Согласие на обработку общедоступных персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие на обработку общедоступных персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые следы и цифровые тени: правовая квалификация
(Гапанович А.В.)
("Юрист", 2022, N 6)Таким образом, исходя из разграничения понятий "распространение" и "предоставление" персональных данных с учетом вышеуказанных норм, следует, что ограничения по получению согласия на обработку персональных данных, являющихся общедоступной информацией, предусмотрены только в отношении их распространения, т.е. действий, направленных на их раскрытие неопределенному кругу лиц. В связи с чем можно сделать вывод, что в отношении указанных персональных данных законодательно допускается осуществлять их предоставление без согласия на то субъекта персональных данных. Ввиду этого цепочка лиц, которым могут быть предоставлены данные, представляющие собой цифровой след, является бесконечной.
(Гапанович А.В.)
("Юрист", 2022, N 6)Таким образом, исходя из разграничения понятий "распространение" и "предоставление" персональных данных с учетом вышеуказанных норм, следует, что ограничения по получению согласия на обработку персональных данных, являющихся общедоступной информацией, предусмотрены только в отношении их распространения, т.е. действий, направленных на их раскрытие неопределенному кругу лиц. В связи с чем можно сделать вывод, что в отношении указанных персональных данных законодательно допускается осуществлять их предоставление без согласия на то субъекта персональных данных. Ввиду этого цепочка лиц, которым могут быть предоставлены данные, представляющие собой цифровой след, является бесконечной.
Статья: Персональные данные
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Суд не принял во внимание довод ответчика о том, что информация с телефонным номером истца размещена в сети Интернет, что исключает необходимость получения согласия субъекта на обработку его общедоступных персональных данных, поскольку телефонный номер адвоката был размещен в сети Интернет в целях оказания юридических услуг, в то время как ответчик воспользовался персональными данными истца с другой целью, а именно с целью доведения до Г.А.В. (должник по договору) через его представителя информации в связи с задолженностью по кредиту.
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Суд не принял во внимание довод ответчика о том, что информация с телефонным номером истца размещена в сети Интернет, что исключает необходимость получения согласия субъекта на обработку его общедоступных персональных данных, поскольку телефонный номер адвоката был размещен в сети Интернет в целях оказания юридических услуг, в то время как ответчик воспользовался персональными данными истца с другой целью, а именно с целью доведения до Г.А.В. (должник по договору) через его представителя информации в связи с задолженностью по кредиту.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2021 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "МедРейтинг"Решением Центрального районного суда города Воронежа от 28 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований гражданки Г., являющейся врачом, к ООО "МедРейтинг" о возложении обязанности прекратить обработку ее персональных данных и удалить с сайта prodoctorov.ru ее профиль, а также о компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей. Определением судьи Воронежского областного суда от 15 апреля 2019 года в передаче кассационной жалобы на состоявшиеся судебные постановления для рассмотрения судом кассационной инстанции отказано. При этом суды исходили из того, что данные о медицинских работниках в силу закона подлежат опубликованию на интернет-сайтах медицинских организаций и потому считаются общедоступными, в связи с чем для их обработки согласия субъекта персональных данных не требуется. Кроме того, отмечено, что условием размещения отзыва на сайте ответчика служит представление пользователем сведений о посещении им медицинского учреждения и конкретного врача, причем последние вправе опровергать соответствующие комментарии.
"По делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "МедРейтинг"Решением Центрального районного суда города Воронежа от 28 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований гражданки Г., являющейся врачом, к ООО "МедРейтинг" о возложении обязанности прекратить обработку ее персональных данных и удалить с сайта prodoctorov.ru ее профиль, а также о компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей. Определением судьи Воронежского областного суда от 15 апреля 2019 года в передаче кассационной жалобы на состоявшиеся судебные постановления для рассмотрения судом кассационной инстанции отказано. При этом суды исходили из того, что данные о медицинских работниках в силу закона подлежат опубликованию на интернет-сайтах медицинских организаций и потому считаются общедоступными, в связи с чем для их обработки согласия субъекта персональных данных не требуется. Кроме того, отмечено, что условием размещения отзыва на сайте ответчика служит представление пользователем сведений о посещении им медицинского учреждения и конкретного врача, причем последние вправе опровергать соответствующие комментарии.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Информация, указанная в части 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Информация, указанная в части 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Поскольку процесс кадрового оформления приема на службу сопряжен с неизбежной работой с персональными данными, претендент обязан предоставить документ, подтверждающий его согласие на обработку его персональных данных.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Поскольку процесс кадрового оформления приема на службу сопряжен с неизбежной работой с персональными данными, претендент обязан предоставить документ, подтверждающий его согласие на обработку его персональных данных.
Готовое решение: Что относится к конфиденциальной информации (охраняемой законом тайне)
(КонсультантПлюс, 2025)На общедоступную информацию не распространяются требования конфиденциальности и относящиеся к ней сведения могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений (ч. 2 ст. 7 Закона об информации). Получать согласие на обработку таких персональных данных не требуется (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минцифры России от 14.05.2024 N П25-12029-ОГ).
(КонсультантПлюс, 2025)На общедоступную информацию не распространяются требования конфиденциальности и относящиеся к ней сведения могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений (ч. 2 ст. 7 Закона об информации). Получать согласие на обработку таких персональных данных не требуется (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минцифры России от 14.05.2024 N П25-12029-ОГ).
