Согласие на разглашение налоговой тайны
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие на разглашение налоговой тайны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию финансового управляющего неправомерной, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами. Статья 102 НК РФ предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию финансового управляющего неправомерной, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами. Статья 102 НК РФ предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Синергетический подход к взаимодействию между налоговым органом и налогоплательщиком как условие эффективного функционирования налоговой системы: зарубежный опыт
(Дирксен Т.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Однако внедрение синергетического подхода должно быть постепенным с соблюдением присущих ему характеристик. Модель синергетического взаимодействия строится на основе открытости налоговых органов и их содействии налогоплательщикам в исполнении их налоговых обязанностей, включая условия реализации прав, предоставленных в соответствии с налоговым законодательством. Однако попытка формирования синергетической модели взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в Российской Федерации не всегда отвечает принципам самого подхода. Например, Федеральной налоговой службой Российской Федерации совместно с Ассоциацией добросовестных участников рынка Агропромышленного комплекса был разработан информационный ресурс, направленный на открытое информирование налоговыми органами о налоговых разрывах по НДС для предоставления налогоплательщику возможности оперативно урегулировать сомнительную операцию по НДС в случае ее возникновения <10>. Такой механизм можно было бы рассматривать как элемент синергетического подхода к решению проблемы несогласованности интересов налогового органа и налогоплательщика. Однако предполагаемое информирование осуществляется в отношении не всех, а лишь "добросовестных" налогоплательщиков, предоставивших согласие на разглашение налоговой тайны в части сведений о несформированных источниках для применения налогового вычета по НДС. Различное отношение налоговых органов к налогоплательщикам в зависимости от "добросовестности" последних не только способно усугубить негативное восприятие налоговой системы лицами, не вошедшими в категорию "добросовестных", но и не может являться эффективным инструментом профилактики налоговых правонарушений, поскольку она предполагает информирование и более тесное взаимодействие, прежде всего, с потенциальными нарушителями налогового законодательства.
(Дирксен Т.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Однако внедрение синергетического подхода должно быть постепенным с соблюдением присущих ему характеристик. Модель синергетического взаимодействия строится на основе открытости налоговых органов и их содействии налогоплательщикам в исполнении их налоговых обязанностей, включая условия реализации прав, предоставленных в соответствии с налоговым законодательством. Однако попытка формирования синергетической модели взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в Российской Федерации не всегда отвечает принципам самого подхода. Например, Федеральной налоговой службой Российской Федерации совместно с Ассоциацией добросовестных участников рынка Агропромышленного комплекса был разработан информационный ресурс, направленный на открытое информирование налоговыми органами о налоговых разрывах по НДС для предоставления налогоплательщику возможности оперативно урегулировать сомнительную операцию по НДС в случае ее возникновения <10>. Такой механизм можно было бы рассматривать как элемент синергетического подхода к решению проблемы несогласованности интересов налогового органа и налогоплательщика. Однако предполагаемое информирование осуществляется в отношении не всех, а лишь "добросовестных" налогоплательщиков, предоставивших согласие на разглашение налоговой тайны в части сведений о несформированных источниках для применения налогового вычета по НДС. Различное отношение налоговых органов к налогоплательщикам в зависимости от "добросовестности" последних не только способно усугубить негативное восприятие налоговой системы лицами, не вошедшими в категорию "добросовестных", но и не может являться эффективным инструментом профилактики налоговых правонарушений, поскольку она предполагает информирование и более тесное взаимодействие, прежде всего, с потенциальными нарушителями налогового законодательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" УК РФ (наименование в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ) устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в том числе за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" УК РФ (наименование в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ) устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в том числе за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ
(ред. от 21.07.2014)
"О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"Принцип конфиденциальности означает, что кредиторы не имеют права без согласия сельскохозяйственного товаропроизводителя разглашать его коммерческую и налоговую тайны.
(ред. от 21.07.2014)
"О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"Принцип конфиденциальности означает, что кредиторы не имеют права без согласия сельскохозяйственного товаропроизводителя разглашать его коммерческую и налоговую тайны.
Решение ВАС РФ от 23.06.2003 N 7264/03
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утв. Приказом МНС РФ от 23.01.2003 N БГ-3-28/23>Пунктом 6 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Понятие налоговой тайны содержится в статье 102 "Налоговая тайна" Кодекса, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, в частности разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, об идентификационном номере налогоплательщика. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утв. Приказом МНС РФ от 23.01.2003 N БГ-3-28/23>Пунктом 6 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Понятие налоговой тайны содержится в статье 102 "Налоговая тайна" Кодекса, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, в частности разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, об идентификационном номере налогоплательщика. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Расширение перечня сведений, не охватываемых режимом налоговой тайны, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К числу положительных последствий следует отнести снятие правовой коллизии в отношении бухгалтерской отчетности организаций, которая в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" являлась открытой информацией, а в соответствии с положениями НК РФ относилась к налоговой тайне, что на практике вызывало массу вопросов. Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах налогоплательщики получили дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента. Внедрение в сферу налоговых правоотношений института согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными влечет риск, что право налогоплательщика на налоговую тайну окажется формальным. В связи с этим необходимо предусмотреть правовые инструменты, препятствующие широкому распространению практики получения от налогоплательщиков подписок о разглашении сведений, составляющих их налоговую тайну, во избежание нивелирования значения правового института налоговой тайны как такового.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Расширение перечня сведений, не охватываемых режимом налоговой тайны, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К числу положительных последствий следует отнести снятие правовой коллизии в отношении бухгалтерской отчетности организаций, которая в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" являлась открытой информацией, а в соответствии с положениями НК РФ относилась к налоговой тайне, что на практике вызывало массу вопросов. Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах налогоплательщики получили дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента. Внедрение в сферу налоговых правоотношений института согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными влечет риск, что право налогоплательщика на налоговую тайну окажется формальным. В связи с этим необходимо предусмотреть правовые инструменты, препятствующие широкому распространению практики получения от налогоплательщиков подписок о разглашении сведений, составляющих их налоговую тайну, во избежание нивелирования значения правового института налоговой тайны как такового.
