Содержание муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)...деятельность по содержанию муниципального имущества (объектов городского благоустройства) велась налогоплательщиком в силу его уставных задач...
(КонсультантПлюс, 2025)...деятельность по содержанию муниципального имущества (объектов городского благоустройства) велась налогоплательщиком в силу его уставных задач...
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области налогов, сборов и бюджетного регулирования: Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения государственного (муниципального) задания
(КонсультантПлюс, 2025)не доказана вина привлекаемого Должностного лица (обязанность по обеспечению организации работы по определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных бюджетных учреждений возложена на иное лицо и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)не доказана вина привлекаемого Должностного лица (обязанность по обеспечению организации работы по определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных бюджетных учреждений возложена на иное лицо и др.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Такому исходу немало способствовали и возникшие у муниципальных образований проблемы с предоставлением унитарным предприятиям субсидий на содержание муниципального имущества, причем как закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), так и оставшегося в муниципальной казне.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Такому исходу немало способствовали и возникшие у муниципальных образований проблемы с предоставлением унитарным предприятиям субсидий на содержание муниципального имущества, причем как закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), так и оставшегося в муниципальной казне.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Унитарное предприятие, созданное муниципальным образованием, осуществляет деятельность, связанную с ремонтом и содержанием муниципального имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Унитарное предприятие, созданное муниципальным образованием, осуществляет деятельность, связанную с ремонтом и содержанием муниципального имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по капитальному ремонту заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, должны применять иной порядок проведения закупок. Так, автономные учреждения при закупке работ по капремонту за счет субсидий обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ, если соглашением о предоставлении таких субсидий предусмотрена обязанность осуществить закупку в порядке, предусмотренном названным Законом, поскольку именно соглашение определяет условия, на которых предоставляется субсидия (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В остальных случаях закупка на капремонт, в том числе за счет субсидий, проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Часть 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в этих случаях неприменима, поскольку расходы на капитальный ремонт относятся к расходам на содержание имущества и не являются капитальным вложением в объекты государственной (муниципальной) собственности. Данный вывод подтверждается также следующими аргументами:
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, должны применять иной порядок проведения закупок. Так, автономные учреждения при закупке работ по капремонту за счет субсидий обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ, если соглашением о предоставлении таких субсидий предусмотрена обязанность осуществить закупку в порядке, предусмотренном названным Законом, поскольку именно соглашение определяет условия, на которых предоставляется субсидия (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В остальных случаях закупка на капремонт, в том числе за счет субсидий, проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Часть 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в этих случаях неприменима, поскольку расходы на капитальный ремонт относятся к расходам на содержание имущества и не являются капитальным вложением в объекты государственной (муниципальной) собственности. Данный вывод подтверждается также следующими аргументами:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить комментируемому Закону. Соответственно, в случае, если федеральный закон противоречит комментируемому Закону, применяются нормы комментируемого Закона. Тем самым определено центральное, системообразующее место комментируемого Закона как акта законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества. Разумеется, речь идет о приоритетности норм комментируемого Закона только при условии, что эти нормы охватываются сферой действия данного Закона, определенной в его ст. 3.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить комментируемому Закону. Соответственно, в случае, если федеральный закон противоречит комментируемому Закону, применяются нормы комментируемого Закона. Тем самым определено центральное, системообразующее место комментируемого Закона как акта законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества. Разумеется, речь идет о приоритетности норм комментируемого Закона только при условии, что эти нормы охватываются сферой действия данного Закона, определенной в его ст. 3.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Подобные соглашения регламентируются ст. 39.25 Земельного кодекса РФ, согласно которой соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Подобные соглашения регламентируются ст. 39.25 Земельного кодекса РФ, согласно которой соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Пример. Унитарное предприятие, созданное муниципальным образованием, осуществляет деятельность, связанную с ремонтом и содержанием муниципального имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Пример. Унитарное предприятие, созданное муниципальным образованием, осуществляет деятельность, связанную с ремонтом и содержанием муниципального имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проверяя законность п. 272 раздела "Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда" Перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Черниговского муниципального района в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения, являющегося приложением N 2 к Закону Приморского края от 9 августа 2007 г. N 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что Приморский краевой суд "необоснованно сделал вывод о том, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения, имеющие исключительно технический характер" <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проверяя законность п. 272 раздела "Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда" Перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Черниговского муниципального района в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения, являющегося приложением N 2 к Закону Приморского края от 9 августа 2007 г. N 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что Приморский краевой суд "необоснованно сделал вывод о том, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения, имеющие исключительно технический характер" <1>.
Статья: Исполнимость мер прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)В части доводов административного ответчика об отсутствии материальных возможностей для исполнения финансовых обязательств муниципального образования по обеспечению надлежащего водоотведения суд мотивировал свою позицию следующим образом: "Орган местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий определять как источники финансирования, так и последовательность проведения необходимых работ. При этом отсутствие денежных средств не может быть юридическим основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения своих обязанностей по содержанию муниципального имущества в интересах населения данной территории".
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)В части доводов административного ответчика об отсутствии материальных возможностей для исполнения финансовых обязательств муниципального образования по обеспечению надлежащего водоотведения суд мотивировал свою позицию следующим образом: "Орган местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий определять как источники финансирования, так и последовательность проведения необходимых работ. При этом отсутствие денежных средств не может быть юридическим основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения своих обязанностей по содержанию муниципального имущества в интересах населения данной территории".
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12