии, пособия, иные социальные выплаты на содержание подопечных, закон вместе с тем не обязывает опекуна содержать подопечного и не дает права получать содержание за счет опекуна.
Нормативные акты
Постановление администрации городского округа Балашиха МО от 25.11.2024 N 4031-ПА
(ред. от 20.12.2024)
"Об утверждении Положения об управлении по жилищным вопросам администрации городского округа Балашиха"3.26. Подготовка проекта нормативно-правового акта о сохранении права пользования жилыми помещениями за несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лиц из их числа.
(ред. от 20.12.2024)
"Об утверждении Положения об управлении по жилищным вопросам администрации городского округа Балашиха"3.26. Подготовка проекта нормативно-правового акта о сохранении права пользования жилыми помещениями за несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лиц из их числа.
Статья: Некоторые проблемы охраны и защиты имущественных интересов несовершеннолетних собственников и сособственников жилых помещений
(Ситдикова Л.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2012, N 6)Особую остроту данная проблема приобретает тогда, когда дети при живых родителях остаются без их попечения, т.е. являются социальными сиротами, поскольку их родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Через все законодательство об устройстве в семью детей, оставшихся без попечения родителей, что называется, красной нитью проходит принцип сохранения за ребенком, переданным в чужую семью на воспитание либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в иные организации, права собственности на жилое помещение или права пользования им. Однако далеко не всегда в законе имеется четкий правовой механизм, реально обеспечивающий охрану и защиту интересов несовершеннолетних детей в подобных случаях. Соответствующие положения имеются в главе 4 ФЗ "Об опеке и попечительстве", которые распространяются на опекунов и попечителей, в том числе приемных родителей и патронатных воспитателей, а также на указанные выше организации, куда передается ребенок, не устроенный в семью. Однако эти положения не применяются при передаче ребенка на усыновление, поскольку в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства, отсутствует технология передачи имущества усыновляемого ребенка усыновителям; на него в отличие от опекуна или попечителя прямо не возлагается обязанность по его охране и по защите интересов ребенка, когда, к примеру, в жилом помещении сособственниками являются родители, лишенные родительских прав, а потому усыновление произведено без их согласия. Таким образом, усыновленный ребенок может навсегда потерять жилое помещение, особенно если в отношении его не прекращен режим общей совместной собственности, а усыновитель не всегда может быть в состоянии обеспечить его другим жилым помещением. Вряд ли стоит говорить о том, что, как правило, практически никто не заботится об имущественных правах ребенка при его усыновлении иностранным гражданином или лицом без гражданства и при выезде его за пределы РФ, поскольку в Правилах о постановке усыновленного ребенка на учет в консульские учреждения ничего об охране его имущества, включая жилое помещение, не говорится. Государство не задумывается о том, что ребенок по достижении совершеннолетия может пожелать вернуться на родину, где его отнюдь не ждет оставленное им родное жилище. Тот факт, что решать эти проблемы необходимо, не вызывает сомнений. Другое дело, как их решать. Представляется, что прежде всего необходимо в органах опеки создать банк данных о жилых помещениях, в которых проживают несовершеннолетние либо проживали до их устройства в другую семью или в детские учреждения. Только таким способом можно обеспечить контроль за совершением с этими помещениями жилищных сделок и сохранность жилых помещений, куда вернутся их сособственники.
(Ситдикова Л.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2012, N 6)Особую остроту данная проблема приобретает тогда, когда дети при живых родителях остаются без их попечения, т.е. являются социальными сиротами, поскольку их родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Через все законодательство об устройстве в семью детей, оставшихся без попечения родителей, что называется, красной нитью проходит принцип сохранения за ребенком, переданным в чужую семью на воспитание либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в иные организации, права собственности на жилое помещение или права пользования им. Однако далеко не всегда в законе имеется четкий правовой механизм, реально обеспечивающий охрану и защиту интересов несовершеннолетних детей в подобных случаях. Соответствующие положения имеются в главе 4 ФЗ "Об опеке и попечительстве", которые распространяются на опекунов и попечителей, в том числе приемных родителей и патронатных воспитателей, а также на указанные выше организации, куда передается ребенок, не устроенный в семью. Однако эти положения не применяются при передаче ребенка на усыновление, поскольку в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства, отсутствует технология передачи имущества усыновляемого ребенка усыновителям; на него в отличие от опекуна или попечителя прямо не возлагается обязанность по его охране и по защите интересов ребенка, когда, к примеру, в жилом помещении сособственниками являются родители, лишенные родительских прав, а потому усыновление произведено без их согласия. Таким образом, усыновленный ребенок может навсегда потерять жилое помещение, особенно если в отношении его не прекращен режим общей совместной собственности, а усыновитель не всегда может быть в состоянии обеспечить его другим жилым помещением. Вряд ли стоит говорить о том, что, как правило, практически никто не заботится об имущественных правах ребенка при его усыновлении иностранным гражданином или лицом без гражданства и при выезде его за пределы РФ, поскольку в Правилах о постановке усыновленного ребенка на учет в консульские учреждения ничего об охране его имущества, включая жилое помещение, не говорится. Государство не задумывается о том, что ребенок по достижении совершеннолетия может пожелать вернуться на родину, где его отнюдь не ждет оставленное им родное жилище. Тот факт, что решать эти проблемы необходимо, не вызывает сомнений. Другое дело, как их решать. Представляется, что прежде всего необходимо в органах опеки создать банк данных о жилых помещениях, в которых проживают несовершеннолетние либо проживали до их устройства в другую семью или в детские учреждения. Только таким способом можно обеспечить контроль за совершением с этими помещениями жилищных сделок и сохранность жилых помещений, куда вернутся их сособственники.