Статья: Проблемы регламентации уголовной ответственности за незаконные получение и разглашение коммерческой, налоговой и банковской тайны
(Восканян Р.О., Вольдимарова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)В части 2 ст. 183 УК РФ речь идет о незаконных разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому была вверена данная информация, с указанием на условие о том, что информация была передана третьим лицам без согласия ее владельца. Вместе с тем в п. 7 ст. 2 Закона о защите информации указывается, что обеспечение конфиденциальности сведений является обязательным условием в отношении лица, получившего на законных основаниях доступ к их использованию. Далее в Законе говорится, что данная информация не может быть передана третьим лицам вопреки воле ее обладателя. Таким образом, в ч. 2 ст. 183 УК РФ без необходимости дублируются положения Закона о защите информации. В рамках квалифицирующего признака, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК РФ, было бы целесообразно использовать формулировку "совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения", что соответствовало бы логике построения иных уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность специального субъекта за использование предоставленных полномочий при совершении преступления.
(Восканян Р.О., Вольдимарова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)В части 2 ст. 183 УК РФ речь идет о незаконных разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому была вверена данная информация, с указанием на условие о том, что информация была передана третьим лицам без согласия ее владельца. Вместе с тем в п. 7 ст. 2 Закона о защите информации указывается, что обеспечение конфиденциальности сведений является обязательным условием в отношении лица, получившего на законных основаниях доступ к их использованию. Далее в Законе говорится, что данная информация не может быть передана третьим лицам вопреки воле ее обладателя. Таким образом, в ч. 2 ст. 183 УК РФ без необходимости дублируются положения Закона о защите информации. В рамках квалифицирующего признака, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК РФ, было бы целесообразно использовать формулировку "совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения", что соответствовало бы логике построения иных уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность специального субъекта за использование предоставленных полномочий при совершении преступления.
Статья: Режим коммерческой тайны в организации
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 6)- собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1);
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 6)- собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1);
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Статья 183 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Соответственно, сотрудники банка при передаче неуполномоченным лицам сведений, составляющих банковскую и (или) коммерческую тайну, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Статья 183 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Соответственно, сотрудники банка при передаче неуполномоченным лицам сведений, составляющих банковскую и (или) коммерческую тайну, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)С 1 августа 2022 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (далее - согласие). При этом указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме, а формат и порядок его направления, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такое согласие направляется в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам или через сервисы и иные платформы ФНС России.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)С 1 августа 2022 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (далее - согласие). При этом указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме, а формат и порядок его направления, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такое согласие направляется в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам или через сервисы и иные платформы ФНС России.
Статья: Интеллектуальные права: понятие и виды
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2, 3, 4 ст. 183 УК РФ).
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2, 3, 4 ст. 183 УК РФ).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 8)1. Налоговая тайна обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении представляемой ими информации. Передавая те или иные документы в налоговый орган для подтверждения и проверки тех или иных налоговых обязательств, налогоплательщик должен быть уверен, что все передаваемые им сведения будут использованы только в тех целях, для которых они представляются, - определение объема (размера) налоговой обязанности. Исключения составляют общедоступные сведения, случаи, установленные законом, а также представление самим налогоплательщиком согласия на разглашение уполномоченным органом информации, полученной в результате налогового контроля.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 8)1. Налоговая тайна обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении представляемой ими информации. Передавая те или иные документы в налоговый орган для подтверждения и проверки тех или иных налоговых обязательств, налогоплательщик должен быть уверен, что все передаваемые им сведения будут использованы только в тех целях, для которых они представляются, - определение объема (размера) налоговой обязанности. Исключения составляют общедоступные сведения, случаи, установленные законом, а также представление самим налогоплательщиком согласия на разглашение уполномоченным органом информации, полученной в результате налогового контроля.
Вопрос: О предложении по наделению налоговых органов полномочиями по предоставлению в финансовые органы информации о задолженности и переплате налогоплательщиков - государственных учреждений.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-02-08/75329)Приведенное предложение в части передачи сведений о задолженности и переплате не учитывает требования статьи 102 Кодекса, согласно которым налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса. Налоговая тайна в общем случае не подлежит разглашению налоговыми органами, однако может быть передана иному лицу с согласия налогоплательщика, предусмотренного пунктом 2.3 статьи 102 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-02-08/75329)Приведенное предложение в части передачи сведений о задолженности и переплате не учитывает требования статьи 102 Кодекса, согласно которым налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса. Налоговая тайна в общем случае не подлежит разглашению налоговыми органами, однако может быть передана иному лицу с согласия налогоплательщика, предусмотренного пунктом 2.3 статьи 102 Кодекса.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (п. 2.3 ст. 102 НК РФ). Согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (п. 2.3 ст. 102 НК РФ). Согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части.
Вопрос: Должен ли налоговый орган представлять налогоплательщику выводы АСК НДС-2? Может ли налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности получить данные АСК НДС-2 по контрагенту?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Сведения из налоговых деклараций относятся к налоговой тайне. При этом не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (ст. 102 НК РФ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Сведения из налоговых деклараций относятся к налоговой тайне. При этом не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (ст. 102 НК РФ).