Статья: Отдельные вопросы, связанные с персональными данными
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- персональных данных, включаемых в общедоступные источники персональных данных, например в справочники, адресные книги (ч. 1 ст. 8 Закона о персональных данных).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- персональных данных, включаемых в общедоступные источники персональных данных, например в справочники, адресные книги (ч. 1 ст. 8 Закона о персональных данных).
Статья: Правовое регулирование цифровых следов и цифровых теней при обработке больших данных
(Карлаш Д.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)По смыслу ст. 7 Закона о защите информации и ст. 3 Закона о персональных данных цифровые следы являются персональными данными, поскольку они могут способствовать индивидуализации лица в цифровом пространстве. Цифровые следы могут быть причислены к общедоступной информации, поскольку, как правило, субъект персональных данных предоставляет согласие на обработку персональных данных неограниченному кругу лиц <15>.
(Карлаш Д.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)По смыслу ст. 7 Закона о защите информации и ст. 3 Закона о персональных данных цифровые следы являются персональными данными, поскольку они могут способствовать индивидуализации лица в цифровом пространстве. Цифровые следы могут быть причислены к общедоступной информации, поскольку, как правило, субъект персональных данных предоставляет согласие на обработку персональных данных неограниченному кругу лиц <15>.
Статья: О новых приказах Роскомнадзора в сфере защиты персональных данных
(Комиссарова Т.Ю.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- ведения деятельности по обработке персональных данных, предполагающей получение согласия на обработку персональных данных, содержащего положения о предоставлении права осуществлять обработку персональных данных определенному и (или) неопределенному кругу лиц в целях, несовместимых между собой.
(Комиссарова Т.Ю.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- ведения деятельности по обработке персональных данных, предполагающей получение согласия на обработку персональных данных, содержащего положения о предоставлении права осуществлять обработку персональных данных определенному и (или) неопределенному кругу лиц в целях, несовместимых между собой.
Статья: Информация об интересах и поведении потребителя как объект правоотношений в период цифровизации
(Белов В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)<5> Цифровой след относится к категории общедоступной информации, так как пользователь самостоятельно своими действиями раскрывает свои персональные данные неограниченному кругу лиц в сети Интернет. В связи с этим в отношении данной информации ограничено только ее распространение посредством предоставления согласия на обработку для указанных целей, а иные способы обработки, в том числе хранение, могут осуществляться без данного согласия. Цифровая тень представляет собой персональные данные, формируемые без ведома субъекта, в результате чего контролировать их обработку он не имеет возможности, что является нарушением законодательства о персональных данных (см., например: Гапанович А.В. Цифровые следы и цифровые тени: правовая квалификация // Юрист. 2022. N 6. С. 2 - 7).
(Белов В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)<5> Цифровой след относится к категории общедоступной информации, так как пользователь самостоятельно своими действиями раскрывает свои персональные данные неограниченному кругу лиц в сети Интернет. В связи с этим в отношении данной информации ограничено только ее распространение посредством предоставления согласия на обработку для указанных целей, а иные способы обработки, в том числе хранение, могут осуществляться без данного согласия. Цифровая тень представляет собой персональные данные, формируемые без ведома субъекта, в результате чего контролировать их обработку он не имеет возможности, что является нарушением законодательства о персональных данных (см., например: Гапанович А.В. Цифровые следы и цифровые тени: правовая квалификация // Юрист. 2022. N 6. С. 2 - 7).
Статья: Персональные данные и возможности их использования: из опыта стран БРИКС
(Карцхия А.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)При этом выделена особая категория - персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, которыми являются персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных". Из новой редакции этой статьи исключено понятие персональных данных, сделанных общедоступными субъектом персональных данных. Закон (ст. 10) определил специальные категории персональных данных (касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни), обработка которых не допускается, за исключением случаев, которые можно разграничить на частноправовые, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных, либо когда обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, т.е. раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия на обработку, но с обязанностью предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных, которая возложена на каждое лицо, осуществившее их распространение или иную обработку. К публично-правовым можно отнести случаи, когда обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно и др.
(Карцхия А.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)При этом выделена особая категория - персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, которыми являются персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных". Из новой редакции этой статьи исключено понятие персональных данных, сделанных общедоступными субъектом персональных данных. Закон (ст. 10) определил специальные категории персональных данных (касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни), обработка которых не допускается, за исключением случаев, которые можно разграничить на частноправовые, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных, либо когда обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, т.е. раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия на обработку, но с обязанностью предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных, которая возложена на каждое лицо, осуществившее их распространение или иную обработку. К публично-правовым можно отнести случаи, когда обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно и др.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)а) на уточнение порядка обезличивания персональных данных, получения согласия граждан, ответственности за ненадлежащие обработку и безопасность персональных данных;
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)а) на уточнение порядка обезличивания персональных данных, получения согласия граждан, ответственности за ненадлежащие обработку и безопасность персональных данных;
Статья: Конец общедоступных персональных данных в России? К вопросу о Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 519-ФЗ
(Абышко А.О.)
("Закон", 2022, N 3)Ключевые слова: информационное право, персональные данные, общедоступные данные, согласие на обработку персональных данных, GDPR.
(Абышко А.О.)
("Закон", 2022, N 3)Ключевые слова: информационное право, персональные данные, общедоступные данные, согласие на обработку персональных данных, GDPR.